Об авторе

Ярмолинский Юрий Михайлович,

аналитик Белорусского института стратегических исследований

Другие статьи автора

«Большая игра в Азии 2.0.»: актуальные тренды

В условиях нарастающего системного кризиса в отношениях с Западом фокус мировой политики и экономики продолжает смещаться в Азию, что делает развитие связей с этим регионом стратегическим вектором внешней политики Беларуси и РФ.

МТК «Север-Юг» как логистический байпас

В условиях «закрытой» Европы спустя 20 лет международный транспортный коридор (МТК) «Север-Юг» становится основным шлюзом для товарообмена между РФ и дружественными странами, в том числе в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР).

Крупнейшими хабами для экспорта-импорта грузов через Иран в рамках МТК «Север-Юг» становятся астраханские порты на Волге, Каме и Каспии (программа «Великий Волжский путь»). Обсуждается создание единого госоператора с единой тарифной ставкой на транспортировку товаров по всему маршруту. Пользуясь его услугами, приволжские регионы смогут продвигать свою продукцию на рынки стран Центральной и Юго-Восточной Азии. Таким оператором может стать управляющая компания ОЭЗ «Лотос».

Иран нужен России в рамках «Север-Юга» ввиду его транзитной связи с Индией. В свою очередь, иранцы, предлагая маршрут в Центральную Азию, помогают Индии обойти территорию Пакистана.

Иран, Азербайджан и РФ, помимо взаимного упрощения таможенных процедур, намерены подписать меморандум о строительстве железной дороги Рашт-Астара (недостающее звено МТК Север-Юг) на основе совместных инвестиций. Кроме того, Россия и Иран будут вместе строить суда для Каспийского моря.

В 2016 году иранская компания Nasim Bahr Kish купила порт «Солянка» в Астраханской области. Еще одна компания Raha Azin Safhe пыталась «войти» в порт Оля.

О намерении примкнуть к МТК «Север-Юг» заявила Туркмения. В ближайшее время намечается ряд визитов тура делегаций РФ.

Близок к завершению первый этап реконструкции автомобильного погранперехода Яраг-Казмаляр в Дагестане, одного из основных пунктов пропуска на маршруте МТК «Север-Юг». В коридор встраивается Махачкалинский морской порт, где возобновлена перевалка контейнеров и расширен ассортимент обрабатываемых грузов.

Помимо МТК «Север-Юг» приоритетными заявлено развитие также Азово-Черноморского и Восточного транспортно-логистических коридоров. По каждому из них разработаны проекты «дорожных карт».

И еще немного про Иран…

Несмотря на все сложности, менее чем за полгода Тегеран и Москва существенно укрепили торговые, энергетические, транспортные и финансовые связи, а также нарастили динамику военно-технического сотрудничества, что минимизирует западные санкции. За январь-июль взаимный товарооборот составил 2,7 млрд долларов (+42,5%).

Помимо активного развития МТК «Север-Юг» иранская сторона договорилась с Россией о разработке 7 нефтегазовых месторождений. В стадии переговоров 14 других аналогичных объектов.

В ближайшее время в Иране ожидается подключение российской системы «Мир».

В ходе переговоров Сергея Лаврова с главой МИД Ирана Хосейном Абдоллахияном в рамках его визита в Москву (31 августа) заявлено о финализации всеобъемлющего межгосударственного договора, а также полноформатного соглашения о свободной торговле с ЕАЭС.

Индия: спокойное достоинство

Индия – одна из важнейших стран для российского и белорусского бизнеса, ищущего выходы на новые азиатские рынки. По прогнозам британского банковского конгломерата HSBC Holdings Plc к 2030 году в Индии может проживать более шести млн миллионеров, что составляет 1 процент взрослого населения страны (в Китае – около 50 млн).

Примечательным событием августа стал двухдневный (не анонсированный заранее) визит в Москву Аджита Довала, советника по национальной безопасности Индии, который за закрытыми дверьми встретился с главой Совбеза Николаем Патрушевым и вице-премьером Денисом Мантуровым, что определило его повестку.

