аналитик Белорусского института стратегических исследований
Азиатско-Тихоокеанский регион в июле продолжает задавать топовую повестку глобальной и региональной политики, притягивая к себе, как магнит, все более пристальное внимание остального мира
Завершившееся без заключения прорывных соглашений турне Джо Байдена на Ближний Восток, «скомканные» итоги встречи глав МИД G20 на индонезийском курорте Бали, а еще ранее — невнятное выступление американского президента перед лидерами АСЕАН в очередной раз представили несостоятельность и архаичность подходов коллективного Запада к конструированию нового мирового порядка.
На этом фоне несколько выбивался саммит лидеров Индии, Израиля, ОАЭ и США (I2U2), в повестке которого доминировали экономические вопросы: сотрудничество в сферах водных ресурсов, энергетики, транспорта, космоса, здравоохранения и продовольственной безопасности, передовых и зеленых технологий. При понимании объективных сложностей достижения консенсуса на Ближнем Востоке в секторе безопасности акцент I2U2 на экономическом и гуманитарном треках выглядит разумным. Как минимум чтобы не подорвать связи с Ираном как региональным лидером.
В свою очередь, визит Путина в Тегеран спустя несколько дней после турне в регион Джо Байдена многие (даже западные) наблюдатели восприняли как сигнал о формировании меняющей геополитические расклады региональной коалиции, состоящей из таких находящихся под санкциями стран, как Иран, Россия, Китай и Турция. При этом факт подписания «Газпромом» меморандума о сотрудничестве с Национальной иранской нефтяной компанией (NIOC) с «крупнейшими иностранными инвестициями в истории нефтяной промышленности Ирана» (до 40 миллиардов долларов) знаменует создание мощнейшей в мире газовой монополии под российским зонтиком.
По мнению многих экспертов, если отношения США с Саудовской Аравией, ОАЭ и Турцией продолжат ухудшаться, дрейф Эр-Рияда, Абу-Даби и Анкары в сторону Китая и России только усилится.
Уверенно и артикулированно свои амбиции на эффективное участие в решении наиболее острых глобальных проблем — энергетического и продовольственного кризисов — заявляет БРИКС. Закономерно, что заявки на вступление в БРИКС готовят Саудовская Аравия, Турция и Египет. Ранее о таких планах объявила Аргентина. Решение по некоторым из этих стран может быть принято уже на следующем саммите объединения в 2023 году.
На фоне такой динамики термин «международное сообщество» обретает качественно новое звучание и географический охват, отличные от традиционных западных коннотаций.
По мере укрепления новых региональных альянсов происходит поступательная развязка логистических узлов, образовавшихся как вследствие пандемии, так и западных санкций.
Первый товарный поезд, направляющийся из Российской Федерации в Индию по международному транспортному коридору (МТК) «Север — Юг», проследовал через Иран. По заявлению иранских властей, местная инфраструктура уже может перевозить 20 миллионов тонн грузов в год, а при дальнейшем развитии довести этот объем до 300 миллионов тонн. Судоходные линии Исламской Республики Иран (IRISL) выделили 300 контейнеров для перевозки грузов из России в Индию и обратно.
«Север — Юг» — это мультимодальный маршрут от Санкт-Петербурга до порта Мумбаи (Индия) протяженностью 7,2 тысячи километров. Он является альтернативой морскому пути, соединяющему Европу, страны Персидского залива и Индийского океана через Суэцкий канал, и существует в трех вариантах — транскаспийском (с использованием железных дорог и портов), а также двух сухопутных — западном и восточном.
Как сообщил первый вице-спикер Совета Федерации Андрей Яцкин, до конца июля правительством России должна быть утверждена дорожная карта МТК «Север — Юг», включая развитие региональной инфраструктуры.
Характерно, что генеральное консульство США в Мумбаи напрямую обратилось к портовой администрации с требованием не допускать в гавань российские суда, ссылаясь на действующие санкции. На что Индия заявила о своем суверенном праве вести дела с глобальными партнерами, исходя из национальных интересов.
В китайской провинции Хубэй введен в эксплуатацию первый в стране (и в целом в Азии) грузовой аэропорт Эчжоу Хуаху. Первые грузы туда прибыли из Шэньчжэня, Уханя и Пекина. Ежегодный пассажиропоток нового аэропорта должен достичь 1 миллиона человек, а пропускная способность грузов и почты к 2025 году — 2,45 миллиона тонн.
Вьетнамские власти хотят построить в Хошимине (уезд Канзьо) морской порт стоимостью 6 миллиардов долларов, способный принимать крупные контейнеровозы. Строительство объекта призвано повысить конкурентные преимущества Вьетнама в регионе АСЕАН, а также создать дополнительные условия для дальнейшего развития морского хозяйства города и страны в целом.
В силу растущей токсичности доллара и евро взаимные расчеты по широкому кругу товаров переводятся в рубли. Кроме того, во внешнеторговых расчетах Россия использует валюты дружественных стран: Китая, Индии, Ирана, Турции и ОАЭ.
В рамках подписанных ранее соглашений о развитии межбанковского и валютного сотрудничества Тегеранская валютная биржа запустила торги парой риал/рубль, которые торгуются по тем же правилам, что и другие пары валют, в том числе доллар и евро.
Эмиратский дирхам сейчас используется для расчетов с Индией, что позволяет обходить санкции. Китайский юань можно задействовать в расчетах с Турцией.
