БРИКС+: реформирование или переосмысление глобального управления?

В контексте сложного ландшафта БРИКС+ Россия и Индия выступают в качестве ключевых игроков, действия которых в значительной степени формируют траекторию группы. Обе страны имеют значительное геополитическое влияние, между ними существуют давние двусторонние отношения, основанные на стратегическом и оборонном сотрудничестве и взаимных интересах в многополярном мире. Однако их подходы к БРИКС+ характеризуются как конвергенцией, так и дивергенцией, пишет Правеш Кумар Гупта, научный сотрудник Международного фонда Вивекананды. Автор является участником проекта «Валдай – новое поколение».

В эпоху геополитических потрясений после COVID-19 мировой порядок выглядит всё более раздробленным. Некогда гармоничные нарративы о глобализации теперь соперничают с возрождением национализма, перераспределением власти и растущим разочарованием в архитектуре мировых институтов, в которых доминирует Запад. Геополитические сдвиги в Евразии и на Ближнем Востоке выявили структурные недостатки основных моделей глобального управления. На фоне этого Глобальный Юг, долгое время находившийся на периферии принятия международных решений, начал утверждать своё влияние. Россия и Индия становятся одновременно поборниками и архитекторами альтернативного видения, стремясь не только реформировать, но и переосмыслить сами основы глобального управления.

Альянс БРИКС, изначально включавший Бразилию, Россию, Индию, Китай и Южную Африку, превратился из экономической коалиции в геополитическое образование, особенно с недавним расширением до БРИКС+. С 2025 года Иран, Египет, Эфиопия, Объединённые Арабские Эмираты и Индонезия вошли в БРИКС, усилив тем самым голос Глобального Юга. Это расширение также иллюстрирует готовность стран БРИКС бросить вызов глобальным структурам управления, которые плохо справляются с решением нынешних проблем, и способствует многополярному мировому порядку. Оно направлено на устранение экономического неравенства и политического дисбаланса, которые исторически маргинализировали развивающиеся страны в международных процессах принятия решений. Укрепляя солидарность между странами, БРИКС позиционирует себя как ключевой фактор формирования будущего мировой политики и экономики.

Эволюция БРИКС+: контекст и амбиции

Группа БРИКС была создана в 2009 году как платформа для координации экономической политики стран с развивающейся экономикой и отстаивания большего их представительства в глобальных институтах. Создание блоком Нового банка развития (НБР) в 2014 году и Пула условных валютных резервов (ПВР) сигнализировало о его намерении предложить альтернативы западным финансовым структурам – МВФ и Всемирному банку. Казанский саммит 2024 года, организованный Россией, стал поворотным моментом. С формальной интеграцией новых членов БРИКС+ расширилась до более 45 процентов мирового населения и почти 37 процентов мирового ВВП (по паритету покупательной способности). Этот рост отражает двойные амбиции: обновление многосторонних институтов для большего соответствия текущим геополитическим реалиям и тестирование независимых механизмов управления, в частности речь об инициативах по дедолларизации и предлагаемой валюте БРИКС.

Несмотря на рост своего значения на мировой арене, группа БРИКС+ продолжает бороться с фундаментальной проблемой внутренней неоднородности. Это отражается не только в резких экономических различиях между государствами-членами – от высокоразвитых индустриальных экономик до развивающихся стран, – но и в разнице политических систем. Кроме того, члены группы часто преследуют различные геополитические цели, имеют разные региональные приоритеты, интересы безопасности и входят в разные глобальные альянсы. Эти структурные несоответствия усложняют усилия по формированию сплочённой идентичности или единого стратегического видения группы.

 
Обе страны имеют значительное геополитическое влияние, между ними существуют давние двусторонние отношения, основанные на стратегическом и оборонном сотрудничестве и взаимных интересах в многополярном мире. Однако их подходы к БРИКС+ характеризуются как конвергенцией, так и дивергенцией. Россия часто рассматривает блок как противовес западным институтам и средство укрепления многополярности, особенно в свете своих напряжённых отношений с Западом. Индия, напротив, хотя и поддерживает многополярность, стремится уравновешивать взаимодействие с БРИКС+ партнёрством с западными державами, проводя более нюансированную, многостороннюю внешнюю политику.
 
