аналитик Белорусского института стратегических исследований
В этом году исполнилось 30 лет дипломатическим отношениям между Республикой Беларусь и Республикой Корея (РК), что является хорошим поводом для ретроспективного анализа их основных вех, а также прогноза образа ближайшего будущего.
С усилением международной конкуренции за передовые технологии по мере развертывания четвертой промышленной революции стимулируется интерес южнокорейских научных учреждений и компаний к нашей стране, равно как и другим государствам Евразийского региона с развитым научно-техническим потенциалом.
Особенности пути развития
За сравнительно короткое время, качественно перестроив свою экономику и перейдя от преимущественно аграрной к индустриально-технологической модели, РК сегодня занимает лидирующие позиции в мировых рейтингах государств с наиболее успешной политикой в сфере прикладных научных исследований и инноваций.
Нюансы национальной модели развития РК в значительной степени влияют на характер, динамику и результаты двустороннего сотрудничества. Несмотря на разделяющее наши страны расстояние (более 7000 километров), развивается оно поступательно и многомерно с акцентом на инновационную составляющую.
С усилением международной конкуренции за передовые технологии по мере развертывания четвертой промышленной революции стимулируется интерес южнокорейских научных учреждений и компаний к нашей стране, равно как и другим государствам Евразийского региона с развитым научно-техническим потенциалом. С 2017 года Сеул проводит курс на углубление сотрудничества со странами Евразии в рамках «новой северной экономической политики», которая координируется специальным президентским комитетом.
Беларусь — Корея: основные тренды
Стратегическими приоритетами взаимодействия с Беларусью корейская сторона видит инновационный бизнес и инфраструктуру, передовые исследования и цифровую экономику. Для нас таковыми являются инвестиции в высокотехнологичные сектора, получение доступа к современным технологиям, создание совместных инноваций, их коммерциализация и продвижение на мировые рынки.
Отражая такую матрицу взаимных приоритетов и интересов, в развитие межправительственного соглашения об экономическом, научном и техническом сотрудничестве сформирован и действует совместный профильный комитет.
В 2014-м в Минске открыто представительство Корейского агентства содействия торговле и инвестициям (KOTRA) в статусе Торгового отдела Посольства РК. В декабре прошлого года подписан меморандум о сотрудничестве между KOTRA и Национальным агентством инвестиций и приватизации (НАИП).
Прорабатываются варианты установления контактов между НАИП и Корейской государственной корпорацией (KIND).
Налажено взаимодействие на уровне торгово-промышленных палат и других экономических ассоциаций: Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен (НЦМКиЦ), Корейская ассоциация импортеров (KOIMA), Корейская ассоциация международной торговли (KITA) и др. (по их линии ежегодно проводятся делегационные обмены).
В декабре 2020-го БелТПП и KITA подписали соглашение о сотрудничестве, а в июле 2021-го создали Совет делового сотрудничества для укрепления экономических, инвестиционных и научно-технических связей через организацию бизнес-миссий, проведение выставок, семинаров, конференций и других мероприятий.
Традиционно зарекомендовавшие себя форматы сотрудничества также включают проведение инвестиционных, экономических форумов (презентаций), размещение национальных экспозиций Беларуси на международных выставках в РК. К слову, во втором полугодии такая экспозиция будет развернута в Сеуле на международной выставке Import Goods Fair.
Беларусь заинтересована в расширении инвестиционного сотрудничества, производственной кооперации и создании совместных производств с РК в станко- и автомобилестроении, электронике и бытовой технике, производстве шин, медицинского оборудования и сельхозтехники и т.д. Сохраняется интерес к финансированию и реализации инфраструктурных проектов в сфере инноваций, информационно-коммуникационных технологий, промышленности и научно-технической сфере, а также к реализации интеллектуальных прав и взаимном трансфере технологий.
В Корее накоплены значительные компетенции по созданию умных городов и интеллектуальной городской инфраструктуры, что определяет интерес профильных госорганов и областных администраций Беларуси к этому направлению сотрудничества.
С 2018 года белорусская сторона принимает участие в Программе обмена знаниями (Knowledge Sharing Program, KSP), администрируемой министерством экономики и финансов РК, в рамках которой реализуется проект «Интеллектуальная поддержка организации цифровой трансформации промышленности Беларуси».
Минэкономики планирует масштабировать корейский опыт цифровой трансформации, в том числе через инструменты поддержки цифровизации сектора МСП и стимулирования их взаимодействия с крупным производственным бизнесом. Он будет использован как в процессе формирования госполитики в области цифрового развития реального сектора, так и при подготовке пилотных проектов цифровой трансформации бизнес-процессов подведомственных организаций отраслевых министерств и концернов, а также субъектов среднего и крупного бизнеса.
