«Большая игра» 2.0 в Азии: Китайский дракон и его новая дипломатия

Об авторе

Ярмолинский Юрий Михайлович,

аналитик Белорусского института стратегических исследований

Другие статьи автора

«Большая игра в Азии 2.0»: Индия. От балансирования между центрами силы к статусу мировой державы

Прошедшее 9-10 ноября в Нью-Дели 11-е заседание Белорусско-Индийской межправительственной комиссии (МПК) по сотрудничеству в области торговли, экономики, промышленности, науки, технологий и культуры дало повод снова поразмышлять о растущей роли Индии в меняющемся миропорядке.

Глобальный контекст. Председательство в ШОС и G20

Эксперты полагают, что с учетом председательства в G20 и ШОС следующий год станет для Индии переломным с точки зрения реализации амбиций стать архитектором “формирования глобальной повестки”
и лидером в “сообществе влиятельных наций”.

На это указывает и логотип председательства страны в G20, где переплелись политика и философия, с цветком лотоса в основе, символизирующим процветание и надежду. Эти идеи проистекают из индийской традиции достижения консенсуса посредством диалога. Нью-Дели давно настаивает на необходимости переосмыслить дискуссии
о глобализации, включив в них социально-гуманитарные вопросы, такие как борьба с терроризмом, изменение климата и пандемии.

В ходе своего председательства в «двадцатке» – с 1 декабря 2022 года по 30 ноября 2023 года – Индия планирует провести около 200 различных встреч по всей стране. Для демонстрации амбиций на роль «ведущей державы» такой статус и повод подходят оптимально.

Стремление стать ключевой «нацией полупроводников» позволит Индии в рамках в G20 уделять внимание глобальной цифровой экономике. К слову, цифровые платежи в самой Индии могут достичь 10 трлн долларов к 2026 году, а цифровая экономика как ожидается, превысит 800 млрд долларов к 2030 году.

Очевидно, Нью-Дели сыграет позитивную роль и во главе ШОС, нацеливая этот форум на обеспечение благосостояния всей Евразии.

Помимо инициатив в области связности, энергетики, экономики и торговли, в фокусе внимания будут вопросы региональной безопасности, борьбы с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и т.д., в том числе в контексте ситуации в Афганистане. Нью-Дели может использовать Региональную антитеррористическую структуру ШОС для активизации сотрудничества и координации в борьбе с вызовами региональной безопасности, а также для сбора и обмена информацией.

Кроме того, Нью-Дели через ШОС станет продвигать проекты Международного транспортного коридора Север-Юг и порта Чабахар,
в том числе в рамках созданного в 2020 году с Ираном и Узбекистаном трехстороннего рабочего комитета.

В эпоху многосторонности ШОС является идеальным инструментом для обеспечения большего согласия между странами-членами в интересах решения общих задач. Возрастающий региональный и глобальный вес позволит Индии инвестировать свой дипломатический капитал
в прогрессивную повестку ШОС, тем самым укрепляя там свои позиции
и трансформируя ее в платформу соглашений, а не разногласий.

Таким образом, на глобальном уровне Индия продолжит курс на стратегическую автономию и балансирующую многовекторность, накапливая экономическую мощь и планомерно продвигаясь к статусу мировой державы.

Индия как экономический лидер

По прогнозам аналитиков, уже к 2027 году Индия станет третьей мировой экономикой, а ее ВВП за следующие 10 лет вырастет с нынешних 3,4 трлн до 8,5 трлн долларов. Кроме того, к этому времени у страны будет третий по величине фондовый рынок. Все эти факторы сигнализируют
о новых возможностях для белорусских хозяйствующих субъектов.

Сегодня ВВП Индии находится на уровне ВВП Китая 2007 года. Однако численность трудоспособного населения продолжит расти, что позволяет обеспечить более длительную стадию роста по сравнению
с Поднебесной. В ближайшее десятилетие реальный рост ВВП Индии ожидается в среднем на уровне 6,5%, а Китая – 3,6%.

Индия располагает самым большим в мире средним классом – примерно 300 млн человек, что сопоставимо с населением США, и его численность растет. Эта категория обладает высокой покупательной способностью и делает внутренний рынок основным драйвером развития.

По данным международной консалтинговой фирмы по инвестиционной миграции Henley & Partners, Индия занимает третье место по числу сантимиллионеров – людей с активами более 100 млн долларов. Из 25 490 таких людей в мире в Индии проживает 1 132 человека – больше, чем в Великобритании, РФ или Швейцарии. К 2032 году Индия обгонит Китай (второе место) как самый быстрорастущий рынок, с ожидаемым 80-процентным ростом их количества.

