О том, что Китай планирует расширять присутствие на Севморпути и рассматривает его как потенциальную часть Нового шелкового пути, говорили впрямую не раз, в том числе на уровне первых лиц. А не далее как в сентябре председатель постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей КНР Ли Чжаньшу на Восточном экономическом форуме заметил, что по плану развития СМП Россия построит 12 новых портов, и это привлечет еще больше китайских компаний. Для КНР Северный морской путь привлекателен тем, что грузы в Европу идут быстрее, чем через Суэцкий канал.
Севморпуть полностью контролируется Россией. Вывод перевозок из-под такого контроля выгоден Европе, Турции, Казахстану, да и самому Китаю, который, исходя даже из публичной риторики, готов с Россией сотрудничать, но не сливаться в экстазе.
Чтобы подготовить пока еще частные портовые мощности Владивостока и Находки к приему контейнеров с китайскими грузами, предприятия должны быть так или иначе национализированы. Проще всего выдавить портовиков с арендуемых причалов. В СМИ региона уже началась «подготовительная кампания» — под видом аналитических материалов выходят тексты с общим посылом о том, что (цитата) «собственники терминалов, кто не хочет вкладываться в модернизацию или не выполняет условия аренды госимущества, могут лишиться доступа к причалам, а значит, останутся ни с чем. Тем более что на подходе новые проекты, которые неизбежно перетянут на себя значительную часть грузопотока».