аналитик Белорусского института стратегических исследований
По всем признакам структурное и содержательное оформление национального «поворота в Азию» постепенно обретает четкие контуры и приближается к точке невозврата.
Концептуально базовые предпосылки и параметры такого «маневра» четко и однозначно обозначил 20 июля Глава государства Александр Лукашенко на совещании по приоритетам внешней политики на современном этапе:
внешнеполитическая стратегия нуждается в серьезной корректировке – современный мир не ограничивается лишь странами Евросоюза. Он гораздо шире.
«Мы должны четко понимать, что происходит вокруг нас, каково наше место в этой стремительно меняющейся системе координат, насколько мы способны быстро и профессионально адаптироваться, отвечая на современные вызовы и угрозы», — подчеркнул Президент;
огромный потенциал и безграничные возможности кроются в сотрудничестве с Китаем, Индией, Пакистаном, Вьетнамом, Турцией, рядом государств в Африке, Латинской Америке, на Ближнем Востоке, которыми следует эффективно пользоваться;
задачей номер один остается внешняя торговля – с учетом открытости и экспортно-ориентированной экономики страны.
На низкий «коэффициент полезного действия» использования потенциала рынков стран Азии, Африки и Латинской Америки не так давно указывал Премьер-министр Роман Головченко.
Работу над новой, более активной стратегией продвижения белорусских интересов на рынках в странах Азии и Африки ранее анонсировал министр иностранных дел Владимир Макей.
Таким образом, на высшем политическом уровне государства практически сформирован устойчивый консенсус по поводу национального «поворота в Азию».
Однако очевидно, что системный заход в Азию – задача непростая и комплексная. Рассматривая «поворот» как политическую идею или экономическую стратегию, необходимо тщательно ее проработать и подготовить «приземленные» (со страновой разбивкой) дорожные карты с учетом национальных особенностей деловой практики того или иного целевого государства-партнера.
Чтобы эта идея не осталась на уровне добрых пожеланий или квази-модной риторики сегодняшнего дня, но трансформировалась в прикладную стратегию, она должна стать задачей общегосударственного масштаба.
Важно не скатиться к малоэффективным масштабным имиджевым проектам, нацеленным лишь на внешний эффект и показную результативность формального присутствия в Азии.
Славянский менталитет объективно остаётся в основном евроцентричным. Для большинства из нас Европа ближе и понятнее. Азия в целом остается малоизученной, поэтому менее привлекательной. Поэтому успех «поворота в Азию» прямо пропорционален уровню фундаментальных идеологических и ментальных сдвигов в широких слоях общества. Но такой дрейф сам по себе и легко не происходит.
Следует исходить из того, что для достижения существенных подвижек и понимания значимости азиатского вектора в широком общественном сознании, особенно среди руководящих элит и управленского звена, потребуются годы системной кропотливой работы, особенно в информационной сфере и на экспертном уровне.
Хорошим подспорьем могли бы стать результаты целевых социологических исследований.
Например, социологи отмечают, что Китай считают дружественной страной около 65 процентов белорусов. В общественном мнении КНР в качестве внешнеполитического приоритета Беларуси опережает Евросоюз. Таким образом, Китай в белорусском обществе воспринимается позитивно как экономический вектор развития.
В списке дружественных стран Казахстан опережает более близкую географически и этнически Украину, а также США и станы Ближнего Востока. Развитие более тесных отношений с Казахстаном поддерживает треть белорусских граждан.
Успех национального проекта «поворот в Азию» должен быть связан не столько с политикой или экономикой, сколько
с дальнейшей популяризацией и повышением массовой осведомленности об Азии и азиатской перспективе.
Важнейшей и, не менее комплексной и сложной, видится задача разработки сопутствующего международного позиционирования (брэнда) Республики Беларусь, а также долгосрочной и взвешенной азиатской политики.
Безусловно, под такую амбициозную и масштабную задачу нужны ресурсы, прежде всего – людские. И здесь простой релокацией высвобождающихся кадров из белорусских дипломатических представительств в Европе и США или их перераспределением внутри конкретных азиатских стран не обойтись.
«В такой ситуации достойный ответ могут дать только профессиональные и, самое главное, преданные своему делу и стране кадры. Сегодня нужны дипломаты-практики, специалисты своего дела, патриоты, которые не побоятся заявить претензии и отстоять честь своей страны», — задал профессиональную планку Президент.
По мнению автора, помимо вышеупомянутых личных и деловых качеств важным критерием являются целевая мотивация специалистов, а также наличие у них соответствующей страноведческой и лингвистической подготовки.
Поворот в Азию – это осознанный выход белорусской экономической и экспертной дипломатии из привычной повседневной рутины и зоны комфорта, а также стратегический выбор государства в пользу динамично поднимающейся части мира.
Дополнительной опорой и ресурсной базой белорусского государства в Азии могут стать, например, белорусские диаспоры, на сегодня уже достаточно сложившиеся и сравнительно успешно интегрированные в деловую среду стран региона.
Как представляется, дорожная карта тактического маневра в Азию, как неотъемлемая часть многовекторной внешнеполитической стратегии Беларуси, могла бы, среди прочего, опираться на следующие основные постулаты в духе реальной политики:
задействование потенциала союзнических отношений с РФ и КНР как локомотивов «азиатского ренессанса»;
диверсификация диалога с другими региональными лидерами, включая региональные (субрегиональные) блоки и финансовые институты;
дальнейшее развитие национальной научной школы востоковедения, в том числе в тесном сотрудничестве с ведущими зарубежными образовательными центрами;
запуск в перспективе специализированных образовательных программ о «бизнесе по-азиатски» со специализацией по конкретным странам или регионам;
формирование на национальном уровне сообщества экспертов-предпринимателей, особенно из числа представителей малого и среднего бизнеса, которые в отличие от промышленных гигантов более гибки и эффективны, имеют ценный опыт и глубокое понимание специфики ведения бизнеса в конкретных регионах и странах.
Такой инструмент позволил бы сформировать дополнительную инфраструктуру для продвижения национального экспорта, задавал бы тональность государственной повестке на уровне носителей конкретных бизнес-интересов. По сути, речь идет о формировании пула белорусских «бизнес-послов», которые бы занимались в Азии продвижением интересов конкретных отраслей, привлечением инвестиций, реализацией различных проектов и т.д.
Разрабатываемая стратегия должна предусматривать концентрацию ресурсов государства на главных направлениях – на целевых инициативах (бизнес-проектах, мероприятиях и программах). Этот подход отчасти созвучен принципу «главного звена» мобилизационной (антикризисной) экономики, к переходу на которую, пожалуй, было бы не лишним готовиться с учетом нарастающего санкционного давления со стороны Запада.
Помимо наличия политической воли и развития традиционных институтов двустороннего сотрудничества (межправительственные комиссии, рабочие группы и т.д.) необходимо активно привлекать представителей экспертного сообщества.
Таким образом, как гласит народная мудрость, – дорогу осилит идущий. Для достижения поставленной цели нужно методично и настойчиво двигаться к ней и не пасовать перед трудностями. Даже самый тернистый путь можно успешно преодолеть, идя по нему, не останавливаясь, шаг за шагом.