На фоне отсутствия планов возврата к бартеру во внешней торговле обсуждаются товарообменные операции через учет в национальной валюте, то есть валютные свопы — взаимные счета, которые открывают центробанки России и дружественных стран. По такой схеме, например, Турция может оплачивать российский газ и зерно, а Россия — отдых россиян на турецких курортах.
Все активнее в проведении платежей между Россией и дружественными ей странами, такими как Индия и Иран, участвуют дубайские банки.
Фирмы из ОАЭ действуют от имени российского импортера или экспортера, а индийские компании продают свою продукцию арабским фирмам. При этом расчеты идут, как правило, в валюте ОАЭ — дирхамах, реже — в юанях. Затем индийские товары из ОАЭ перепродаются уже в Россию. Аналогичным образом российские экспортные товары поступают в Индию. Такая система трехсторонней торговли позволяет избежать западных санкций, причем вполне легально.
Вместе с тем такие схемы приводят к удорожанию импорта и экспорта, так как в цену товара приходится закладывать и плату за тройную конвертацию валют. Однако здесь, как говорится, нужно считаться с неизбежностью.
Частный и государственный бизнес ОАЭ продолжает работу в России, невзирая на санкции. Инвестфонд из ОАЭ Mubadala вложился в развитие онлайн-кинотеатра IVI и сети фитнес-клубов World Class, а Tawazun проявляет интерес к КамАЗу и «Вертолетам России».
Дубай наряду со Стамбулом становится тихой гаванью для релокации российского бизнеса. Там планируют открыть свои офисы «Роснефть» и «Газпромнефть», а также торгующие российским сырьем швейцарские трейдеры Suek, Solaris Commodities и Litasco. На фондовую биржу в Абу-Даби могут перебраться российские компании после делистинга в Лондоне и Нью-Йорке.
К ноябрю пять крупнейших экономик Юго-Восточной Азии — Филиппины, Малайзия, Индонезия, Сингапур и Таиланд — планируют достичь соглашения об интеграции своих мобильных платежных систем. Это сделает трансграничные переводы еще более эффективными и поспособствует развитию торговли уже в регионе АСЕАН.
Платежи будут осуществляться в иностранной валюте региональными банками прямым обменом между валютными парами без использования доллара США.
Вполне логично, что предпринимаемые системные меры позволяют эффективно обходить санкционные барьеры и наращивать торговлю.
По данным Главного таможенного управления КНР, в I полугодии товарооборот между Россией и КНР составил 80,675 миллиарда долларов, добавив 27,2 процента. При этом превалирует российский экспорт — 51,125 миллиарда (+ 48,2 процента), а импорт из Китая составил 29,55 миллиарда (+ 2,1 процента в годовом исчислении).
Товарооборот между Индией и Китаем за первые шесть месяцев 2022 года достиг 67,08 миллиарда долларов, увеличившись по году на 16,5 процента.
Тройка главных торговых партнеров КНР выглядит так: на первом месте находятся страны АСЕАН (2,95 триллиона юаней, + 10,6 процента), далее — ЕС (2,71 триллиона юаней, + 7,5 процента) и США (2,47 триллиона юаней, + 11,7 процента). Хорошую динамику показывает торговля со странами — участницами инициативы «Один пояс, один путь», экспорт Китая с которыми вырос на 17,8, импорт — на 5,6 процента соответственно.
На состоявшемся 16 июля в Витебске заседании Совета Евразийской экономической комиссии проекты «Строительство железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан» и «Электрификация железнодорожного участка «Луговая — Балыкчи» вошли в проект распоряжения Евразийского межправительственного совета «О перечне приоритетных интеграционных инфраструктурных проектов в сфере транспорта государств — членов ЕАЭС». Их реализация позволит усилить динамику интеграционных процессов в «Большой Евразии».
Как сообщает БЕЛТА со ссылкой на данные представительства международной биржи автомобильных грузоперевозок ATI.SU, в II квартале фиксируется рекордный рост спроса на грузоперевозки между Беларусью и Азией. Сильнее всего выросла популярность маршрутов Беларусь — Турция (в пять раз) и Беларусь — Грузия (в 4,5 раза).
В апреле — июне резко выросла популярность перевозок из Узбекистана в Беларусь — почти на 700 процентов. Рост привлекательности маршрутов из Армении превысил отметку в 500 процентов, из Казахстана — в 300, а грузов из Турции привезли более чем в два раза больше.
По оценкам специалистов биржи, ключевым фактором трансформаций на логистическом рынке стал запрет на въезд в ЕС, что привело к выстраиванию новых цепочек во всей Евразии. Крупные транспортные компании не только активно перестраивают логистику, но и открывают представительства в Центральной Азии и на Кавказе.
С госномерами дружественных стран перевозчики могут работать без ограничений по всем направлениям, сохраняя объемы международных перевозок и выстраивая альтернативные маршруты, которые позволяют выводить из-под санкционных рисков грузопотоки и со странами ЕС.
Однако, пожалуй, самым знаковым событием в рамках набирающего обороты в унисон глобальным и региональным трендам «поворота в Азию» стала официальная подача Минском заявки на вступление в Шанхайскую организацию сотрудничества в качестве полноправного члена. Ожидается, что уже в сентябре на саммите в узбекском Самарканде будет дан старт соответствующей формальной процедуре.
Глубоко символично, что именно через этот древний город более двух тысячелетий пролегал Великий шелковый путь, который способствовал торговле между Китаем и Европой.
К слову, согласно проведенному БИСИ экспертному онлайн-опросу, 65,2 процента респондентов считают, что взаимодействие с ШОС отвечает долгосрочным интересам государства.