Только продажи российской нефти в Индию с февраля выросли в 50 раз, на долю РФ приходится 10% индийского нефтяного импорта. Хотя ведущие трейдеры и банки недавно разорвали отношения с индийским НПЗ Nayara Energy (49% принадлежит Роснефти).

Индийская армия почти на 60% зависима от российских вооружений. Индия – одна из немногих стран, с которой Россия создаёт сверхзвуковые ракеты BrahMos, закупила системы С-400 «Триумф», которые поставлены уже на боевое дежурство, а также строит завод по выпуску автоматов Калашникова модели AK-203.

Вскоре в Индии могут начать принимать карты «Мир», а в РФ – карты индийской платежной системы RuPay. Идут переговоры о расширении использования нацвалют в двусторонней торговле. Страны работают над взаимодействием Национальной платежной корпорации Индии (UPI) и Системы быстрых платежей (FPS) Банка России. Обсуждается создание новой резервной валюты в рамках БРИКС.

Китай: амбициозный прагматизм

Пекин видит, что реализация его амбиций стать к 2049 году глобальной державой и играть ключевую роль в реформировании международного порядка зависит от реакции стран за пределами коллективного Запада на его растущее стратегическое влияние и соперничество с США. Большинство из них не хотят выбирать между Пекином и Вашингтоном, предпочитая прагматично балансировать в контексте своих национальных интересов.

Показательны последние данные по инвестиционной активности: за I полугодие вложения европейцев в экономику КНР выросли на 15%. Своё производство расширяет BMW, Audi строит новый завод, а Airbus получил контракт от китайских авиакомпаний на 37 млрд долларов.

Китай сместил США с позиции главного торгового партнера Европы, и имеет большой положительный баланс в торговле с европейцами. Важным ресурсом Пекина при продвижении своей повестки в мире являются иностранные бизнес-послы.

Больше половины рынка мировой электронной коммерции (50,2%) приходится на Китай. За последние 10 лет количество пользователей онлайн-платежей в Поднебесной выросло в 5,4 раза до 904 млн (62,7% населения). При этом глобальный рынок электронной коммерции растёт в среднем на 9,2%, а четыре из пяти стран по темпам его прироста находятся в Азии: Филиппины (+25,9%), Индия (+25,5%), Индонезия (+23%), Вьетнам (+19%). Это ещё одна причина почему при экспорте в Азию следует ориентироваться на онлайн-продажи.

В августе юань впервые обошел доллар по объему торгов на Московской бирже.

СМИ сообщают об открытии нового грузового железнодорожного маршрута из Восточного Китая в Центральную Азию, по которому отправился первый товарный состав из города Уси (провинция Цзянсу) через морской порт Ляньюньган в Казахстан, а далее в Узбекистан. Продолжается разработка технико-экономического обоснования железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан.

Другой новый маршрут призван обеспечить доставку грузов за 12 дней из города Гуанъюань (провинция Сычуань) до Санкт-Петербурга (через Синьцзян и Казахстан). «Фишка» заключается в интегрированном методе таможенного оформления. По оценкам экспертов, по сравнению с традиционными маршрутами время следования в пути сократится на 20 дней, а затраты на логистику – на 10-15%. 

Согласно данным китайской государственной железнодорожной компании China State Railway Group, железнодорожным сообщением с Китаем затронуты 196 городов в 24 странах Европы, в общей сложности функционируют 82 маршрута. По состоянию на конец июля более 57 000 поездов перевезли 5,3 млн TEU грузов, с коэффициентом загрузки контейнеров 98,3%, а общая сума перевезенных товаров составила почти 300 млрд долларов.

После нескольких месяцев переговоров одобрен первый китайско-афганский инфраструктурный проект по строительству промышленной зоны стоимостью 216 млн долларов на окраине Кабула, в рамках которого будет построено до 150 заводов. Пекин также заявил, что 98 процентов афганского экспорта в Китай будут освобождены от импортных пошлин с этого месяца.

Пока Вашингтон ужесточает экспортный контроль и пытается лишить Пекин доступа к передовым технологиям, Китай методично переманивает талантливых разработчиков и инженеров со всего мира. Так, Huawei объявила о наборе одаренной молодежи, предлагая «космические» зарплаты (за два года на работу принято 300 вундеркиндов).