Динамика отношений между Россией и Индией иллюстрирует сложности в рамках БРИКС+ – пространства, где национальные интересы пересекаются, сталкиваются и иногда сходятся. Чтобы уравновесить это, и Москва, и Нью-Дели неустанно работают над укреплением своих двусторонних связей. Геополитическое взаимопонимание двух государств-цивилизаций в последнее время становится всё заметнее. Их взаимодействие в рамках многосторонних организаций, включая БРИКС, развивается в соответствии с этой тенденцией, отражая проактивный подход к сотрудничеству и взаимодействию. 

 

Россия и БРИКС+: стратегические устремления в многополярной структуре

Как член – основатель БРИКС, наряду с Бразилией, Индией, Китаем и Южной Африкой, Россия последовательно позиционирует блок в качестве опоры своего многополярного мировоззрения. Её председательство в 2024 году, кульминацией которого стал Казанский саммит, отражало это видение посредством возобновления акцента на многосторонности, суверенитете и развитии. В рамках темы «Укрепление многосторонности для справедливого глобального развития и безопасности» Россия отстаивала более глубокую экономическую интеграцию, широкое использование национальных валют в торговле и усиление роли Нового банка развития (НБР) для следования меняющимся геоэкономическим реалиям. С переходом к России лидирующего положения в группе тема доминирования Китая в БРИКС также в некоторой степени ушла на второй план. Это предполагает растущую важность альтернативных систем регионального управления в Азии, где страны могут сотрудничать в общих интересах и целях. Успех саммита в Казани подтверждает идею о том, что БРИКС становится ключевым фактором в формировании региональной динамики.

Важно отметить, что вопреки западным нарративам о БРИКС+, якобы задуманной как блок, направленный против Запада, Москва указывает, что у БРИКС другая повестка дня. Группа стремится создать альтернативные рамки для сотрудничества, решающие проблему недостаточного представительства развивающихся экономик в институтах глобального управления. Позиция России в рамках БРИКС+, особенно её стремление к дедолларизации и механизмам, независимым от западной финансовой инфраструктуры, является частью более широких усилий по созданию параллельных путей к экономической устойчивости и стратегической автономии, особенно в свете продолжающихся санкций и разрывов в международной торговле и цепочках поставок.

Амбиции БРИКС+ отражают сложное взаимодействие позиций её членов. Россия рассматривает группу как жизненно важную платформу для укрепления государственного суверенитета и продвижения многополярного мира, но этот подход поддерживается не всеми государствами-членами. Например, Индия ценит свои прочные связи в рамках БРИКС, но придерживается прагматичного подхода, тщательно уравновешивая своё участие прочными партнёрствами с западными странами. Аналогичным образом Бразилия и Южная Африка отдают приоритет экономическому сотрудничеству и глобальному равенству, выбирая сотрудничество вне идеологических разногласий, обостряющих международные отношения. Включение новых членов, в частности ОАЭ, экономически тесно связанных с западными финансовыми структурами и структурами безопасности,иллюстрирует разнообразие блока.

Саммит в Казани 2024 года подчеркнул эти тенденции. Предложение России о единой валюте БРИКС или общей платёжной системе было встречено с риторическим интересом, но с осторожностью. Хотя желание снизить зависимость от доллара США является общей темой, те же Индия и Бразилия, по-прежнему опасаются отказываться от существующей финансовой системы без надёжных, стабильных альтернатив.

Продолжающийся конфликт на Украине выявил различия внутри группы. Китай и Иран более тесно связаны с российскими взглядами, в то время как другие, например Индия, Бразилия и Южная Африка, занимают сравнительно нейтральную позицию. Эти расхождения наглядно заметны по резолюциям Организации Объединённых Наций по Украине.

