аналитик Белорусского института стратегических исследований
Продолжая развивать тему Дальнего Востока, как потенциального «окна» Беларуси в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), нельзя обойти вниманием недавний VII Восточный экономический форум (ВЭФ) во Владивостоке. В этом году его посетили более 7 тысяч гостей из 60 стран, включая недружественные. Причем делегации Мьянмы, Монголии и Армении возглавляли премьер-министры.
ВЭФ: официально
Владимир Путин, выступая на ВЭФ, подтвердил настрой продолжать наращивать на Дальнем Востоке транспортный потенциал, расширять сеть автомобильных и железных дорог, строить новые подходы к морским терминалам и увеличивать их мощность. Отмечено, что фундаментальные потребности Азии в полной мере коррелируются с возросшей ценностью конкурентных преимуществ Дальнего Востока и Сибири.
Российский лидер подчеркнул, что собственные запасы энергоресурсов и продовольствия гарантируют защиту от кризисов физического выживания – роскошь, которую могут себе позволить примерно 15–20 стран мира. Такие тенденции предопределяют необходимость вкладываться в создание инфраструктуры, причем не только жесткой, но и социальной – от удобных платежей и независимых страхователей для экспортеров до новых ЗСТ со странами Азии. При этом ключевой тезис – «нужно перестать мелочиться».
Дальний Восток и Сибирь в идеале должны стать не просто пространством для инфраструктурных коридоров или территорией опережающего развития, а центром притяжения и роста для ключевых отраслей российской экономики, от которых зависят ее развитие и успешная интеграция в новые, не западные процессы глобализации.
ВЭФ: Китай
Самой многочисленной делегацией форуме стала китайская, что логично и закономерно с учетом статуса двусторонних отношений. Наиболее статусный из гостей – председатель постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей Ли Чжаньшу, занимающий третью должность в иерархии КПК.
На ВЭФ Китаю подчеркнуто уделено повышенное внимание. Со ссылкой на главу Минвостокразвития Алексея Чекункова СМИ сообщали о планах РФ на полях форума предложить китайской стороне создать зону свободной торговли на ранее спорном острове Большой Уссурийский на реке Амур.
«Росатом» и Китайская энергокомпания (входит в China Energy Engineering Group Co., СЕЕС) подписали документы, определяющие основу для строительства на Сахалине водородного завода, с возможностью его последующего экспорта в КНР на судах в сжиженном виде в контейнерах-цистернах. Ввод в промышленную эксплуатацию объекта и начало экспортных поставок «Росатом» планирует на 2025 год.
В рамках ВЭФ коллеги из Валдайского клуба презентовали доклад под названием «Стратегическое партнёрство России и Китая в условиях европейского кризиса».
Весьма симптоматично заявление Ян Цзэчи, экс-главы МИД КНР, после завершения ВЭФ, в котором отмечена готовность Китая работать с Россией ради защиты общих интересов и движению международного порядка в более справедливом направлении. Обычно Пекин через статусных бывших чиновников таким образом доносит посыл, который считает значимым.
ВЭФ: Индия
Премьер-министр Нарендра Моди во время онлайн-выступления на пленарном заседании ВЭФ заявил о готовности Индии поддерживать Россию в развитии Дальнего Востока. Подчеркнуто, что отношения двух стран развиваются вне политики конфронтации на основе схожести взглядов на будущее развития мира. Владивосток может стать новой «скрепой» для народов двух стран, а также дополнительной возможностью развития для Азии в целом.
Индия, как крупный потребитель энергоносителей, стремится укреплять партнерство с Россией по арктическим вопросам, где имеется серьезный потенциал для сотрудничества в области энергетики, в том числе с учетом председательства РФ в 2021-2023 гг. в Арктическом совете.
Подчеркнута важность реализации проектов развития Северного морского пути, где нужен интегрированный морской коридор, чтобы Россия могла торговать через Иран. В таком случае Индия тоже может занять своё место в транспортировке грузов в эти части мира.
В целом эксперты отметили, что присутствие Индии на ВЭФ стало определённой рутиной, в чем усматривается хороший знак: повседневная работа наиболее красноречиво характеризует какую-либо сферу, нежели чем «прорывные» соглашения.
