Российско-турецкое торгово-экономическое сотрудничество традиционно характеризуется высоким уровнем взаимодействия. В прошлом году товарооборот между нашими странами превысил $33 млрд, что стало рекордным показателем с 2012 года. Пока европейские страны соревнуются между собой в количестве введенных антироссийский санкций и скорости отказа от импорта российских энергоносителей, Турция открыто заявляет о своей нейтральной позиции. РАСПП уверен, что взаимодействие между нашими странами будет только расширяться. В связи с этим, нами был подготовлен список актуальных идей по экспорту российской продукции на турецкий рынок.
На текущий момент пластик является важнейшим сырьем для производства огромного количества изделий, прежде всего бытового назначения. Несмотря на попытки отказа от использования пластикового сырья, в обозримой перспективе добиться этого будет крайне трудно. Исходным компонентом для получения полиэтилена в первичных формах являются продукты нефтепереработки. Турция не обладает значительными запасами углеводородов, в связи с чем вынуждена импортировать полипропилен и полиэтилен. Причина такого положения дел кроется в структуре турецкой промышленности: автомобилестроение, производство готовой одежды, текстиля и электротехники – основные сферы специализации Турции, «по совместительству» еще и основные отрасли-потребители полимерных изделий.
Турция, обладающая собственным высокоэффективным сельским хозяйством, прикладывает все возможные усилия, чтобы сохранить международную конкурентоспособность сектора. Однако в результате интенсивного земледелия почвы истощаются, что делает невозможным достижение аналогичного уровня урожайности без использования удобрений. Россия занимает лидирующие позиции по 2 из 3 основных видов удобрений: на российские компании приходится около четверти мирового производства калийных удобрений, порядка 10% азотных и около 20% комплексных. В России введены квоты на экспорт определенных видов удобрений, однако сокращение поставок в Европу позволяет переориентировать часть экспорта на Турцию.
В Турции активно развивается собственное мясное и молочное скотоводство. На правительственном уровне поставлена задача обеспечить продовольственную безопасность страны по красному мясу. При этом существуют сложности с кормом для растущего поголовья скота. В связи с этим существуют перспективы наращивания поставок как готовых кормов из России, так и сырья для их производства. В первую очередь, речь идет таких культурах, как ячмень и овес, а также отруби, жмых подсолнечника и рапсовый шрот.
Одной из крупных отраслей турецкой обрабатывающей промышленности является производство бытовой химии. На полках супермаркетов редко встречаются зарубежные марки мыла, моющих средств и шампуней, а в основном представлены местные производители. Аналитики прогнозируют, что с уходом с российского рынка ряда европейских компаний, их место могут занять турецкие бренды. При этом увеличение производства потребует расширения импорта гидроксида натрия и гидроксида калия, которые являются основой для подавляющей части бытовой химии.
Турецкая текстильная промышленность пользуется заслуженным авторитетом во всем мире. В основном, турецкие предприятия специализируются на производстве одежды из хлопка, однако в последнее время наблюдается рост спроса на изделия из льна. Льняная одежда гигроскопична: она легко впитывает и испаряет влагу, регулируя теплообмен, что особенно важно для стран с жарким климатом. Российское волокно льна обладает экспортными перспективами ввиду его низкой себестоимости.
Бренд “Made in Russia” в Турции воспринимаются как синоним надежности и функциональности. В связи с этим, шансы нарастить поставки в Турцию имеют отечественные машиностроительные компании и производители контрольно-измерительных приборов. Станки для обработки различных материалов, а также оборудование, датчики и средства контроля могут быть интересны самому широкому кругу компаний реального сектора экономики.
Ежегодное производство подсолнечника в Турции составляет около 1,5 млн тонн, а внутреннее потребление подсолнечного масла – 1,3 млн тонн. То есть собственного производства едва хватает, чтобы покрыть половину спроса населения. Когда в начале марта 2022 г. были приостановлены поставки подсолнечного масла из России и Украины, в Турции произошла настоящая паника. Российские компании-производители, ранее работавшие на рынок стран ЕС, могут легко переориентировать поставки на Турцию, где подсолнечное масло всего находит своего покупателя.
Источник: РАСПП