Беларусь и Астрахань обсуждают совместную логистику транспортного коридора «Север — Юг»

Окно на южную сторону

Астраханская область для Беларуси несколько больше, чем просто важный торгово‑экономический партнер. Сегодня этот регион оформляется в качестве окна возможностей в рамках международного транспортного маршрута Север — Юг. А порт Астрахани — значимый пункт на трансконтинентальном торговом пути, который собирает страны Евразийского экономического союза в одну мощную логистическую цепочку.
 

СКАЗАНО

— Для Беларуси важных, второстепенных, близких или далеких губерний России нет. Если рядом Смоленщина, Брянщина или Псковщина, это не значит, что они нам важнее, главнее, а Астраханская область второстепенна. Наоборот, чем дальше, тем важнее, чтобы мы были вместе, были рядом и могли сотрудничать. Мы никогда не делились. Можем помочь чем‑то в сельском хозяйстве — пожалуйста. Последнее зерно отдадим, суперэлитное, чтобы у вас было хорошо. Можете вы нам бахчевыми культурами помочь, посоветовать или подсказать в чем‑то — будем вам очень благодарны, тем более что сейчас этим тоже занимаемся. Все, что скажете, на что мы способны, — мы готовы помогать, делать. Надеюсь, что с вашей стороны будет такое же отношение и к нам.

­­Президент Беларуси Александр ­Лукашенко на встрече с губернатором Игорем Бабушкиным. Минск, 2 декабря 2021 года.

Экспорт и порт

Осенью прошлого года в Астрахани состоялся форум

«Международный транспортный коридор «Север — Юг» — новая концепция. Быстрый выход на премиальные рынки Востока, Азии, Африки и Индии».

Место для проведения мероприятия было выбрано не случайно. В новых геополитических условиях глобально меняются традиционные логистические маршруты. В этой связи серьезно возрастает роль регионов Нижнего Поволжья как стратегической территории и ключевого звена транскаспийского участка новой мировой товарной артерии. Эти процессы находят отражение в деятельности астраханских портов.  В 2022 году грузопоток через них возрос на 14 процентов, положительная динамика сохранялась и в 2023‑м. Для реализации транзитного потенциала в регионе создана особая портовая экономическая зона. Идет строительство современных терминалов для перевалки зерна и растительного масла, а также крупного контейнерного терминала. Его запуск в 2024 году позволит увеличить перегрузочные мощности на 3,3 миллиона тонн. В этой связи губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин, выступая на Х Форуме регионов Беларуси и России, предложил белорусским партнерам создать в регионе логистический центр для складирования, хранения, а также подготовки товаров к транспортировке по коридору «Север — Юг».

— Наш регион является центром этого стратегически важного торгового маршрута, по этому коридору через нашу область проходят все основные водные и железнодорожные пути, связывающие Россию со странами Каспия, а через территорию Ирана — с государствами Персидского залива и Юго‑Восточной Азии. Наш астраханский портовый комплекс позволяет обрабатывать свыше 16 миллионов тонн грузов в год, а по мере ввода в эксплуатацию мощностей нашей портовой особой экономической зоны этот потенциал будет только расти, — сказал Игорь Бабушкин.

Уже с 2022 года налажены поставки через Астрахань ряда товаров из Беларуси: бумаги, химических изделий, удобрений, автомобильной техники.

При этом наращиванию транзитных грузоперевозок через порты содействует введение ОАО «РЖД» понижающих коэффициентов на тарифы для перевозки минеральных удобрений, нефтепродуктов, щепы через станции портов Каспийского моря. Это позволило уже в 2022‑м выполнить прогнозную задачу первого этапа: выйти на уровень 100 тысяч тонн белорусских товаров, перевезенных через портовую инфраструктуру Астраханской области. Эти данные озвучили в ходе заседания рабочей группы во время визита в Астрахань Премьер‑министра Беларуси Романа Головченко.

Январь 2024 года. Во время посещения делегацией во главе с заместителем Премьер-министра Беларуси Игорем Петришенко и послом Беларуси в России Дмитрием Крутым предприятия ООО ПКФ «Дюна-АСТ».

— Астрахань стала одним из первых городов, которые очень оперативно предложили нам программу перевалки, модернизации под наши грузы, когда два года назад мы были поставлены перед необходимостью переориентации наших товаров с использованием инфраструктуры российских портов, — рассказал детали посол Беларуси в России Дмитрий Крутой.— В 2023 году ситуация была иная, упали средние экспортные цены на основные наши товары, поэтому, естественно, логистика по коридору «Север — Юг» стала сильнее давить на общую экономику таких перевозок, и объемы снизились фактически до 30 процентов.

