Автор научной работы — Князев Александр Алексеевич
Читать полный текст здесь …
В статье рассматривается политика РУз на афганском направлении — как с точки зрения обеспечения безопасности, так и в контексте экономического и транспортного взаимодействия. Отмечается неэффективность общей с другими странами коллективной политики изоляции от зоны конфликта, приведшая к радикализации движения талибов и росту угроз со стороны Афганистана. Негативные последствия имела и политика Узбекистана и других стран региона по взаимодействию с этнополитическими группами национальных меньшинств, исключающая контакты и взаимодействие с движением «Талибан». В последующем проактивная политика Узбекистана превращает его в фактического регионального лидера в отношении Афганистана, при этом внешняя политика Узбекистана реализуется в рамках многовекторной внешнеполитической концепции. Геополитические изменения 2022 года серьезно повышают значимость всего региона и Узбекистана для России. Сохранение уровня стабильности в Афганистане становится также важной общей задачей. Узбекистан находится в группе стран, занимающих наиболее конструктивные и позитивные позиции в отношении афганской проблемы. Среди других интересов Узбекистана выделяются трансграничные коммуникационные проект. В частности, это проект трансафганской железной дороги, интерес к участию в нем в 2022 году проявляется и российской стороной. Основные угрозы нестабильности для Афганистана и стран Центральной Азии связаны с геополитическими устремлениями США. США обладают большим количеством прокси-ресурсов для эскалации военно-политического конфликта в Афганистане, который обязательно будет проецироваться и на страны региона. Эта ситуация делает необходимой более интенсивную координацию действий в отношении Афганистана для Узбекистана и всех заинтересованных стран: России, стран Центральной Азии, Ирана, Китая, Пакистана, Индии.