За исключением России, большинство стран БРИКС в значительной степени избегают принимать чью-либо сторону в конфликте. Их решения воздержаться при голосовании указывают на желание поддерживать сбалансированные отношения и не допускать усиления геополитической напряжённости. Это отсутствие в БРИКС+ единых позиций по спорным глобальным вопросам демонстрирует тенденцию многостороннего блока отдавать предпочтение плюралистическому подходу вместо поиска единообразия.

В конечном счёте Россия рассматривает БРИКС+ как стратегическую защиту и глобальную платформу – механизм для уравновешивания системных уязвимостей, одновременно способствующий развитию более справедливого мирового порядка. Однако многое зависит от способности Москвы управлять внутренними асимметриями, уравновешивать растущее влияние Китая в группе и демонстрировать, что БРИКС+ может обеспечить конкретные экономические преимущества, не позиционируя себя как противника существующих глобальных структур. В этом смысле БРИКС+ представляет собой не отказ от мирового порядка, а призыв к его перекалибровке на основе инклюзивности, уважения суверенитета и многополярного сотрудничества вместо конфронтации. 

Роль Индии в БРИКС+: стратегический балансир в раздробленном мире

Взаимодействие Индии с БРИКС+ отражает её развивающуюся идентичность как государства-цивилизации, стремящегося к стратегической автономии во всё более многополярном – и поляризованном – мировом порядке. В отличие от некоторых своих коллег из БРИКС, которые рассматривают блок как противовес западному доминированию, подход Индии не является ни конфронтационным, ни чисто транзакционным. Вместо этого она позиционирует БРИКС+ как дипломатический рычаг для отстаивания более справедливой глобальной системы, сохраняя при этом возможность сотрудничества с широким кругом партнёров, включая западные страны.

Основная цель Индии в БРИКС+ – реформа, а не революция. Она последовательно призывает к перестройке институтов глобального управления с учётом современных геополитических реалий.
Постоянное членство в Совете Безопасности ООН, расширенные права голоса в МВФ и Всемирном банке и усиление роли Глобального Юга остаются главными приоритетами. В БРИКС Индия нашла ряд единомышленников – в первую очередь Россию, Бразилию и Южную Африку, – которые разделяют эти реформаторские устремления. Это было очевидно во время и после мирового финансового кризиса 2008 года, когда Индия наряду с Россией и Бразилией сыграла решающую роль в увеличении представительства развивающихся экономик в G20. Операционная структура и приоритеты Нового банка развития (НБР), хотя он и имеет штаб-квартиру в Шанхае, также сформированы под влиянием Индии, отражая предпочтение Нью-Дели инклюзивному финансированию развития, а не построению эксклюзивных блоков.

 

Экономический подход Индии к БРИКС+ опирается на прагматизм, а не на идеологию. С 2022 года двусторонняя торговля с Россией, особенно в сфере энергетики, значительно расширилась, поскольку Индия импортирует нефть со скидкой и реэкспортирует нефтепродукты на мировые рынки. Это не только способствует энергетической безопасности Индии, но и смягчает глобальные ценовые шоки, позиционируя Индию как стабилизирующего игрока в нестабильном мировом энергетическом ландшафте. Однако Индия по-прежнему настороженно относится к любой финансовой или торговой архитектуре, требующей резкого разрыва с системой, в которой доминирует Запад. Предложения о валюте или платёжной системе БРИКС воспринимаются с осторожным интересом, учитывая взаимодействие Индии с глобальным капиталом и её зависимость от долларовых транзакций для торговли и инвестиций. Деловой совет БРИКС и системы расчётов в местной валюте приветствуются при условии, что они укрепляют, а не ослабляют экономическое положение Индии.