Вместе с тем с учетом подписания соглашения о зоне свободной торговли между странами ЕАЭС и Ираном Беларусь начала переговоры с крупнейшим государственным логистическим оператором Ирана, проинформировал дипломат. Задача — найти эффективный средний тариф и доставки товаров в Астрахань, и перевозки их в Иран, и транспортировки в направлении портов. Конечной точкой транзита рассматривается Мумбай: перспектива выхода на индийский рынок — это цель, обозначенная ­Президентом. 4 января, назначая послом Беларуси в Индии Михаила Касько, Александр ­Лукашенко поставил задачу выстроить фундамент отношений по основным направлениям с Индией.

— Индия — огромная страна. Я не могу быть доволен тем состоянием дел, которые у нас складываются в белорусско‑индийских отношениях. Я не скажу, что мы там развернулись и это наш очень важный партнер. То, что мы производим, мы спокойно можем и в Китае, и в России продать, в некоторых странах на дальней дуге. Но Индия — огромный рынок, и мы там были представлены, мы там работали со времен Советского Союза. Нам надо определить основные направления, где мы что‑то сможем сделать, где мы будем прежде всего полезны Индии. Это основа плана, — подчеркнул Глава государства.

Исходя из такой постановки вопроса выстраивание транзитного пути через Иран в направлении Индии видится одной из задач белорусской товаропроводящей сети. Приоритетная цель сегодняшнего дня — восстановить грузопоток через Астраханский порт.

— На текущий год базовая цифра — 60 тысяч тонн перевалки наших грузов, будем смотреть на расширение номенклатуры. Российская железная дорога сохранила для нас весь объем скидок.

В зависимости от видов грузов они разные, — отметил посол Беларуси в России. — Поэтому губернатор Астраханской области еще раз сказал, что продолжается модернизация портовой инфраструктуры, ускоряются технические процессы по перегрузке, перевалке грузов. На недавнем Высшем Госсовете президенты подвергли критике работу (по развитию коридора «Север — Юг». — Прим. ред.). Порты Северо‑Запада, Мурманска — это хорошо, но «Север — Юг» — базовый проект России и базовый проект отношений с Ираном и странами Азии. Белорусы не должны отсюда уходить. Мы обязательно должны его, наоборот, расширять.

Есть резерв

Если портовая тематика — вопрос пусть и ближайшего, но будущего, то вопрос взаимной торговли — проблема уже сегодняшнего дня. Заключается она в том, что, несмотря на возросший за последние годы в два с лишним раза товарооборот Беларуси и Астраханской области, цифры сотрудничества остаются относительно невысокими. Во всяком случае, по сравнению с рядом российских регионов.

Солидный в процентах рост взаимной торговли в последние годы обусловлен тем обстоятельством, что в структуре товарооборота усилились позиции химических производств. В рамках импортозамещения белорусы стали закупать у газохимических, нефтехимических производств довольно много серы, фенолов, необработанного цинка. Фактически эти товары, как импортная компонента, стали определяющими. И тем не менее это далеко не те результаты, которых ожидает Правительство.

В феврале 2024 года состоялось заседание рабочей группы по взаимодействию Беларуси и Астраханской области. Оно проходило под председательством Премьер‑министра Беларуси Романа Головченко и губернатора Астраханской области Игоря Бабушкина. Глава белорусского Правительства отметил рост взаимодействия, но назвал несколько отраслей, в которых сотрудничество могло быть шире.

— Мы констатируем рост белорусского экспорта в регион по итогам 2022 года, — сказал Роман Головченко. — Мы имеем рост и в 2023 году, даже на фоне достигнутой высокой базы. Согласно статистическим данным, имеющимся на этот момент, за январь — ноябрь 2023 года мы прибавили более 6 процентов в нашем экспорте. Вы помните открытие торгово‑сервисного центра МТЗ в Астрахани (в октябре 2022 года. — Прим. ред.). Он принес результат, за это время поставки тракторов выросли вдвое. И я считаю, что мы должны на базе этого объекта развивать дальнейшие направления сотрудничества. И если говорить о тех секторах, которые, наверное, пока недорабатывают, то для меня это очевидно. Это строительство и агропромышленный комплекс. Хотя и там, и там есть очень серьезные перспективы, но пока они не вылились в реализацию совместных серьезных проектов.

Торгово‑сервисный центр Минского тракторного завода, упомянутый Романом Головченко, был открыт в ходе его прошлого визита в Астрахань в октябре 2022‑го. По данным российской стороны, только за 2023 год астраханские аграрии и фермеры приобрели 234 трактора белорусской марки. При этом запросы потребителей превышают эту цифру. Кроме того, астраханцы испытывают необходимость в расширенном ассортименте техники из Беларуси.

В ходе встречи 2024 года стороны пришли к договоренности, что производители нашей страны должны насытить местный рынок с учетом номенклатуры товаров, выпускаемых белорусской промышленностью. В первую очередь речь шла о навесных устройствах и полном шлейфе оборудования для производства картофеля. Это в некоторой степени даже в интересах белорусского потребителя: часть раннего картофеля в нашу страну поставляет именно Астрахань.

В целом АПК региона довольно мощный и аграрный бизнес серьезно развивается в Астраханской области, отметил Роман Головченко, только в этой сфере наш товарообмен оценивается практически в 10 миллионов долларов ежегодно. Поэтому условия для развития сотрудничества налицо.

