Об авторе

Ярмолинский Юрий Михайлович,

аналитик Белорусского института стратегических исследований

Другие статьи автора

«Большая игра в Азии 2.0.»: актуальные тренды сентября

В сентябре политические, торгово-экономические, финансовые и логистические потоки продолжали смещаться на Восток.

Финансы любят тишину

Набирающая обороты дедолларизация стимулирует наращивание объёмов взаиморасчетов и кредитования в юанях и рублях, подстегивая, вопреки санкциям, торговлю и инвестиции.

СПБ Биржа начала торги акциями китайских компаний PetroChina, Sinopec, Chalco и China Life, котирующихся на Гонконгской фондовой бирже. На фоне западных санкций Гонконг становится тихой гаванью для российских фирм, создающих там договорные юрисдикции под кредитные сделки и с индийскими контрпартнерами.

Мосбиржа работает над запуском торгов рупией и планирует добавить две новые валюты стран СНГ – сум и сом.

Петербургский социальный коммерческий банк первым в РФ открыл счет в рупиях в индийском Yes Bank.

В 2023 году Сбербанк планирует прирасти новым офисом в индийском Мумбаи. Хотя большинство местных банков, особенно частных, пока осторожно смотрят на схему рупия-рубль и не спешат открывать востро-счета в РФ из-за риска вторичных санкций.

В то же время помощник президента РФ Максим Орешкин высказался против идеи Минфина вкладывать резервы в юани или другие валюты дружественных стран. Предлагая «инвестировать в себя», он указал на противоречие между политикой сбалансированного бюджета, которой придерживается российский Минфин, и идеей инвестирования в валюты стран с большим бюджетным дефицитом.

Китайская валюта уже потеряла порядка 13% от своей стоимости, что означает обесценивание российских ЗВР в юанях, а также снижение конкурентности импортозамещения: импорт из КНР станет еще выгоднее, чем развитие местных производств. По итогам II квартала РФ владела почти 30% всех международных юаневых резервов.

Продолжает падение и индийская рупия, чему способствовало укрепление доллара после очередного решения США повысить целевую процентную ставку на 75 базисных пунктов.

Кроме того, России с 2016 года не удается договориться с Китаем о размещении госдолга в юанях – Пекин не разрешает на законодательном уровне своим инвесторам вкладываться в российские госбумаги.

В то же время РФ с апреля стала третьей в мире страной по объёмам платежей оффшорным юанем за пределами Китая. А недавно впервые в истории на Мосбирже отношение объема торгов юанем превысило долларовые операции. Отход от западной финансовой системы становится необратимым, хотя привязка к юаневой валютной системе пока еще не является полноценной.

Логистика – драйвер «Поворота в Азию»

В унисон внешней торговле и финансам трансформируется логистика – происходит «поворот грузов на Восток».

Азербайджан, РФ и Иран в Баку договорились развивать международный транспортный коридор (МТК) «Север – Юг» путем создания логистических центров в иранских портах Энзели и Бендер-Аббас, а также финализировать железнодорожный проект Решт-Астара – последний недостающий участок этого коридора.

На саммите ШОС в Самарканде одобрен проект строительства железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан».

Индия готова возить товары в РФ по МТК «Север-Юг» через Астраханскую область, которая предоставляет для этого свои логистические мощности и сервис. Две индийские компании уже изучают возможности «прописки» в местной ОЭЗ «Лотос».

Индия и Иран завершили пилотный проект цифровизации интермодальной перевозки для стимулирования торговли через МТК «Север-Юг» между Индией и Россией.

На II Каспийском экономическом форуме премьер-министр РФ Михаил Мишустин заявил о планах сделать Каспийский регион одним из крупнейших узлов трансконтинентальных перевозок в Евразии. В свою очередь, Иран предлагает создать на Каспии общую экономическую зону и зеленый таможенный коридор.

До конца 2022 года в Иране планируют открыть Торговый дом Ульяновской области для обеспечения продаж российских товаров на весь Ближний Восток.

В Новороссийске откроется площадка для приема из Турции крупных паромов, способных перевозить за раз около 100 фур.

Первый регулярный контейнерный поезд Fesco Kazan Shuttle с грузами из стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) прибыл в Казань из Владивостока. Поезда будут курсировать раз в две недели с перспективой увеличения частоты.

Обсуждается возможность создания транспортного коридора ОАЭ-Иран-Туркменистан при участии эмиратской железнодорожной компании «Etihad Rail».