В геополитическом плане Индия осмотрительно действует в рамках БРИКС+. Неразрешённая пограничная напряжённость с Китаем и опасения по поводу региональной и глобальной напористости Пекина существенно влияют на расчёты Нью-Дели. Хотя Индия в принципе поддерживает расширение блока, она сопротивляется шагам, которые могут ослабить её влияние или склонить баланс в пользу Китая. Индия также выступает против превращения БРИКС+ в геополитический инструмент. Поддерживая тесные оборонные связи с Россией и активно участвуя в форумах БРИКС, она одновременно углубляет партнёрские отношения с западными державами через механизм Quad (с США, Японией и Австралией) и сохраняет прочное присутствие на форумах G7+. Эта выверенная дипломатия позволяет Индии присутствовать в обоих мирах, усиливая её глобальную значимость без привязки к какому-либо лагерю.

Роль Индии в БРИКС+ воплощает собой её более широкую стратегию – выступать в качестве моста между расходящимися полюсами международной системы. Она стремится задействовать коллективный голос Глобального Юга, но не одобряет блоковую политику. Поступая так, Индия следует своей традиции неприсоединения с учётом геополитических сложностей XXI века. Её участие в БРИКС+ является не поддержкой конфронтации, а попыткой переформулировать мировые правила посредством диалога, развития и дипломатической ловкости. 

Россия и Индия в БРИКС+: стратегическое сближение, структурные расхождения

Отношения России и Индии остаются одним из самых прочных двусторонних партнёрств крупных держав. Они укоренены в солидарности времён холодной войны, прочных оборонных связях и общей приверженности многополярному международному порядку. Однако, хотя позиции России и Индии во многом совпадают по общим принципам, их оперативные приоритеты и стратегические мировоззрения иногда различаются, особенно в геополитической обстановке после Украины и после Галвана.

Динамика отношений России и Индии в рамках БРИКС+ основана на историческом доверии и близости принципов, но всё чаще подвергается проверке разницей геополитических расчётов и глобальными сдвигами. Хотя Индия и Россия сохраняют приверженность БРИКС+ как платформе для Глобального Юга, их видение будущего блока может различаться. Задача для обеих сторон заключается в согласовании их стратегической автономии с коалиционной сплочённостью. Для Индии это означает необходимость реагировать на подъём Китая и поворот России к КНР без уступок в национальных интересах. России предстоит откалибровать свою стратегию в отношении Китая и не потерять репутацию сторонников многополярности в глазах партнёров, как Индия. Их способность справиться с этой напряжённой ситуацией повлияет не только на БРИКС+, но и на архитектуру формирующегося мирового порядка в целом. 

БРИКС+: реформа и переоценка

БРИКС+ может способствовать развитию сотрудничества посредством саммитов и рабочих групп, сосредоточенных на общих целях. Подчёркивая общие интересы в торговле, безопасности и технологиях, блок может управлять разногласиями своих членов и продвигать инициативы для взаимной выгоды. Новые члены принесут различные точки зрения, что повлияет на достижение консенсуса. Это может повысить легитимность блока, но при этом осложнит переговорный процесс. Для БРИКС+ могут потребоваться более чёткие протоколы принятия решений, чтобы сбалансировать интересы старых и новых членов. БРИКС+ может поощрять торговлю в местных валютах и создавать такие финансовые механизмы, как соглашения о валютных свопах для поддержки дедолларизации. Разработка валюты БРИКС потребует сотрудничества в области денежно-кредитной политики и укрепления доверия между членами для обеспечения её стабильности и надёжности. 

Заключение

БРИКС+ находится на переломном этапе развития, лавируя между реформированием существующих глобальных структур управления и амбициозными попытками переформатировать их. В основе этой эволюции лежит динамика отношений между Россией и Индией, отмеченная как глубоким стратегическим сотрудничеством, так и глубинной геополитической напряжённостью. Хотя обе страны выступают за многополярность и большую автономию от западных институтов, их видение часто расходится. Эта двойственность, усиленная растущими связями Индии с Западом и поворотом России в сторону Китая, подчёркивает сложность достижения единства в рамках всё более разнообразного блока БРИКС+. В контексте приближающегося июльского саммита 2025 года будущее группы зависит от её способности примирить конкурирующие позиции, сформировать согласованную повестку дня и избежать фрагментации в быстро поляризующемся глобальном ландшафте.

Источник: «ВАЛДАЙ»

Прокрутить вверх