Об авторе

Ярмолинский Юрий Михайлович,

аналитик Белорусского института стратегических исследований

Другие статьи автора

«Большая игра в Азии 2.0»: «повороту в Азию» придано ускорение

Буквально месяц назад автор писал о возможности синхронизации белорусского «поворота в Азию» и российского «разворота на Восток» в рамках Союзного государства, предлагая рассматривать такую механику как добавочный катализатор союзного строительства (через совместное освоение новых рыночных ниш) и инструмент противодействия западным санкциям.

Напомню, что в рамках своего «разворота на Восток» Россия, прежде всего, ориентируется на решение социально-экономических проблем Дальнего Востока и Сибири.

Завершившийся визит Главы белорусского государства именно
в этот регион, по своей сути, практически дал политическую «отмашку» на запуск союзного «поворота на Восток».

Стратегически на высшем уровне заложены основы принципиально новой модели развития Союзного государства на долгосрочную перспективу. На тактическом и оперативном уровне в сухом остатке: белорусские специалисты вскоре должны получить возможность участвовать в развитии космодрома Восточный в Амурской области РФ. Беларусь и Россия будут вместе формировать инфраструктуру этого объекта, что гарантирует независимый канал для выхода в космос. На подходе проекты по развитию промышленной кооперации, созданию совместных предприятий, импортозамещению, перенастройке логистических цепочек и в целом переход на новый механизм сотрудничества во внешнеэкономической сфере.

Однако несколько расширенный контекстный взгляд на сам факт визита белорусского лидера в российское Приморье и его итоги приоткрывает более глобальные перспективы.

Инфраструктурное и производственное закрепление Беларуси на Дальнем Востоке через имеющиеся и будущие транспортно-логистические коридоры автоматически открывает ворота
в необъятный Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР).

Прежде всего речь идет о морском коридоре Ченнаи-Владивосток – это прорабатываемый маршрут протяженностью 5 600 морских миль (около 10 300 км), призванный способствовать наращиванию торговли между Индией и Россией. В сентябре 2019 года во Владивостоке премьер-министр Нарендра Моди подписал соответствующий меморандум о намерениях. Нынешний маршрут из индийского Мумбаи в Санкт-Петербург примерно на 3000 морских миль длиннее.

Индийские отраслевые эксперты практически закончили анализ экономической эффективности маршрута, подтвердив скрытые резервы для увеличения объема перевозок. К слову, этот проект предполагает охват и других индийских и российских портов, например Вишакхапатнам, Калькутта, Восточный и Ольга.

Из Мумбаи для будущих белорусских грузов открывается путь в Западную Азию (в частности Иран) и Восточную Африку, в том числе через международный транспортный коридор «Север-Юг».

Основными преимуществами этого коридора, протяжённостью 7,2 тысячи км, перед другими маршрутами (в частности, через Суэцкий канал) считается сокращение в два и более раза расстояния перевозок, а также снижение их стоимости по сравнению с транспортировкой по морю.

Еще одна перспективная логистическая опция – Северный морской коридор – кратчайший путь между европейской частью России и Дальним Востоком. Законодательством РФ он определён как «исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация России в Арктике», которая обслуживает порты Арктики и крупных рек Сибири. Альтернатива этому пути – транспортные артерии, пересекающие Суэцкий или Панамский каналы. Если расстояние из Мурманска в порт Иокогамы (Япония) через Суэцкий канал составляет 12840 морских миль, то Северным морским путём – только 5770 морских миль.

Порт Владивостока может рассматриваться и через призму перспективы участия Беларуси в освоении Арктики. В случае одобрения белорусской заявки на получение статуса наблюдателя в Арктическом совете, в том числе при поддержке РФ, он мог бы составить альтернативу порту Санкт-Петербурга, который используется Минском для реализации своих проектов в Антарктиде.

Таким образом, на высшем уровне фундаментальная политическая основа для союзного «поворота на Восток» заложена. Теперь главное оперативно проработать на экспертном уровне технические детали и без проволочек впрягаться в работу, чтобы воспользоваться на практике открывающимися возможностями. Но самое главное – их не упустить!

Хороший шанс для поддержания должной динамики запущенных процессов может дать участие белорусской делегации высокого уровня в мероприятиях VII Восточного экономического форума (ВЭФ), запланированного на 5–8 сентября 2022 года во Владивостоке на базе Дальневосточного федерального университета.

Деловая программа ВЭФ предусматривает проведение диалогов с ведущими странами-партнерами в АТР, а также с АСЕАН – ключевой региональной группировкой динамично развивающихся стран Юго-Восточной Азии.

Справочно. ВЭФ считается ключевой международной площадкой для наведения и укрепления экономических связей, всесторонней экспертной оценки экономического потенциала региона, представления его инвестиционных возможностей и условий ведения бизнеса на территориях опережающего развития. Форум учрежден президентским указом в мае 2015 года в целях содействия развитию экономики Дальнего Востока и расширения международного сотрудничества в АТР.

Очевидно, что ВЭФ – это уникальная диалоговая площадка, предоставляющая колоссальные коммуникационные возможности, которые не стоило бы игнорировать.

«Поворот в Азию» Беларуси постепенно обретает реальные очертания …

 

Прокрутить вверх