В рамках программы KSP2021/2022 «Цифровая трансформация экономики Беларуси: внедрение лучших практик сотрудничества бизнеса и государства в цифровой трансформации промышленного сектора» совместно с Корейским институтом развития (KDI) в 2021-м запущен третий этап проектной деятельности.
Опыт РК позволит вовлечь бизнес-сообщество Беларуси в процесс подготовки и принятия управленческих решений в области цифровой трансформации реального сектора экономики и формирования отечественной смарт-индустрии на основе трансфера передовых практик государственно-частного партнерства.
Логично и закономерно, что с учетом таких приоритетов драйвером двустороннего сотрудничества являются контакты в сфере науки и технологий. С белорусской стороны в него вовлечены Госкомитет по науке и технологиям, НАН Беларуси, Парк высоких технологий и др. С корейской — Корейский институт механизмов и материалов (KIMM), Корейский научно-исследовательский институт по атомной энергии (KAERI), Корейский институт научной и технологической информации (KISTI), Национальный институт наук о животных (NIAS).
С 2017 года регулярно проводятся заседания двусторонней рабочей группы по науке и технологиям, инновационные аспекты преобладают в повестке дня заседаний межправительственного комитета. Важным инструментом сотрудничества является Белорусско-корейский форум в области науки, инноваций и технологий.
Наглядным примером успешного продвижения совместных инновационных проектов и коммерциализации разработок может являться работа технического консультативного совета НАН Беларуси LG Electronics и проведение национальной экспозиции белорусских инновационных разработок и продукции в марте 2019 года в Сеуле.
В ноябре 2020-го в Минске состоялась торжественная церемония награждения лауреатов первого совместного конкурса НАН Беларуси и LG Electronics для молодых ученых.
С учетом опыта сотрудничества с Корейским институтом науки и технологий взаимную выгоду может принести реализация программ подготовки квалифицированных научных и иных кадров в высокотехнологичных областях, в том числе исходя из наших преимуществ в фундаментальных науках и технологической базы.
Следует отметить хорошие отношения между Академией управления при Президенте Беларуси и Корейским институтам государственного управления, которые создают потенциальные возможности для взаимной подготовки управленцев.
Очевидны перспективы сотрудничества в сфере биотехнологий, медицины и фармацевтики, что приобретает еще большую актуальность на фоне пандемии и запуска в Беларуси национального производства вакцин против коронавируса. РК обладает сильными кластерами в этих сферах, а развитие биотехнологий рассматривает как одну из ключевых точек своего будущего роста через инновации.
Корейская сторона сохраняет интерес к развитию отношений с Беларусью в области ИКТ. При содействии Национального агентства по развитию информационного общества РК (NIA) реализован проект по консультационному содействию разработке Стратегии развития информатизации в Республике Беларусь на 2016—2022 годы.
На текущей стадии двусторонних отношений с целью формирования так называемых историй успеха эксперты рекомендуют уделять первоочередное внимание развитию взаимодействия именно с малым и средним бизнесом Кореи, который наиболее адаптивен к инновациям. Для Беларуси одной из приоритетных задач видится создание условий и стимулов для привлечения южнокорейских инвестиций (прежде всего в инновационный сектор экономики) с открытием собственных центров исследований и разработок, освоения их передового технологического и производственного опыта.
Республика Корея как точка входа в Большую Азию
Помимо двустороннего трека, не следует сбрасывать со счетов членство РК во всестороннем региональном экономическом партнерстве — крупнейшей в мире АСЕАН-центричной зоне свободной торговли, а также намерения присоседиться к другому крупному региональному экономическому блоку — всеобъемлющему и прогрессивному соглашению о Транстихоокеанском партнерстве. Такое участие в этих соглашениях делает РК для Минска дополнительной точкой входа в более широкий Азиатский регион, расширяя горизонты возможностей и степени свободы.
Поздравляя Президента Республики Корея Юн Сок Ёля с национальным праздником — Днем Освобождения (5 августа), Глава белорусского государства подтвердил заинтересованность в дальнейшем развитии экономического и научно-технического сотрудничества с Сеулом, а также в расширении межчеловеческих, научных и деловых контактов. По мнению Александра Лукашенко, при наличии взаимной политической воли отношения между нашими странами в состоянии выйти на качественно новый уровень.
Свой деятельный вклад в развитие двусторонних отношений с Республикой Корея стремится внести и БИСИ, присматриваясь к возможностям сотрудничества с ведущим южнокорейским аналитическим центром — Международным институтом стратегических исследований (International Institute for Strategic Studies).
Таким образом, в рамках продолжающегося «поворота в Азию» Южная Корея для Беларуси является перспективным партнером в регионе Восточной Азии, инновационные и иные ресурсы которой помогают совершенствовать и укреплять национальную модель устойчивого развития.