Этот новый коридор – мечта Владимира Путина. Сейчас более чем когда-либо его стране нужен выход к теплым морям. Украинский конфликт и ухудшение отношений с НАТО привели к тому, что Россия потеряла значительную часть свободы маневра, особенно на Черном море, в Севастополе, где украинские надводные беспилотники угрожают ее военным кораблям. <…> Торговые суда в принципе защищены, но Москва, тем не менее, осознает, что она уязвима. Будучи крупнейшим в мире экспортером пшеницы, Россия отправляет большую ее часть основным потребителям – Турции, Египту, Ирану и Саудовской Аравии – через Черное море.
Требуются колоссальные инвестиции
Та же проблема и с Балтийским морем. Для Москвы оно рискует закрыться в любой момент, если напряженность в отношениях с соседними европейскими странами, являющимися членами НАТО, продолжит расти.
Стремление России проложить транспортный коридор к Персидскому заливу беспокоит некоторых наблюдателей, поскольку оно представляет собой дальнейший шаг по удалению от Запада. Также оно напоминает о том, что произошло ранее на Украине. Предвидя риски возникновения напряженности в Черном море, Владимир Путин нарастил инвестиции в реструктуризацию экспортных маршрутов России, говорит почетный профессор Национального института восточных языков и цивилизаций Жан Радвани. Когда разразился украинский конфликт, новые балтийские порты – в Санкт-Петербурге, Выборге, Приморске и Усть-Луге – уже были созданы. «Русские также начали улучшать портовую инфраструктуру на Каспии и порт Новороссийска на Черном море как альтернативу Севастополю», – добавляет Радвани. Этот специалист является, в частности, автором справочника по России («Russie. Un vertige de puissance», La Découverte, 2023) и подробной статьи «Маршруты постсоветского пространства во время конфликта», опубликованной в октябрьском номере журнала Института международных и стратегических отношений.
Однако от мечты до реализации – большой путь. Проект требует колоссальных инвестиций. Для его успешного осуществления также необходимо будет проложить еще одну колею на участке между городским районом Решт и крупным портом Бендер-Аббас на берегу Персидского залива, на расстоянии 1200 километров к югу.
Примерно на половине этого маршрута в настоящее время имеется только один путь, и встречного движения там быть не может. И того, что Путин, по данным российской прессы, дал указание ускорить реализацию проекта после встречи в Санкт-Петербурге 12 сентября с председателем Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Акбаром Ахмадианом, может оказаться недостаточно для ускорения работ. Но Кремль рассчитывает, что все получится. Согласно последней версии контракта от мая 2023 года, ежегодно через линию Решт – Астара должно проходить от 15 до 50 миллионов тонн грузов.
«Контролировать движение товаров»
В последнее время бесчисленное количество поездок в Иран совершил советник президента России и его спецпредставитель по международному сотрудничеству в сфере транспорта Игорь Левитин. Он отвечает за контроль над завершением проекта и пытается воздействовать на иранцев. «Мы надеемся, что проект стартует в 2025 году», – заявил 16 октября посол Ирана в России Казем Джалали. Несмотря на взаимные визиты делегаций и заявления, представляющие российско-иранское сотрудничество как краеугольный камень нового мирового порядка, отношения двух стран по-прежнему отягощены дефицитом доверия и бюрократической инерцией.
Ирану серьезно не хватает средств на строительство линии Решт – Астара. Москва нашла решение: она профинансирует работы в виде кредита Тегерану. Государственный экспортный кредит на сумму 1,36 млрд евро был подписан в 2023 году, сумма составляет 85% сметной стоимости работ. Согласно контракту, насколько известно редакции Le Monde, условия не очень выгодны для Ирана. Процентная ставка установлена на уровне 3% на шесть лет, но погашение кредита будет производиться в рублях, согласно курсу этой валюты по отношению к евро, определенному ЦБ РФ, который завышает курс. Лишенные возможности пользоваться системой межбанковских расчетов SWIFT, два государства вынуждены торговать в валютах, отличных от евро и доллара.
В остальной части осуществление проекта возьмут на себя российские компании, оборудование будет российским, на объект будут направлены российские специалисты и рабочие. Партнер также попросил Тегеран упростить процедуру выдачи разрешений на работу. Признак того, что доверия нет: одна из статей контракта предусматривает, что российские активы в Иране ни при каких обстоятельствах не могут быть конфискованы или проданы.
На самом деле потепление российско-иранских отношений – это не тихая спокойная река. «Россию интересует контроль над движением товаров в сторону Персидского залива, но российские компании не спешат инвестировать в Иран», – говорит специалист по иранскому миру, преподаватель Университета Монпелье Клеман Терм. Он указывает на «очень асимметричный» характер двусторонних отношений. Сегодня Иран — это менее 1% российского экспорта, 80% объема поставок составляет зерно. Со своей стороны, Тегеран по-прежнему дуется на Москву за то, что она не выступала против санкций, введенных Советом Безопасности ООН против Ирана до заключения ядерного соглашения 2015 года.
В то же время с иранской стороны сейчас преобладает определенный реализм. «Хотя могут быть отдельные трения, у Тегерана на данный момент нет возможности улучшить свои отношения с Западом, и это отвечает интересам Москвы», – считает специалист по отношениям между Ираном и Россией, доцент Центра исследований Персидского залива Катарского университета Николай Кожанов.