За последнее десятилетие десятки тысяч высококлассных ученых обосновались в крупнейших городах Китая (Пекин, Шанхай и Шэньчжэнь), помогая обратить вспять многолетнюю утечку мозгов.
С 2012 по 2021 год их число выросло на 350 процентов. С 2013 года более 80% китайских студентов, обучавшихся за рубежом, предпочитают возвращаться домой.

Россия: не было счастья…

На фоне продолжающейся на Западе компании «отмены» России на Дальнем Востоке наблюдается логистический бум. За последние три месяца количество контейнеров, переваливаемых во Владивостокском торговом порте с импортными товарами, выросло в 1,5 раза – до 28 тысяч TEU в месяц. На рынке услуг вместо ушедших западных «гигантов» появились компании из стран АТР – HEUNG-A LINE, SITC, GFL, Reel Shipping, Zhonggu Shipping Group, OVR Shipping Co и другие, и т.д.

Однако такая ситуация говорит не только об активной внешней торговле в условиях санкций, но и хронической недоразвитости и неготовности дальневосточных портов и дорожной инфраструктуры переваливать возросшее число азиатских грузов. Во Владивостоке появилось несколько небольших терминалов, но остальная инфраструктура – это советское наследие.

Российская добыча нефти восстановилась до уровня октября 2021 года и демонстрирует высокую устойчивость к санкциям. Покупатели из Азии и Средиземноморского региона в основном замещают клиентов из Северной Европы. Продолжающиеся попытки США ограничить цены на российскую нефть на мировом рынке разбиваются о непреклонную позицию таких покупателей, как Индонезия, Китай и Индия.

При этом агентство Блумберг отмечает рекордный рост поставок дизтоплива из Азии в Европу из-за высоких цен на европейских хабах, а также переизбытка предложения в Азии. На фоне динамики цен на газ европейская промышленность вынуждена переходить на нефть и нефтепродукты. Эксперты полагают, что поступающее дизтопливо имеет российское происхождение, с учетом динамики российских поставок в Азию, где достаточно нефтеперерабатывающих мощностей.

Сохранение высоких цен на энергоносители в ЕС неизбежно приведет к массовой релокации европейских промышленников в Азию, что дополнительно подстегнет экономическое развитие этого региона.

Сообщается, что «Газпром» начинает проектирование нового газопровода в Китай с Дальнего Востока.

Россия продвигает свою систему передачи финансовых сообщений в ШОС, предлагая странам блока присоединиться к ней для увеличения объемов взаиморасчетов в нацвалютах. К слову, четверть оборота между РФ и КНР уже осуществляется в рублях и юанях.

В Чите запущен «Забайкальский зерновой терминал», который «открывает для России окно экспорта зерна в Центральную Азию, на Ближний Восток и в Китай». Терминал является первым и ключевым элементом инвестиционного проекта «Новый сухопутный зерновой коридор Россия-Китай», позволяющим снять инфраструктурные ограничения для перевалки зерна на Дальнем Востоке, снизить затраты на логистику зерна.

Событие органично вписывается в процесс по снятию ограничений в торговле агропродукцией между РФ и КНР и является тревожным сигналом для Запада, для которого шансы лишиться российского зерна становятся все реальнее. После запуска объекта оно сможет конкурировать с продукцией из США и Канады на китайском рынке.

Китай, Япония, Сингапур и Турция наращивают импорт российских пиломатериалов. Скорее всего, вскоре заработает «обратный импорт», то есть российские пиломатериалы отправятся в Европу, но уже через Китай (по аналогии с дизтопливом). 

Ожидается выход на российский рынок ритейлеров из Китая, Турции и Ирана в сфере одежды, обуви и товаров для дома. При этом именно Турция становится одним из главных каналов для экспорта санкционных товаров из РФ в третьи страны (как минимум, нефти и золота). В июле импорт нефти вырос на 95,7% с 4 до 7,7 млрд, а импорт золота и драгоценных металлов на 600% до 2 млрд. При этом вырос и турецкий экспорт нефти и нефтепродуктов до 1,69 млрд (+169%).

