Telegram-канал «Lu Man: Взгляд на Восток» рассказывает о результатах переговоров в формате «два плюс два» между Японией и Францией, визите в Австралию глав внешнеполитического и оборонного ведомств Великобритании, виртуальной встрече президента США Джо Байдена и японского премьер-министра Фумио Кисиды, возможности КНДР возобновить испытания ядерного оружия и межконтинентальных ракет, намерении Тайваня открыть представительство в Словении, а также планах Индонезии перенести столицу на Калимантан.
Япония и Франция 20 января провели первую за три года министерскую встречу в формате «два плюс два» в режиме видеоконференции.
Глава японского МИД Есимаса Хаяси и министр обороны Нобуо Киси вместе со своими французскими коллегами Жан-Ивом Ле Дрианом и Флоранс Парли выразили «серьезную озабоченность» состоянием дел в Восточно- и Южно-Китайском морях, что является завуалированной отсылкой к деятельности КНР в регионе. Особенно японцев беспокоит активность Китая вокруг контролируемых Токио спорных островов Сенкаку.
Япония и Франция подтвердили «важность мира и стабильности в Тайваньском проливе» и договорились призвать соответствующие стороны к решению вопроса. Дипломаты также обсудили последние ракетные испытания Северной Кореи.
В совместном заявлении по итогам встречи подчеркивается, что четыре министра подтвердили свою приверженность развитию сотрудничества «в целях содействия формированию основанного на правилах, свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона». Для этого Токио и Париж начнут консультации по облегчению административных и юридических требований для проведения совместных учений между японскими силами самообороны и французскими военными.
С января прошлого года Япония провела рекордные за всю историю семь министерских встреч в формате «два плюс два», что указывает на наращивание военно-дипломатической активности японцев в стране. В первую тройку союзников и партнеров, на которых делает ставку Токио, входят США, Австралия и Франция. Подобные переговоры проводились с Великобританией, Индонезией и Германией.
Париж, в свою очередь, пересматривает собственную Индо-Тихоокеанскую стратегию после ухудшения отношений с Австралией из-за потери контракта на строительство подлодок. Канберра отказалась от французских субмарин с перспективой обзавестись собственным атомным подводным флотом по результатам создания в сентябре прошлого года оборонного альянса AUKUS с Лондоном и Вашингтоном. В сложившихся обстоятельствах французы рассчитывают опереться в регионе именно на Японию, а также Индию и Индонезию.
Министр иностранных дел Великобритании Элизабет Трасс и министр обороны Бен Уоллес 19 января прибыли с четырехдневным визитом в Австралию с целью углубления связей в области безопасности в рамках AUKUS, активизации технического и экономического сотрудничества, а также инфраструктурных инвестиций в Индо-Тихоокеанском регионе.
По результатам первых с начала пандемии очных министерских консультаций (AUKMIN) в Сиднее, британские высокопоставленные чиновники договорились со своими австралийскими коллегами Марисой Пейн и Питером Даттоном о тесном сотрудничестве в противостоянии «основным геополитическим конкурентам», среди которых были названы Китай, Россия и Иран.
По ее словам, объединение усилий с США и помощь Австралии в приобретении атомных субмарин будут способствовать «совместным действиям по поддержанию стабильности по всему Индо-Тихоокеанскому региону».
Лондон и Канберра начали разработку планов будущего базирования британских войск на Зеленом континенте, подробности которых пока не разглашаются. Австралия обязалась оказать поддержку патрульным кораблям Королевского флота, включая доступ к своим портам. Такой шаг призван заложить фундамент для постоянного присутствия в регионе ВМС Великобритании на ротационной основе.
Президент США Джо Байден и премьер-министр Японии Фумио Кисида 21 января провели первую в этом году онлайн-встречу. Стороны договорились усилить сотрудничество в вопросах экономики и безопасности, обсудили проблемы противодействия Китаю, ракетные пуски Северной Кореи, а также ситуацию вокруг Украины.
Собеседники также отметили важность укрепления кибербезопасности и согласились с необходимостью «дать отпор» попыткам Китая изменить статус-кво в Восточно- и Южно-Китайском морях. Фумио Кисида особенно подчеркнул обеспокоенность Японии наращиванием ядерного потенциала КНР.