ВЭФ: Экспертный взгляд
Эксперты полагают, что на данном этапе самой актуальной задачей является корректировка стереотипа «Дальний Восток = удалённость + маргинализация». Для этого важно содействовать интеграции этого российского региона в Большой Дальний Восток, то есть процессу восточноазиатской экономической интеграции.
Подтвержден тезис, что Владивосток – ворота России в АТР, хотя конкуренция очень высока. Как вариант, предлагалось взять за основу модель Гонконга, при этом отмечена множественность и других экономических центров на Тихом океане.
Для практической реализации такой идеи необходимы финансовые проекты для превращения города в мощный финансовый центр. Другим важным аспектом является создание конкурентоспособной инфраструктуры открытого миру крупного рынка с последующей его интеграцией в региональную экосистему.
С момента объявления развития Дальнего Востока национальным приоритетом запущено почти 3 тысячи проектов, около 3 трлн рублей пришло в виде частных инвестиций, подписанных соглашений – на 6,3 трлн. В то же время налицо необходимость ускоренного развития восточного полигона железных дорог: на сегодняшний день там «застряло» уже 78 млн тонн грузов, а это около 1,5 трлн рублей упущенной выгоды.
Значимое место в экономике региона занимает развитие Северного морского пути, по которому правительством РФ уже принят соответствующий план.
В числе вопросов, подлежащих первоочередному решению, эксперты назвали нормативно-правовое регулирование возникающих отношений, сопряжение с зонами свободной торговли в АТР, а также цифровизация экономики, что сократит путь к глобальной торговле и будет способствовать развитию Дальнего Востока.
Отдельного внимания заслуживает тезис о том, что РФ «важно осознать, что мы способны экспортировать не только баррели».
Эксперт из Института финансовых исследований КНР Ван Вэнь полагает, что санкции Запада не убьют Россию, а создадут ее заново, обращенную на Восток, куда, по его прогнозу, в ближайшие 20 лет произойдет беспрецедентное перетекание денежных потоков.
ВЭФ: Беларусь
Белорусская делегация во главе с зампредседателя Могилевского облисполкома Русланом Страхаром также побывала на ВЭФ, где провела переговоры в администрации Приморского края. Взаимодействие идет по многим направлениям, начиная от лесопромышленной отрасли и заканчивая горной добычей.
Важным событием стало открытие во Владивостоке постоянно действующего выставочного центра белорусской техники. Минпромом начата работа по строительству нового, более масштабного центра, в пределах которого будет представлен еще больший ассортимент белорусской продукции.
На полях ВЭФ подписано соглашение между «Амкодор-Дормаш ДВ» и приморской компанией «Скиф Плюс» о реализации проекта по созданию многофункционального сельскохозяйственного комплекса стоимостью более 20 млн долларов, в рамках которого будет создано не менее 200 новых рабочих мест. Отмечается заинтересованность Владивостока в наращивании объемов поставок белорусских пищевых продуктов, лифтов, а также к развитию сотрудничества в области туризма.
В свою очередь, Беларуси регион может предложить рыбную продукцию, а также новые логистические маршруты. СМИ сообщают о передаче в наше распоряжение строящегося терминала по перевалке удобрений в составе Приморского универсально-перегрузочного комплекса с выделением под проект до 500 млн долларов кредитных средств. Введение в строй новой портовой инфраструктуры – оптимальный вариант диверсификации транзитных потоков в условиях ограничительных мер Запада и хороший пример «виртуозной логистики», которую Глава государства ждет от Совмина и Минтранса.
Таким образом, ВЭФ, по признанию многих экспертов, представляет собой идеальную площадку для создания и укрепления торгово-экономических и инвестиционных связей, а также всесторонней экспертной оценки экономического потенциала Дальнего Востока.
В свою очередь, в условиях санкционной блокады и несмотря на расстояние в более чем 7 тысяч км, наращивание присутствия в дальневосточных регионах России в целях расширения внешнеторговых возможностей могло бы стать для Беларуси дополнительным драйвером в рамках «поворота в Азию» и резервной «точкой входа» в Азиатско-Тихоокеанский регион.