Узбекистан договорился с Экономической и социальной комиссией ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) о разработке технико-экономического обоснования нового маршрута Узбекистан-Туркменистан-Иран-Индия через порт Чабахар в целях обслуживания растущей торговли между Узбекистаном и Индией, которая приближается к 1 млрд долларов.

ЕАЭС и ШОС утвердили восемь транспортных коридоров (с последующей их цифровизацией), увязанных с международными сетями, в том числе в рамках «Одного пояса, Одного пути».

Вместе с тем переток грузооборота на Дальний Восток выявил «узкие места» в транспортно-логистической инфраструктуре. Перегруженные восточные порты, пробки на железнодорожных магистралях – все эти и другие проблемы предстоит решить, причем комплексно и в сжатые сроки, что требует стратегических решений.

Дефицит транспортной инфраструктуры пока не позволяет РФ в полной мере реализовать и свой энергетический потенциал на восточном векторе. Важным проектом станет газопровод «Сила Сибири–2» мощностью 50 млрд кубометров газа в год, который примет в себя объем, предназначавшийся для «Северного потока–2». А его продолжение – труба «Союз Восток» через Монголию в Китай – сделает Улан-Батор частью общего энергетического пространства.

Сырье – стратегический ресурс

В современном мире, где рутиной стали галопирующая инфляция, слом цепочек поставок и локальные вооруженные конфликты, помимо стабильных финансов и логистики, все более важным становится контроль над базовыми материалами.

По мнению отраслевых экспертов, в числе первопричин нынешнего кризиса лежит снижение капитальных вложений в добычу полезных ископаемых. И пока инвестиции в отрасль не вернутся к норме, мир будет ощущать дефицит сырья, что видно на примере Европы.

Между тем эксперты полагают, что экономику будущего будут определять никель, алюминий и литий. Так, только по литию за 11 лет потребление выросло на 283% — до 93 тысяч тонн. При этом более 70% потребления приходится на батареи.

Китай, как главный потребитель, производит только 14 тысяч тонн лития; его опережают Чили (20,6 тысяч) и Австралия (40 тысяч). Любопытно, но в Украине (Кировоградская и Запорожская области) имеется 5 млн тонн запасов лития – 10% из мировых 53 млн.

Добыча и освоение месторождений требует технологий и инвестиций, которые уже есть у Китая и которому не достает своих запасов и производственных мощностей. В свою очередь Австралия и Чили зависимы от американского капитала, что чревато рисками.

Китай контролирует значимую долю полного производственного цикла солнечных батарей: 79,4% полисиликона, 96,8% пластин, 85,1% ячеек для солнечных батарей и 74,7% панелей. С 2010 года его доля в их мировом производстве выросла с 55% до 84%. При этом сам рынок только в 2021 подрос на 70% — до 40 млрд долларов. Китайские компании также контролируют 50% рынка двигателей для электрокаров.

Китай в авангарде перемен

На фоне новостей о релокации технологических компаний США из Китая ведущие европейские корпорации расширяют свое присутствие в Поднебесной.

Концерн BASF (Германия) заявил о вводе в эксплуатацию новой интегрированной базы в провинции Чжэцзян с перспективными инвестициями к 2030 году 10 млрд евро. Новый завод шведско-швейцарской ТНК ABB – лидера в области электротехники и энергетического машиностроения – завершает ввод в эксплуатацию объекта с инвестициями около 150 млн долларов. В Чанчуне стартовал проект нового электромобиля Audi FAW с общим объемом инвестиций более 35 млрд юаней. Также запущен проект модернизации производственной базы немецкой BMW Group в Шэньяне стоимостью 15 млрд юаней.

В 2021 году фактическое использование иностранных инвестиций в Китае достигло 159,79 млрд долларов (второе место в мире), а прирост по сравнению с 2012 годом составил 62,9%. Только за этот год поступило иностранных инвестиций на 892,74 млрд юаней (+16,4%). При этом далеко не все отрасли открыты для иностранцев, хотя список ограничений снижается пятый год подряд.

По итогам I полугодия китайские банки имели совокупные активы в объеме 367,7 трлн юаней (более 53 трлн долларов) – это первое место в мире. Общие активы страховой отрасли составляют 26,6 трлн юаней (3,77 трлн), и это второе место в мире.

Сразу три резонансных заявления по РФ сделаны официальными лицами Китая накануне главного государственного праздника.

Москва и Пекин продолжат принимать меры для нормального торгово-экономического взаимодействия, обеспечивая стабильность производственных и цепочек поставок.