Кроме того, Индия становится «тихой гаванью» для спекулятивных инвесторов, которые уходят из Китая из-за политики «нулевой терпимости» и связанного с ним торможения экономики, что подтверждается ростом биржевых котировок индийского Sensex на 6,1%.

Таким образом, Индия, по сути, превращается в экономически самодостаточное «государство-континент».

Индия как миротворец

В экспертном сообществе активно циркулируют мнения
о способности Индии сыграть роль миротворца в процессе деэскалации российско-украинского конфликта, о чем может свидетельствовать факт многократного тиражирования на разных уровнях посыла премьер-министра Н. Моди президенту В. Путину о том, что “нынешняя эпоха – это не эпоха войны”.

Данные сентенции приобрели более акцентуированное звучание на фоне недавнего визита в Москву главы МИД Индии С. Джайшанкара,
а также в преддверии ежегодного саммита Путин-Моди, который планируется к проведению в декабре в российской столице.

Индийские эксперты проводят историческую аналогию, что возможный мирный процесс мог бы стать “Ташкентом 2.0” 1966 года, когда Россия и Украина в составе СССР способствовали нормализации отношений между Индией и Пакистаном.

В самом МИД Индии предпочитают высказываться на эти темы предельно осторожно, подчеркивая, что говорить о посредничестве «слишком преждевременно». Однако сам факт присутствия такого дискурса и заявления министра Джайшанкара о готовности Индии поддержать любую инициативу по “снижению риска” ситуации в Украине (хотя и без конкретики) дает повод рассчитывать с осторожным оптимизмом на диалог и дипломатию. Оптимизм усилил призыв премьер-министра Моди на Бали к странам G20 способствовать поиску мирного решения по Украине. Хотя общий позитив несколько был скомкан в связи
с давлением на Индию по теме прав человека на недавней сессии Совета по правам человека ООН в Женеве со стороны Германии, Франции, Италии, Греции, Люксембурга и Бельгии.

Беларусь-Индия: новое качество отношений

Возвращаясь к заседанию двусторонней МПК в Нью-Дели, следует отметить, что оно стало заметным событием. Его ждали более двух лет – сначала пандемия, а потом февральские события поставили этот механизм на паузу…

Однако повестка и достигнутые договоренности с лихвой компенсировали все ожидания. По итогам состоявшихся встреч намечены конкретные шаги по расширению двустороннего торгово-экономического взаимодействия, взаимной поддержки на площадках международных организаций, актуализации договорно-правовой базы. Важной темой дискуссий стала международная продовольственная безопасность, в том числе с учетом роли Беларуси как одного из ведущих поставщиков калийных удобрений.

Спектр сфер взаимного интереса, а именно – логистика, промышленная кооперация, сельское хозяйство, финансы, здравоохранение и фармацевтика, наука и образование, туризм и т.д. не позволяет сомневаться в обоснованности амбиций достичь в отношениях между нашими странами стратегического уровня. Кстати, если вынести за скобки сохраняющиеся торговые барьеры и ограничения, скоро Минск
и Нью-Дели должны стать еще ближе к друг к другу: завершается работа по запуску прямого рейса между столицами.

Индийский бизнес также подтверждает свой интерес к Беларуси, что наглядно показали итоги форума, организованного под эгидой Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен и Конфедерации индийской промышленности, в котором приняло участие более
60 индийских компаний.

Потенциальные ниши для наращивания сотрудничества также имеются в контексте стремления Индии закрепиться на российском Дальнем Востоке, в том числе путем ускорения проекта транспортного коридора «Ченнаи – Владивосток». После заключения соглашения о зоне свободной торговли Индия-ЕАЭС такой формат может стать для нас действительно стратегическим и прорывным. 

Вместе с тем глубина экономического сотрудничества с Индией (как и с любой другой азиатской страной) прямо пропорциональна степени культурно-гуманитарного взаимопроникновения. Такого рода связи занимают особе место, сближая народы, укрепляя атмосферу доверия
и упрочняя основу для межгосударственных отношений. Это значит, что нам следует изучать эту страну. И делать это не от случая к случаю, а на системной основе, повышая качество и уровень экспертизы. А заодно не менее интенсивно стимулировать живой и неподдельный интерес индийских партнеров к себе.

Растущий экономический потенциал и вес Индии в новом мировом порядке расширяют горизонт возможностей для наращивания сотрудничества с Беларусью. Хотя этими возможностями надо еще уметь и захотеть грамотно воспользоваться. Такое положение дел лишь подчеркивает необходимость и важность обеспечения взаимодействия
с Индией в масштабах, как минимум, сопоставимых с китайским вектором. А, может быть, и в больших…

 

back to top