аналитик Белорусского института стратегических исследований
БИСИ изучает тему «поворота в Азию» практически с момента своего создания – уже почти два года. В текущем году ряд внутренних и внешних факторов способствовал ее активизации, что, в частности, вылилось в запуск отдельного тематического аналитического проекта. Важнейшим из драйверов этих процессов считаем исторически беспрецедентный по масштабам и скорости сдвиг центра мировой экономики и политики в «новую Азию»: в её восточные, юго-восточные регионы и Индию. Мы воочию становимся свидетелями формирования нового многополярного мира с азиатской доминантой.
Совершенно очевидно, чтобы выжить и продолжить развитие в условиях нынешней турбулентности, усугубляемой пандемией, Беларуси принципиально важно в большей степени, чем когда бы то ни было, выстраивать свою стратегию национального развития, учитывая, среди прочего, и основные общемировые тенденции.
Однако, размышляя о «повороте в Азию» как о политической идее или экономической стратегии, следует иметь в виду важность ее тщательной проработки, формализации и составления максимально «приземленной» (со страновой разбивкой) дорожной карты, в том числе с учетом опыта ближайших соседей.
Например, в РФ в последние годы поворот в Азию стал одним из наиболее популярных нарративов в политическом и медийном дискурсе. Хотя оценки этого процесса и его итогов сегодня неоднозначны.
По оценкам российских аналитиков, осознание того, что Азия – это уже не «третий мир», нуждающийся в «патронаже» развитых держав, и не просто «мировая фабрика», а всё более самодостаточный мировой субъект, в РФ пришло не сразу.
Только в 2013 году президент РФ Владимир Путин в своем Послании Федеральному собранию заявил, что «разворот России к Тихому океану» не только откроет новые возможности в экономике, но также даст дополнительные инструменты для ведения активной внешней политики. Тогда В.Путин подчеркнул: подъем Сибири и Дальнего Востока является «национальным приоритетом на весь XXI век».
Годом ранее, будучи кандидатом в президенты, В.Путин отметил в своей статье «Россия и меняющийся мир» колоссальный потенциал сотрудничества с КНР и призвал поймать «китайский ветер» в «паруса» российской экономики.
Эксперты отмечают, что в 2014 году поворот на Восток получил новый политический импульс на фоне обострения отношений с США и их союзниками. Для России сотрудничество с ведущими странами региона позволило снизить негативные эффекты от конфликта с коллективным Западом. По сути, такой маневр стал защитным ответным ходом на попытки международной изоляции и инструментом нивелирования негативного влияния экономических санкций.
Примерно в этот же период в экспертно-аналитическом и медийном обиходе появилась метафора «Поиск убежища в Азии», которая описывала восприятие российского поворота на Восток в определенных кругах как в самой РФ, так и на Западе.
В тоже время предоставление «убежища» в Азии, как и в остальном мире, регулируется своими строгими и замысловатыми правилами и процедурами, которые важно глубоко и всесторонне знать. Отношения с Азией всегда строятся на прагматичной деловой и приватной основе, поэтому для обеспечения результативности любого поворота на Восток нужно чётко и однозначно понимать, что, кому и где конкретно мы можем дать в самой Азии и, что принципиально важно – какие цели преследуем сами.
Эксперты обращают внимание, что начальная фаза поворота РФ на Восток проходила, как правило, не в самых лучших традициях советской эпохи. Дефицит времени и ресурсов породил склонность к малоэффективным масштабным имиджевым проектам, нацеленным на громкий внешний эффект, выпячивающий показную результативность своей политики и формального присутствия в Азии. Отчасти маркетинговые стратегии на азиатском направлении чисто механически «кроились» по европейским лекалам без учета национальных особенностей деловой практики. Очевидно, что такой подход далек и по форме, и по содержанию, и самое главное – с точки зрения практического результата – от истинных целей и задач «азиатского маневра».
Наша славянская ментальность объективно остаётся преимущественно евроцентричной, а значит – инерционной. Именно из-за этого российский «поворот на Восток», по мнению экспертов, пока не стал в полной степени политическим проектом заметной части элит, равно как и не привёл к масштабным сдвигам в общественном сознании.
Для большинства славян Европа ближе и понятнее, а Азия в целом остается малоизученной, а поэтому пугающей и отталкивающей. Одна из причин таких предпочтений заключается в дефиците популярных тематических текстов и глубокой экспертизы. Полагаю, весьма кстати здесь пришлась бы и соответствующая социология.
Кроме того, поворот на Восток, как любой масштабный (цивилизационный) проект, в РФ задумывался относительно узким кругом политиков и экспертов, вызывая непонимание, недоверие и скепсис за его пределами. А успех таких инициатив прямо пропорционален уровню фундаментальных идеологических и ментальных сдвигов в широких слоях общества. Но такой дрейф сам по себе и легко не происходит.
Потому успешность национального проекта «поворот в Азию» изначально должна быть связана не столько с политикой или экономикой, сколько с организацией эффективной популяризации и массового просвещения населения у себя дома по поводу Азии и азиатских перспектив. Важнейший интеллектуальный и информационный вызов состоит в смещении этой тематики в центральную часть массового сознания.
Для достижения значимых ментальных подвижек и понимания важности азиатского вектора, особенно среди руководящих элит и управленского звена, потребуется не менее 10-15 лет системной кропотливой работы, особенно в информационной сфере и на экспертном уровне. Безусловно, при наличии политической воли, ресурсов и желания проводить такую работу.