 Очень хорошо здесь «зашло» белорусское детское питание, заняло практически треть всего объема потребления, — констатировал Премьер‑министр. — Я надеюсь, что демография в регионе будет улучшаться, детей будет больше, соответственно, больше будет спрос на питание. Поэтому губернатор Астраханской области вполне осознанно ставит вопрос о производстве здесь молочных продуктов с использованием нашего опыта и технологии. Технико‑экономическое обоснование для такого проекта будет разрабатываться. Посмотрим, насколько это будет рентабельно и эффективно экономически.

Вторая тема — поставки белорусского оборудования. Прежде всего это направление сотрудничества касается лифтов могилевского производства. С 2021 года белорусы заменили более 100 лифтов в астраханских многоэтажках, областное министерство строительства и ЖКХ занимаются разработкой документации на установку еще 85 единиц. Общая потребность при этом составляет более тысячи комплектов оборудования.

— Лифты — это одна из тех позиций, которая регулярно в этот регион идет, и объемы увеличиваются. Кстати, в прошлый визит губернатора Игоря Бабушкина в Беларусь он съездил в Могилев, на «Могилевлифтмаш», вживую увидел, что это за предприятие. И сейчас Астрахань планирует перспективное обновление лифтового оборудования и рассматривает нас как основного поставщика, — рассказал «СБ. Беларусь сегодня» руководитель отделения посольства Беларуси Артур Карпович.

Найти нишу на рынке

Промышленность по‑прежнему остается одним из резервов сотрудничества Беларуси с Астраханью. Тактическая задача этого этапа заключается прежде всего в том, чтобы найти импортозамещающие товары для взаимных поставок: ряду белорусских производителей непросто доставлять свою продукцию на дальние расстояния, возвращаясь на родину «порожняком». В том числе и с этой целью белорусская делегация в ходе визита Премьер‑министра в Астрахань посетила несколько предприятий: производство специализированной обуви, компанию, производящую защиту для труб, особую экономическую зону Астрахани.

— Это прежде всего импортозамещение, наши отдельные программы, мы готовы здесь участвовать. Говорилось о том, что нужно активнее именно заходить в программу импортозамещения российских корпораций. Премьер‑министры приводили в пример программы с НОВАТЭКом, с «Росатомом», но отмечали слабую работу с той же «Роснефтью», с тем же «Газпромом». Необходимо понимать, к примеру, в рамках газификации России и развития импортозамещения на российской территории, какое место здесь могут занимать белорусские производители, — рассказал СМИ посол Беларуси в России.

Если брать привычные сегменты, то стоит отметить довольно активную работу по поставкам белорусской деревообработки, в частности мебели, на юг России. Хорошая кооперация намечается в сфере взаимных поставок продуктов питания. Учитывая проблемы с доставкой в Беларусь овощей и фруктов из Европы, свободную нишу на рынке готовы занять астраханские поставщики. Есть договоренность о росте поставок в Беларусь рыбной продукции.

— Премьер‑министр достиг договоренности с губернатором, что в Минске откроются несколько пилотных специализированных рыбных магазинов астраханских производителей, — сообщил Дмитрий Крутой. — Правда, здесь нужно убирать засилье так называемых дистрибьюторов: сумасшедшие, неадекватные абсолютно наценки, удорожание продукции… В обратном направлении астраханцам предложено создание торгового центра, аналогичного нашему «Первому национальному торговому дому». У нас есть локальный пример компании «Витебские ярмарки», которая, по сути, до 12 раз в год проводит специализированные ярмарки всех наших товаров. Поставлена задача масштабировать эту историю, привлечь другие регионы, расширить номенклатуру. Будет это в виде отдельного торгового дома или в формате расширенной ярмарки, посмотрим. Сейчас такую проработку будем начинать.

Есть вполне определенные наработки и в области строительства. Некоторое время назад возникла общая тема: постройка белорусами административных либо социальных объектов в строящемся в Астрахани жилом комплексе. По итогам общения в рамках рабочей комиссии такие проекты определены.

Белорусские строители возведут три объекта в жилом квартале. Их будут строить по схеме экспортного выкупа: бюджетная строчка закладывается в региональных документах, строители сдают здание, и потом осуществляется фактический его выкуп. Эта схема хорошо себя показала при создании аналогичных проектов в Калуге, Воронеже, Санкт‑Петербурге и ряде других российских регионов.

 — Мы с коллегами определили перечень потенциальных объектов, определили район, где мы можем показать и совместно отработать определенные варианты сотрудничества. Поэтому я надеюсь, что в этой сфере будет тоже хороший и положительный результат. Мы рассмотрим вариант строительства поликлиники на 300 посещений, детские сады и школы. Также есть вариант работы непосредственно с жилыми районами, начиная с планировки территории, — проинформировал первый заместитель министра архитектуры и строительства Беларуси Олег Швец. 

Прокрутить вверх