Политолог Екатерина Заклязьминская — о сближении ЕС и Китая на фоне торговых войн США

С 30 июня по 6 июля запланирован визит министра иностранных дел Китая Ван И в Евросоюз. В планах — встречи с руководством ЕС, а также Бельгии, Франции и Германии.

Незадолго до визита китайского чиновника, 26 июня, прошел саммит лидеров стран ЕС, на котором так и не были достигнуты договоренности в контексте готовящейся торговой сделки с США. Этот вопрос уже накален до предела. Дело в том, что 9 июля истекает срок, предоставленный Вашингтоном Брюсселю на согласование новых условий взаимной торговли. После этого на европейский экспорт в США введут пошлины в 50%.

Очевидно, что американский президент стремился как можно быстрее согласовать выгодные для США условия торговли, не предоставив необходимого времени на их обсуждение. Евросоюз заинтересован в деэскалации ситуации, поэтому визит Ван И, несмотря на отсутствие официальных заявлений о стремлении укрепить экономический диалог, будет посвящен прежде всего решению торговых вопросов.

Ключевая цель остается «за скобками» предстоящего визита: официальная программа мероприятий будет посвящена не экономике, а вопросам стратегической стабильности и дипломатии. В Брюсселе глава китайского МИДа примет участие в 13-м раунде стратегического диалога высокого уровня Китай – ЕС, в Германии планируется участие в 8-м раунде стратегического диалога по вопросам дипломатии и безопасности, во Франции ожидаются переговоры глав внешнеполитических ведомств и участие в заседании механизма гуманитарных обменов высокого уровня, а в Бельгии запланирована встреча с премьер-министром Бартом Де Вевером и министром иностранных дел Максимом Прево.

На фоне тарифной войны США Евросоюз также приобретает особое значение для КНР. 6 мая китайский лидер Си Цзиньпин обменялся поздравлениями с главами Евросовета и Еврокомиссии Антониу Коштой и Урсулой фон дер Ляйен по случаю 50-летия с момента установления дипломатических отношений между КНР и ЕС.

Евросоюз — один из важнейших экономических и политических партнеров Китая. По итогам 2024 года товарооборот составил $785,82 млрд, а с США за аналогичный период — «всего» $688,28 млрд. Сейчас ЕС — второй крупнейший рынок сбыта для КНР после государств АСЕАН. В условиях разгоревшейся торговой войны Пекин наделяет Евросоюз особой миссией по реанимации китайской экспортной торговли. В видении Пекина он способен смягчить последствия тарифных ограничений, абсорбируя излишнюю китайскую продукцию, не находящую рынки сбыта в США под воздействием высоких американских пошлин.

Напомним, что зимой 2025 года Трамп развернул полномасштабную торговую войну против всего мира. На китайском треке, несмотря на то что США рассматривают КНР как главного геополитического противника, уже достигнуты реальные договоренности. 27 июня стороны объявили о заключении торгового соглашения. По его условиям импортные пошлины для товаров из КНР снизятся до 55%, а для американской продукции в Китае — до 10%. Среди прочих обязательств Пекина — возобновление экспорта редкоземельных металлов, а также рассмотрение и одобрение заявок, подпадающих под экспортный контроль. Вашингтон, в свою очередь, обещает отмену ряда ограничений в отношении Китая.

Сделка же между Брюсселем и Вашингтоном по-прежнему находится в подвешенном состоянии. США форсируют ее заключение, стремясь успеть ко «дню Х». Визит Ван И в ЕС в том числе будет нацелен на демонстрацию альтернативных путей решения торговых противоречий.

По крайней мере контакты с Китаем в последнее время действительно участились. В мае по инициативе французской стороны состоялись телефонные переговоры между лидерами Китая и Франции. Си Цзиньпин и Эммануэль Макрон обсудили глобальную повестку: украинский кризис, палестино-израильский конфликт, иранский ядерный вопрос. Политики отметили и необходимость отстаивать правила международной торговли и мировой экономический порядок.

Си Цзиньпин провел телефонные переговоры и с канцлером Германии Фридрихом Мерцем. Стороны также обсудили вопросы двусторонней повестки, где лейтмотивом звучали намерения поддерживать многосторонность, свободную торговлю и углубление открытого и взаимовыгодного сотрудничества.

Таким образом, у Брюсселя довольно сложная задача: он пытается лавировать между необходимостью сотрудничать с Пекином из-за серьезной зависимости от китайской продукции (импорт из КНР в ЕС в 2024 году составил $516,46 млрд) и стремлением не испортить отношения с Вашингтоном.

Китай же воспользуется ситуацией и будет пытаться любой ценой укрепить экономический диалог с ЕС, убеждая страны объединения в необходимости продолжать курс на глобализацию, всё больше втягивая ЕС в орбиту своих интересов.

Несмотря на острый вопрос с пошлинами, украинский кризис также находится в фокусе внимания сторон. Инцидент с ранением китайского журналиста Лу Юйгуана украинским БПЛА в Курской области подчеркивает особую озабоченность китайской стороны и стремление оказать содействие в скорейшем разрешении украинского конфликта. Однако в этот визит Ван И украинский кризис скорее станет не стержневой, но значимой темой обсуждений между Китаем и странами Евросоюза.

Автор — руководитель Центра мировой политики и стратегического анализа ИКСА РАН

Source:

Прокрутить вверх