Важнейшей и, не менее комплексной и сложной, видится задача убеждения самих стран Азии в нашей нужности и полезности. Пока Беларусь в системе «свой-чужой» вряд ли в полной мере относима там к первой категории. Наша страна воспринимается в регионе в лучшем случае как возможная транзитная территория «где-то рядом с РФ» и источник некоторых видов сырья. В этой связи приоритетом должны стать вопросы разработки сопутствующего международного позиционирования (брэнда), а также долгосрочной и взвешенной азиатской политики.
Важно донести широкой аудитории, что Беларусь идет в Азию не с пустыми руками. Мы в состоянии предложить не только ресурсы, транзитные возможности, но и свою роль донора региональной безопасности, а также опыт среднего постсоветского государства, сумевшего выстоять перед натиском «цветной» революции, что само по себе является уникальным феноменом в нашем регионе за последние 30 лет.
Современная Беларусь – наиболее или даже самое индустриально-развитое государство в Восточной Европе, интегрированное в хозяйственные, гуманитарные, культурные и иные связи в Евразии, уже имеющее историю отношений с азиатским регионом. Конечно, мы не Сингапур или Гонконг, но свою достойную лепту в проект «новой Азии» внести вполне способны. По мнению БИСИ, Республика Беларусь в глазах Азии могла бы позиционироваться как:
стратегический союзник РФ и КНР, поддерживающий сбалансированные отношения с Москвой и Пекином;
надежный и ответственный партнер в международных делах (с учетом общности или близости подходов к принципиальным вопросам многосторонней повестки);
центр производства экологически чистых продуктов, рекреации и туризма;
безопасная инвестиционная гавань;
источник методологии технического перевооружения, промышленной кооперации, база для реализации проектов в области военно-технического сотрудничества, кибербезопасности и т.д.;
хаб стандартизации (экспертиза, оценка соответствия, нормы технического регулирования), а также источник иных компетенций в рамках ЕАЭС (эффективное водопользование и водосбережение, утилизация отходов, геологоразведка, борьба с коронавирусом и пр.);
центр образовательных услуг (на русском/английском языке), в первую очередь по техническим специальностям, бизнес-администрированию, в секторе информационных технологий.
Санкции, конечно, нас мобилизуют и вынуждают перестраиваться на противоположный вектор, но не это главное. Это не означает, что мы обиделись и уходим из европейской в азиатскую «песочницу». Такой подход – это осмысленная (хотя и вынужденная) позиция подлинно суверенного и независимого государства, которое обладает уникальным набором компетенций и идентичностей, одинаково утилитарным как для Запада, так и для Востока. По сути, именно такой уникальный набор незримо ментально связывает эти два пространства. А коллективный Запад санкционными давлением сам закрывает этот коммуникационный шлюз. Но это их выбор и только время все расставит на свои места.
Главное – у Беларуси появляется шанс расширить, поставив на временную паузу отношения с Западом, разноплановое взаимодействие с Азией, став естественной составной компонентой Большого Евразийского партнерства («Большая Евразия»), практически совпадающего с глобальной концепцией «Один пояс, Один путь».
Безусловно, под такую амбициозную и масштабную задачу нужны ресурсы, прежде всего – людские. И здесь простой релокацией высвобождающихся кадров из белорусских дипломатических представительств в Европе и США или их перераспределением внутри конкретных азиатских стран не обойтись. Наиболее востребованными будут опытные, квалифицированные и мотивированные специалисты с соответствующими страноведческими и лингвистическими компетенциями и подготовкой. К слову, для их «взращивания» было бы желательно еще «позавчера» создавать соответствующую инкубационную среду.
Дополнительной опорой и ресурсной базой могут стать, например, белорусские диаспоры, на сегодня уже достаточно сложившиеся и сравнительно успешно интегрированные в деловую среду стран региона.
Однако, чтобы национальный «поворот в Азию» не остался просто на уровне добрых пожеланий или квази-модной риторики сегодняшнего дня, но трансформировался в прикладную стратегию, он должен стать задачей общегосударственного масштаба.
Такая стратегия предполагает концентрацию государственных ресурсов именно на главном направлении – на целевых инициативах (бизнес-проектах, мероприятиях и программах). Этот подход отчасти созвучен принципу «главного звена» мобилизационной (антикризисной) экономики, к переходу на которую, пожалуй, было бы не лишним готовиться с учетом непрекращающегося санкционного давления со стороны Запада.
По сути, с учетом современных внутренних и внешних реалий, – это вопрос обеспечения национальной безопасности. Именно поэтому системное присутствие Беларуси в Азии необходимо интегрировать в матрицу ключевых национальных интересов страны.
Поворот в Азию – это еще и осознанный выход белорусской экономической и экспертной дипломатии из привычной повседневной рутины и зоны комфорта, а также стратегический выбор государства в пользу динамично поднимающейся части мира.
В конечном счете многие трудности, с которыми столкнулась и продолжает сталкиваться та же Россия, стремясь обрести свое естественное место на азиатском пространстве, в основном связаны со сравнительно запоздалым осмыслением важности и необходимости системного вхождения на региональные рынки товаров, услуг, финансов и идей. А фактор потерянного времени – это упущенные возможности и выгоды с точки зрения национальных интересов.
Совершенно точно и однозначно на тему национального «поворота в Азию» в конце мая высказался Глава государства на встрече с парламентариями, членами Конституционной комиссии и представителями органов госуправления: «Мы санкции компенсируем нашими активными действиями на других направлениях на других рынках. Заменим неумолимо стареющую Европу стремительно растущей Азией. Психологически наше общество готово стать частью новой Евразии, ее форпостом».