Китай останется верен поддержке развития российского Дальнего Востока. К слову, Пекин и раньше был среди лидеров по количеству предприятий-резидентов дальневосточных территорий опережающего развития. СМИ сообщают, что Москва и Пекин работают над 79 инвестпроектами на сумму около 160 млрд долларов.

Китай полон решимости развивать с РФ военное сотрудничество и наполнять его новым стратегическим содержанием в духе совместной борьбы с гегемонизмом и политикой силы, отстаивая международный порядок и справедливость.

Очевидно, что климат политического доверия между Москвой и Пекином достиг высокого уровня. Однако сотрудничество в сферах торговли и экономики, скорее всего, продолжат регулировать законы рынка и соображения выгоды.

Беларусь: дорогу осилит идущий

Несмотря на ряд проблем, наша страна продолжает переориентировать экспорт на РФ, Индию, Иран, Китай, Пакистан, Турцию, другие дружественные страны. Причем по Индии принята специальная программа сотрудничества. Базовые вызовы те же – переформатирование схем логистики и международных платежей.

Наращивание перевозок по МТК «Север-Юг» белорусская делегация недавно обсуждала в Элисте (Калмыкия).

Растут объемы перевалки белорусских грузов через астраханские порты – по итогам года планируется выйти на 210 тысяч тонн. Этот российский регион является одним из стратегических партнеров.

На севере, помимо Санкт-Петербурга, Беларусь перенаправляет часть своего экспорта, прежде всего калийных удобрений, на порты Мурманской области. Сегодня для нас это также стратегический вектор, поскольку развитие Северного морского пути (с учетом утверждения в России морской доктрины) поможет еще больше диверсифицировать пути поставок белорусских грузов в АТР.

В целях расширения географии перевозок в Москве подписано межправительственное соглашение о транзите белорусских грузов через территорию России.

Азербайджан, Китай, Монголия, Узбекистан и Турция выделяют белорусским автоперевозчикам дополнительные разрешения. А Иран и вовсе рассматривает предложение нашего Минтранса об отмене разрешительной системы.

Таким образом, постфевральский мир – это время быстрых и нешаблонных решений при минимальной бюрократии. Выигрывают те, кто способен мыслить и действовать по-новому, формулировать комплексные адаптивные стратегии, а также оперативно и гибко перестраивать по ходу дела свою тактику.

Гибридная агрессия Запада создала новую реальность, которая делает «Поворот в Азию» уже не просто альтернативой, а необходимостью, заставляя относиться к нему со всей серьезностью. При этом речь идет не о механическом «повороте» с западной географии на восточную, а о перезапуске всей экономической модели.

Например, рублевые кредиты и взаиморасчеты в альтернативных валютах могут стать фактором «подсаживания» Азии (а также Африки и Латинской Америки) на отечественную промышленную продукцию, созданную в рамках союзных программ импортозамещения.

Поэтому важно наращивать динамику платежей по таким схемам, «затачивать» под них финансовую и логистическую инфраструктуру, вкладываться в научно-инженерную школу, готовить специалистов-востоковедов и т.д. Здесь было бы уместно напомнить слова древнекитайского философа Конфуция: «Если ваш план рассчитан на один год – сажайте рис. Если на 10 лет – сажайте деревья. Если на 100 лет – учите детей».

Конечно, как никогда важна системная работа на местах с потенциальными потребителями в странах АТР, где остается множество неосвоенных рыночных ниш.

Как представляется, такой контекст гармонично дополняют тезисы главы кабмина Кыргызстана Акылбека Жапарова на недавнем Российско-кыргызском инвестиционном форуме в г. Ош. Так, он отметил, что «история любит символы и знаки судьбы… Мы живем в эпоху перемен, в которую не советовали жить древние китайцы…. Мы живем, когда ломаются вековые устои и на смену старому идет новый миропорядок. Да, это не легко. Это порою страшно. Но это интересно, это новые возможности и новые пути. Это кризис, но кризисы это и двигатели истории и прогресса. Именно так, и никак иначе мы должны смотреть на все что происходит сейчас с нами и с миром…

Перед нами перспективы неисчерпаемых рынков, необходимо только отойти от устоявшегося европоцентризма. Если по воле судеб закрывается окно в Европу, которое прорубил великий Петр, то мы готовы открыть ворота в Азию… откуда может начаться новое цивилизационное развитие не только Центральной, но и всей Азии, на основе взаимовыгодного сотрудничества и добрососедства».

Комментарии, как говорится, излишни…

Прокрутить вверх