Без восточного вектора экономика Европы может существовать, но совершенно в другом качестве

Не дразните дракона

Как известно, земля круглая. А в наш век она стала еще и маленькой. Поэтому Европа уже не является окном в мировой рынок, а только одной из станций в глобальной цепочке. И станцией не самой уже крупной и надежной. Куда привлекательнее восточный «вокзал». Он и больше, и надежнее, и перспективнее. На Азиатско-Тихоокеанский регион приходится более 40 процентов мирового ВВП. И его доля в мировой экономике растет. На ЕС — чуть более 20 процентов с трендом на снижение. И тут вопрос не геополитического выбора, а экономического прагматизма, который небольшим экономикам подсказывает: наиболее надежная стезя развития — диверсификация в партнерстве. 

Без восточного вектора экономика Европы может существовать, но совершенно в другом качествеТорговать с Западом можно хорошо и выгодно. Правда, рискованно: в любой момент может начаться пляска с санкционными бубнами. Но огромный рынок сбыта и технологий лежит на Востоке. Кроме того, если оторваться от идеологических предрассудков, то именно Китай сегодня скорее является мостиком для выхода на рынки Северной и Южной Америки. Фехтование торговыми ограничениями присутствует, что не мешает Вашингтону и Пекину оставаться ключевыми экономическими партнерами. Кстати, именно по этой причине Китаю не грозят санкции, которые США толком против азиатского конкурента и не вводят: слишком высокая цена для собственно американской экономики. Как и не делают резких движений во внешней политике: пикировка на дипломатическом уровне — одна история, но к красным линиям ни госдеп, ни Белый дом не приближаются. 

Тем более странно и глупо выглядит демарш «маленькой, но храброй» Литвы (как ее иной раз называют в Европе), решившей рубить почти сплеча по тайваньскому вопросу, который для Пекина является красной линией — к ней умные политики не приближаются. Но Вильнюс полез на рожон на ровном месте, заявив об открытии представительства Тайваня. Правда, потом вывеску немного смикшировали, окрестив в представительство Тайбэя. Но конфликт спровоцировали. И на днях Китай вычеркнул балтийскую республику из своего таможенного реестра. Другими словами, для КНР на торговой карте Литва перестала существовать. 

С одной стороны, ряд экспертов справедливо указывают: оборот между Литвой и Китаем объемами не поражал воображение. Утверждение, не лишенное истины. По крайней мере в моменте. Другое дело, что в экономике мудрые политики смотрят в перспективу, так сказать, за горизонт. В этом разрезе сюжет приобретает более драматичные черты. В ЕС по большому счету Литве отводилась роль транспортного хаба. После вхождения в Евросоюз промышленность в Литве так и не подверглась бурному взращиванию. Скорее наоборот: сильная конкуренция западных партнеров проредила ряды реального сектора в странах Балтии. Но логистическая составляющая (к которой нынче прицеплен и ряд производств) вполне могла прокормить страну. Все-таки статус ключевого порта на Балтике много стоил. А в перспективе развития сухопутного пути из Китая в Европу Литва могла стать (и в какой-то степени становилась) одним из серьезных звеньев. Но звено только тогда обладает ценностью, когда что-то соединяет. А своей политикой Вильнюс мужественно оборвал все крючки на восточном направлении. Злобная риторика в сторону Москвы и откровенная провокация по китайскому направлению, как и лидерство в санкционной риторике по отношению к Беларуси, делают страну не мостом, а тупиком. Да, вроде бы США обещали выдать премию за внешнеполитический героизм — что-то около 600 миллионов долларов кредита. Тоже деньги. Но не настолько большие, чтобы угробить свою транспортно-логистическую отрасль — ключевую в экономике. Как поставлен крест и на литовской промышленности, у которой был шанс развиваться с ориентацией на азиатский регион. Там удавалось пристроить и продукцию деревопереработки, и продукты питания, и другие товары, которые в ЕС по разным причинам являлись принципиально непроходными. А самое главное, совершенно ненужными из-за вполне протекционистской политики «старших братьев» в ЕС по отношению к «младшим». Тот же Китай в этом вопросе более демократичен. Да, там есть конкуренция, есть свои правила, свои условия и сложности при входе на рынок. Но всегда есть окно возможностей. Кстати, им литовский бизнес до недавнего времени успешно пользовался. Но собственное правительство эту отдушину для реального сектора с грохотом закрыло, да еще и законопатило.

Жаль. Из-за эквилибристики Вильнюса и у нас сбиваются годами отработанные схемы. Но новые пути поставок — дело наживное. С другой стороны, своей самой принципиальной позицией на земном шаре Вильнюс усиливает позиции Беларуси. Снимите шляпу, господа, вынос тела конкурента за транспортные маршруты Азия — Европа состоялся. Если вспомнить про политику Киева, которая является источником экономической неразберихи, то Беларусь осталась монополистом на этом тракте. Грех, конечно, радоваться чужим неудачам. Но тут уж извините: за что наши соседи боролись. Американские кредиты (кстати, не очень щедрые) дадут эффект из разряда «факир на час», но лишают стратегии развития. Да, сегодня у Брюсселя нелучшие отношения с Минском. Но в экономике мы продолжаем придерживаться прагматизма и многовекторности. Впрочем, европейский бизнес с большего солидарен с нашей позицией. Сломать копья не проблема. Но разрушение экономической парадигмы порождает очень много проблемных вопросов с высоким социальным резонансом. Европа-то понимает, что без восточного вектора ее экономика может существовать, но совершенно в другом качестве, что навряд ли устроит большинство электората. В отличие от Вильнюса и Киева, к которым гордо присоединилась Варшава, в разумных странах если не спрашивают обывателей напрямую о внешней политике, то предполагают ее результаты и реакцию на них общественности. Эта самая общественность периодически может клеймить ярлыками направо и налево, но остаться без энергоносителей из той же России и комплектующих из Китая однозначно не готова. И различать телевизор и холодильник европейские политики прекрасно умеют. 

Прокрутить вверх