Контейнерным способом подсанкционные грузы приходят из Европы – через Турцию – в Россию.

Турецкие СМИ (Yeni Safak) пишут, что покинувшие российский рынок американские компании также ищут способ торговать с РФ через Турцию. Так, Reebok продал российский розничный бизнес турецкой FLO Retailing, которая и будет продавать продукцию в РФ. Сообщается, что ЦРУ угрожало турецким бизнесменам в связи с их с торговлей с Россией: спецслужба якобы запрашивала турецких коллег о контрактах по продаже недвижимости россиянам.

ЕАЭС в мейнстриме

Центростремительные процессы в ЕАЭС с вовлечением в них Турции, Ирана, Индии, стран Персидского залива гармонично дополняют общую динамику в АТР и стимулируют формирование в Большой Евразии целостного макрорегиона.

В таком контексте показательна повестка состоявшегося недавно в Кыргызстане Евразийского межправсовета, по итогам которого подписан перечень инфраструктурных проектов в сфере транспорта и логистики, обеспечивающих полноценную транспортную связанность. Для Беларуси – это реконструкция автодорог М1 и М10, которые будут сопряжены с евразийскими транспортными коридорами в направлении Южной Азии и Китая.

В числе наиболее важных и актуальных в ЕАЭС также обозначены вопросы создания специализированного института для финансирования совместных кооперационных проектов, направленных на импортозамещение и обеспечение технологического суверенитета.

Беларусь: невозможное возможно

Представляя нового главу управделами Президента Александр Лукашенко четко указал на необходимость поиска рынков в южноазиатском регионе и других направлениях. Причем не просто в режиме «сидеть и ждать», а «самим ехать и предлагать». Таким образом, дана установка именно на проактивный подход.

Безусловно, такой подход должен дополняться другими инструментами. Хороший пример – договоренность сотрудничать в сфере электронной торговли между филиалом Института БРИКС по изучению сетей будущего в китайском Шэньчжэне и Белорусской универсальной товарной биржей (БУТБ). Кстати, на биржевой площадке импортозамещения уже работают около 300 компаний из стран Центральной Азии и Дальнего Востока.

К слову, Дальний Восток постепенно превращается не просто в «ворота России в Азию». По мнению экспертов клуба Валдай, он имеет потенциал стать своеобразным «интерфейсом» коммуникации с Азией, где будут тестироваться практики и навыки взаимодействия с партнёрами в многополярном мире. В этой связи неслучайно учреждение в РФ медали «За развитие Сибири и Дальнего Востока».

Глава Минвостокразвития РФ Алексей Чекунков полагает, что при «развороте на Восток» следует идти восточным путем – по канонам Сунь Цзы, автора древнекитайского трактата «Искусство войны» – не прямым и быстрым, а долгим и последовательным. В таком контексте «разворот на Восток» должен заключаться не просто в корректировке экспортного маршрута с западного на восточный, а в перезапуске всей экономической модели, опираясь на собственные силы, преимущества и ресурсы. Ключевым аспектом также являются инвестиции в сферу образования, что является залогом благоприятного образа будущего.

Исходя из такого подхода, основной задачей для Беларуси, чтобы не уйти в «занос» и сохранить устойчивость при прохождении своего «поворота в Азию», является обеспечение многовекторности внешнеэкономических связей. А начинать вполне можно с того же Дальнего Востока, тем более необходимая база для этого заложена во время апрельского визита в регион Главы нашего государства.

Из теории систем известно, что организационная целостность и устойчивость системы определяется стабильностью ее самого слабого элемента. При этом надо понимать, что «узкими местами» могут быть не только конкретные производственные звенья, но и управленческие принципы, методики и процедуры.

Таким образом, перенастраивая на новый лад отечественную промышленность, помимо ориентации на общий результат, важно «подтягивать» отдельные, особенно «узкие», звенья. Поскольку за красивым фасадом коллективной ответственности зачастую сложно объективно и по достоинству оценить индивидуальный вклад в освоение новых рынков в Азии конкретного участника внешнеэкономической деятельности. А в нынешние непростые времена страна должна знать своих истинных героев. И желательно в лицо…

Прокрутить вверх