Азербайджан и Казахстан: сверка часов между ключевыми звеньями транспортных коридоров

Азербайджан и Казахстан: сверка часов между ключевыми звеньями транспортных коридоров
© Official website of President of Azerbaijan Republic

Премьер-министр Казахстан планирует обсудить в Баку взаимодействие в рамках проекта Транскаспийского международного транспортного маршрута и расширение торгово-экономического сотрудничества.

БАКУ, 21 июн — Sputnik. Азербайджан и Казахстан давно являются стратегическими партнерами на Каспии. Сегодня сотрудничество двух стран охватывает различные сферы экономики, что определяет укрепление политических связей.

Основной сферой взаимодействия в последние годы является выстраивание транспортно-логистических маршрутов. В первую очередь это международный логистический проект Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ), который также известен как Средний коридор. В настоящее время на этом маршруте действует шаттл-сервис контейнерных перевозок в грузинские порты Поти и Батуми. Направление имеет ряд преимуществ, главное из которых – сокращение времени доставки. Вместе с тем существуют и проблемы, для устранения которых Казахстан намерен нарастить количество контейнеров и паромов в азербайджанском направлении.

Именно тема развития ТМТМ станет основной в ходе предстоящего визита премьера Казахстана Алихана Смаилова в Баку. Ожидается, что в азербайджанской столице состоится подписание договора о торгово-экономическом сотрудничестве между двумя странами в различных сферах.

Напомним также, что казахстанская нефть экспортируется в Азербайджан с последующей транспортировкой по трубопроводам в Европу. Объемы сырья, поставляемые по этому маршруту, составляют по разным оценкам от 3% до 5% от общего экспорта нефти из Казахстана. Следует отметить, что сегодня на Каспийском море доступны только танкерные перевозки, что делает транспортировку углеводородов дорогой. К тому же ограниченные возможности казахстанского флота и инфраструктуры порта Актау сдерживают растущий спрос на перевозку углеводородов. На эти нюансы также обращено внимание казахстанских хозяйственников.

Еще одним фактором, отрицательно влияющим на транспортировку казахстанских углеводородов, является разница в качестве – казахстанская нефть уступает азербайджанской. Соответственно, при смешивании азербайджанская нефть теряет в цене. Это влечет за собой накладывание дополнительных тарифов на ее прокачку, что в итоге увеличивает стоимость транспортировки и конечную цену для потребителей.

Торгово-экономическое сотрудничество – залог политического сближения

Отношения между Азербайджаном и Казахстаном давно характеризуются как стратегические и партнерские. Взаимная политическая поддержка со стороны руководства двух стран сказывается и на росте экономического сотрудничества.

В ходе состоявшегося в Баку 19-го заседания азербайджано-казахстанской межправкомиссии по торгово-экономическому сотрудничеству было отмечено, что Казахстан планирует поставлять в Азербайджан несырьевые товары, в том числе продукты металлургии, нефтехимии, пищевой промышленности, машиностроения, фармацевтики, стройматериалы.

Азербайджан же экспортирует в Казахстан плавучие средства, бесшовные трубы, сахар, минеральные воды, полимеры пропилена и этилена, упаковочные мешки, орехи, фрукты, крепкие спиртные напитки.

Однако основной областью взаимодействия двух прикаспийских государств все-таки являются именно инфраструктурные проекты, реализация которых будет способствовать развитию экономического потенциала Азербайджана и Казахстана, а также сделает необходимой политическую координацию на высшем уровне.

Совместные усилия в сфере развития транспортно-логистических проектов

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на заседании Высшего евразийского экономического совета заявил о необходимости развития транспортного коридора «Север-Юг» в сопряжении с Транскаспийским маршрутом.

Такая постановка вопроса подразумевает объединение инфраструктур двух коридоров, которые пересекаются на территории центральноазиатских республик и Азербайджана. Это дает возможность перенаправлять потоки товаров в различные направления и создает дополнительные преимущества.

Следует отметить, что основной движущей силой создания транспортного коридора «Север-Юг» выступает Россия. Маршрут позволяет обеспечить доставку грузов к Индийскому океану с последующей транспортировкой в страны Азии и Африки. Коридор становится особенно актуальным с учетом наложенных Западом антироссийских санкций и закрытием западного маршрута для товаров из РФ.

Инициатором «Срединного коридора» же выступает Китай, который уже вложил в его развитие десятки миллиардов долларов. Реализация проекта позволяет крупнейшей экономике мира быстро и безопасно доставлять товары на основной потребительский рынок, каковым сегодня является ЕС.

Участие в реализации данных транспортных коридоров априори предусматривает расширение политических консультаций между странами-участницами, что, в свою очередь, служит укреплению стабильности. В этом контексте абсолютно понятны старания стран способствовать развитию данного проекта.

Что делается для развития ТМТМ в Азербайджане и Казахстане?

Азербайджан и Казахстан интенсивно работают над расширением сотрудничества в интермодальных железнодорожных грузоперевозках. Также сторонами ведется активная работа по исполнению «Дорожной карты по синхронному развитию Среднего коридора (ТМТМ) по территориям Казахстана, Азербайджана, Грузии и Турции на 2022-2027 гг.», подписанной в ноябре 2022 года министрами транспорта Казахстана, Азербайджана, Грузии и Турции. «Дорожная карта» направлена на развитие ТМТМ, усовершенствование железнодорожной и портовой инфраструктуры Казахстана, Азербайджана, Грузии и Турции. Также ведется строительство контейнерного хаба на базе порта Актау, строительство вторых железнодорожных путей на участке Достык – Мойынты и обводной железнодорожной линии станции Алматы, что позволит увеличить пропускную способность казахстанско-китайского транспортного коридора в пять раз – с 24 до 120 поездов в неделю, а также повысить скорость контейнерных поездов до 1500 километров в сутки.

Над расширением возможностей маршрута работают и в Азербайджане. Увеличить пропускную способность и скорость доставки грузов поможет реализация проекта Зангезурского коридора. Последний проект подразумевает выполнение договоренности, достигнутой по итогам 44-дневной войны между Азербайджаном и Арменией. В настоящее время межправительственная комиссия Азербайджана, России и Армении на уровне вице-премьеров ведет интенсивные переговоры по выработке механизмов исполнения данного соглашения. Согласно последним заявлениям участников переговоров, основные моменты уже согласованы и остается произвести уточнение технических вопросов.

Судя по создавшейся ситуации, представители Казахстана и Азербайджана на предстоящей встрече уделят особое внимание именно транспортно-логистическим вопросам, которые представляют большое значение не только для развития товарооборота между нашими странами, но и, с учетом сложившихся реалий, для выстраивания экономических взаимоотношений целых регионов.

Источник:
Прокрутить вверх