С целью активизации сотрудничества по созданию устойчивых цепочек поставок и инвестиций в технологии Вашингтон и Токио начнут переговоры по экономической политике. С японской стороны участие примут министры иностранных дел и промышленности, в то время как Соединенные Штаты будут представлены государственным секретарем и министром торговли. Новый формат получил название «два плюс два», по аналогии с переговорами по вопросам безопасности на уровне глав внешнеполитических и оборонных ведомств.
Кисида и Байден предварительно договорились провести в первой половине года саммит членов «Четырехстороннего диалога по безопасности» (QUAD), куда входят США, Япония, Индия и Австралия. Мероприятие должно пройти в Японии в очном формате. На нем планируется обсудить реализацию концепции свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона, растущую напряженность в Восточно- и Южно-Китайском морях, ситуацию с правами человека в Синьцзяне и Гонконге, а также ракетные испытания и ядерную программу КНДР.
Северная Корея 17 января провела четвертые ракетные испытания за последние две недели. Пхеньян выполнил пуски двух твердотопливных баллистических ракет малой дальности KN-24 с интервалом в четыре минуты, которые успешно поразили цель в Японском море.
Спустя три дня, 20 января, Центральное телеграфное агентство КНДР (ЦТАК) сообщило, что Пхеньян может возобновить испытания ядерного оружия и межконтинентальных баллистических ракет. Соответствующие шаги обсуждались накануне на VI заседании Политбюро ЦК Трудовой партии Кореи (ТПК) в качестве подготовки к «долговременной конфронтации с американскими империалистами».
Временный мораторий был введен северокорейским руководством для установления доверия с бывшим президентом США Дональдом Трампом, который успел провести две встречи с Ким Чен Ыном. Однако значительных результатов это не принесло.
Парламент Индонезии одобрил законопроект о переносе столицы из Джакарты на остров Калимантан.
Главный город страны будет называться Нусантара. Его построят на новом месте, приблизительно в географическом центре Индонезии, из-за перенаселенности Явы и проблемы подтопления нынешней столицы.
Из девяти фракций в парламенте только связанная с «Братьями-мусульманами» (террористическая организация, запрещена в РФ) исламистская «Партия справедливости и процветания» отказалась обсуждать новый законопроект по той причине, что у правительства якобы «нет законных оснований» для строительства новой столицы в Восточном Калимантане.
По текущим оценкам властей, стоимость проекта составит порядка 35 миллиардов долларов. При этом работы на 53% будут финансироваться из государственного бюджета, а завершить город планируют к 2045 году.
Согласно закону, иностранные посольства и представители международных организаций должны вслед за госучреждениями перевести свои офисы в Нусантару в течение 10 лет после начала переноса столицы.
Новая столица получит особый административный статус, а ее главу будет назначать президент с одобрения парламента. Одним из основных кандидатов на эту должность является бывший губернатор Джакарты, христианин китайского происхождения Басуки Чахая Пурнама, также известный как Ахок.
Штаб-квартиры госучреждений будут переноситься в Нусантару поэтапно в течение двух-четырех лет, за исключением Центрального банка и главных офисов Управления финансовых услуг. Джакарта останется деловым и экономическим центром Индонезии, а на ее модернизацию правительство обещает выделить дополнительно 40 миллиардов долларов.
Тайбэй подтвердил, что ведет переговоры со Словенией об открытии представительств на территории обоих государств. Ранее на подобный шаг решилась Литва, что привело к взаимному отзыву послов и введению торговых ограничений со стороны КНР.
Как и у большинства европейских государств, у Любляны нет официальных дипломатических связей с Тайбэем. Однако это не мешает таким странам, как Словения, Литва и Чехия, наращивать контакты с островом, что вызывает недовольство Пекина.
Официальный представитель МИД КНР Чжао Лицзянь заявил, что Китай «глубоко шокирован» и решительно выступает против высказываний, способствующих продвижению идеи независимости Тайваня.
И Литва, и Словения являются членами Европейского союза, который занимает все более жесткую позицию в отношении политической и экономической деятельности Китая. Обе страны также входят в НАТО и планируют создать свои представительства на Тайване, что будет на руку прежде всего американцам, которые рассчитывают привлечь как можно больше союзников и партнеров в рамках своей стратегии сдерживания КНР.
Источник: Федеральное агенство новостей