«Ключевое звено» – Азербайджан
Реализация маршрута Решт – Астара должна также учитывать требования третьего игрока, обладающего сильной позицией в этом вопросе – Азербайджана. «Это ключевое звено», – подчеркивает источник в службах безопасности, следящий за этим вопросом. Город Астара разделен между Азербайджаном и Ираном – по нему проходит граница. Москва придает большое значение отношениям с президентом Ильхамом Алиевым, находящимся у власти с 2003 года, а тот осторожно подходит к вопросу о строительстве железной дороги, за которым следит лично.
Между Баку и Тегераном действительно существует определенное недоверие. Иран, на территории которого проживает большая азербайджанская община (12–17 миллионов человек), превышающая по численности все население Азербайджана (около 10 миллионов), опасается роста сепаратизма. Особенно среди молодых иранских азербайджанцев, которых привлекают развлечения в Баку, где позволен алкоголь, а отношения между мужчинами и женщинами более либеральны.
Вдобавок власти Азербайджана давно поддерживают экономическое и военное сотрудничество с Израилем – заклятым врагом Тегерана. «Еврейское государство поставляло оружие в Баку, в частности, во время второй войны в Нагорном Карабахе в 2020 году, и покупает азербайджанскую нефть», – отмечает специалист по Кавказу, приглашенный сотрудник Международного исследовательского центра (CERI) парижского Института политических исследований Алтай Гоюшов. – С точки зрения Баку, железнодорожное сообщение не имеет принципиального значения, поскольку большая часть коммерческих маршрутов, газопроводов и нефтепроводов в настоящее время направлена к потребительским центрам, расположенным на Западе».
Однако президент Азербайджана знает, что проект железной дороги Решт — Астара укрепит транзитный потенциал его страны. «Ему необходимы связи с Ираном, чтобы играть роль моста с Россией», – объясняет специалист по тюркоязычному миру, сотрудник CERI Байрам Балчи. «В прошлом отношения между Азербайджаном и Ираном были напряженными, но Ильхам Алиев смог их улучшить», – добавляет исследователь.
Ключевая инфраструктура, предназначенная для ввода в строй железнодорожной линии Решт – Астара, возводится ускоренными темпами обеими сторонами. В декабре 2023 года в Астаре был открыт автодорожный мост между Азербайджаном и Ираном. У него четыре полосы движения для транспорта и крытые пешеходные проходы с каждой стороны, он расположен недалеко от железнодорожного моста, который соединит участки будущей линии по обе стороны границы. В июне также был открыт 37-километровый участок железной дороги, соединяющей Решт с портом Бендер-Энзели на Каспийском море.
Тегерану нужна военная помощь
Непростое сближение России и Ирана меняет расклад сил на Кавказе. Проект дороги Решт — Астара оставляет за рамками крупных планов регионального развития Армению, которая сегодня является для Ирана одним из редких транспортных путей выхода на Запад. <…>
Москва, Тегеран и Баку, похоже, находятся на пути к заключению соглашения относительно железной дороги Решт – Астара. Тем более что российско-иранское сотрудничество в последнее время укрепилось благодаря новой геополитической ситуации: войне, разразившейся на Ближнем Востоке 7 октября 2023 года. Иран, столкнувшийся с угрозой непредсказуемой эскалации со стороны Израиля в отношении иранских прокси – ХАМАС в секторе Газа и «Хезболлы» в Ливане – нуждается в военной помощи больше, чем когда-либо. В частности, для того, чтобы восстановить свою противовоздушную и противоракетную оборону, подвергшуюся израильским ударам 26 октября.
Сотрудничество в космической сфере
Потепление в отношениях между Москвой и Тегераном началось в ноябре 2023 года с принципиального соглашения о поставке Россией военной техники последнего поколения, включая истребители типа Су-35, а также мобильные системы противовоздушной обороны и противоракетные комплексы С-400. По нашей информации, это соглашение также предусматривает сотрудничество в космической сфере, в частности, по размещению оружия в космосе (утверждения Le Monde являются ничем не подтвержденными домыслами – прим. ИноСМИ).
Разработка этого соглашения еще не завершена. Пока что была лишь усилена подготовка летчиков и были отправлены средства ПВО, смогла перепроверить Le Monde. «Но «Сухие» — это символ, отвлекающий внимание от реальности. На местах наблюдается общий рост взаимодействия между двумя странами, в том числе между их военными структурами и на региональном уровне. Это соответствует основным военным потребностям обеих стран», — объясняет профессор Николай Кожанов.
Летом этого года именно через Каспий Россия получила около 200 иранских баллистических ракет малой дальности (120 километров) «Фатх-360» (в Москве и Тегеране категорически опровергали утверждения западных СМИ о поставках Ираном оружия России – прим. ИноСМИ). Эти поставки стали причиной новой волны санкций, в частности против компании Iran Air. 12 октября, за несколько дней до саммита БРИКС, иранское информационное агентство «Тасним» объявило о скором выводе на орбиту двух новых иранских спутников с российского космодрома. Уже не в первый раз Россия запускает такие спутники с помощью ракет «Союз», но в данном случае предстоящий запуск символизирует усиление сотрудничества двух прикаспийских держав.
«Раньше две страны сотрудничали только в Сирии [они оказывают военно-стратегическую поддержку режиму Башара Асада]. Теперь мы знаем, что Йемен [часть территории которого контролируют хуситы, поддерживающие Тегеран] также входит в сферу сотрудничества Ирана и России, это началось сравнительно недавно», — продолжает специалист. Помимо этого, Тегеран и Москва организуют совместные военные учения, русские обучают иранскую армию, «и нам следует ожидать обмена информацией», добавляет Кожанов. Все это усиливает военный потенциал двух древних империй, когда-то соперничавших на берегах Каспия.