Тарифные угрозы

Политолог Екатерина Заклязьминская — о том, как будет развиваться конфликт США с БРИКС и почему Трамп пошел на обострение с Бразилией

Рост влияния БРИКС не дает покоя Вашингтону. Американский президент Дональд Трамп видит в объединении риски для развития Соединенных Штатов. На этом фоне он даже грозил введением стопроцентных импортных пошлин для всех стран группы в случае создания единой валюты БРИКС. С этой идеей еще в 2023 году выступил бразильский президент Лула да Силва, с которым у американского лидера сразу сложились натянутые отношения.

Сегодня БРИКС+ включает в себя половину населения нашей планеты. На объединение приходится около 40% всего объема мировой экономики. После недавнего саммита группы, который прошел в Бразилии, Трамп допустил введение дополнительных 10% пошлин для всех стран объединения за «антиамериканскую политику». Хотя в настоящий момент поводов для переживаний не так много, поскольку роль доллара по-прежнему значительна: около 60% мировых резервов и 70% глобальной торговли приходится на американскую валюту. Но Трамп хочет пресечь на корню какие-либо попытки создания альтернативных финансовых инструментов, которые могут бросить вызов гегемонии доллара.

«БРИКС была создана, чтобы навредить нам. БРИКС была создана, чтобы ослабить наш доллар и лишить его статуса стандарта», — полагает американский лидер. Между тем представители БРИКС утверждают, что ее деятельность не нацелена на какую-либо третью страну, а для американских обвинений нет ни единого повода.

Во-первых, США в частности и западники в целом столкнулись с ситуацией, которую создали сами. Приостановив доступ для ряда стран к международной финансовой системе, они вынудили эти государства начать поиски обходных путей для обеспечения выживаемости своей внешней торговли. Отключив Россию от SWIFT и заморозив резервы ЦБ РФ в размере $300 млрд, они поспособствовали началу роста торговли России с другими странами в национальных валютах. Эта политика не была инициирована БРИКС, она выросла из насущных потребностей государств объединения. Стремление развивать сотрудничество и торговлю в национальных валютах никогда не было направлено против США. Такой глобальной задачи, как дедолларизация мировой экономики, ни одна из стран мира не ставила. Снижение роли доллара было лишь следствием политики, позволяющей странам продолжать торговать в условиях тотального давления на их финансовую инфраструктуру.

Представители БРИКС регулярно заявляют, что никаких обсуждений создания единой валюты объединения не ведется. После саммита глава МИД России Сергей Лавров подчеркнул, что «речь всегда шла о повышении роли национальных валют, новой инвестиционной платформе, трансграничной платежной инициативе».

Во-вторых, представленные Трампом дополнительные 10-процентные пошлины для стран БРИКС ставят многие государства мира в затруднительное положение. С зимы 2025 года он регулярно то повышал импортные тарифы, то предоставлял передышку для проведения консультаций и переговоров, устанавливая крайние сроки. Условия взаимодействия с США регулярно менялись, страны мира не успевали должным образом отреагировать на все происходящие перемены, поэтому угрозы о введении 10% дополнительных тарифов рассматриваются скорее как часть продолжающейся тарифной войны.

Государства мира сбиты с толку. Весной многие из них начали обсуждения новых условий торговли с Вашингтоном, а летом им уже было объявлено, что они не успели согласовать свои сделки. В нынешних условиях дополнительные 10% ничего не меняют. Страны БРИКС уже находятся под тарифным давлением: Бразилии обещают 50-процентные пошлины, России выдвинули новые условия из-за медленной деэскалации ситуации вокруг украинского кризиса (15 июля Трамп поставил ультиматум о необходимости за 50 дней урегулировать ситуацию иначе на российскую продукцию и партнеров РФ будут введены пошлины в размере 100%), Индии обозначили 26-процентные тарифы, с Китаем с трудом согласованы 55%, с ЮАР — 30%. Новые страны БРИКС тоже не обошла тарифная беда: Индонезии обещают тариф в 32%, на Эфиопию, ОАЭ и Египет уже наложены 10-процентные пошлины. Иран и так давно числится в черных списках Вашингтона.

С 1 августа большинство стран мира будет обложено 25–30% пошлинами и начнут учиться торговать с США в новых условиях. Подобная непоследовательная политика свидетельствует лишь о том, что у Трампа всё идет не совсем по плану. Причем страны мира не отказываются от диалога и поисков компромиссов с США, им лишь недостает времени.

Ситуация с Бразилией показывает, что государства БРИКС не намерены поддаваться давлению Вашингтону. Сегодня Трамп не может удержаться от критики ее властей за судебный процесс над экс-президентом Болсонару. Бывший лидер был обвинен в организации госпереворота (в 2022-м после проигрыша на президентских выборах его сторонники пошли на штурм административных знаний). Эти события напомнили Трампу страницу из его собственной биографии и штурм Капитолия его сторонниками. Тем не менее Лула да Силва продолжает едкие высказывания по отношению к американскому лидеру: «Мир изменился, императоры нам не нужны, мы — суверенные страны». Бразильский лидер предупреждает о симметричном ответе на американские пошлины. Торговля США с Бразилией составляет всего 1,7% от ВВП этого государства, поэтому это вполне реализуемый сценарий. Бразилия готова к диалогу, но только на равных. Точно так же как и другие страны БРИКС.

В нынешних условиях государства этого объединения мирно сотрудничают со своими партнерами, сообща решают сложные глобальные вопросы современности, находят выходы из всех геополитических тупиков и не отказываются от переговоров даже с самыми непоследовательными партнерами, которыми стали Соединенные Штаты. У БРИКС есть глубокое понимание, что их главная задача — развитие всего человечества на справедливых и равноправных началах. Вернуть глобальное управление в предсказуемые рамки — тоже одна из первоочередных задач современности.

Автор — руководитель Центра мировой политики и стратегического анализа Института Китая и современной Азии РАН

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

 

Source:

Прокрутить вверх