Финансовое сотрудничество между Ираном и Россией: возможности и ограничения

Встречи, переговоры и соглашения между Ираном и Россией в последние годы ясно показывают волю и решимость двух стран развивать финансовое и банковское сотрудничество. Это не одностороннее стремление Тегерана: Москва также имеет свой интерес. Об успехах и проблемах двух стран в данной сфере пишет Вали Каледжи, политолог, специалист по Центральной Азии и Кавказу.

Банковские и финансовые отношения между Ираном и Россией получили существенное развитие в последние годы под влиянием ряда исторически беспрецедентных факторов. Первый фактор – преференциальное торговое соглашение (ПТС) между Ираном и Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС), которое вступило в силу 27 октября 2019 года и предполагает снижение пошлин на 862 вида товаров, из которых 502 формируют иранский экспорт в ЕАЭС. Это соглашение существенно увеличило объём торговли между Ираном и странами – членами союза, включая Армению, Россию, Белоруссию, Казахстан и Киргизию. С октября 2019-го по октябрь 2020 года он увеличился более чем на 84 процента. Поскольку около 80 процентов торговли Ирана с ЕАЭС связано с Россией, было ясно, что этот процесс требует создания новых финансовых и банковских механизмов между двумя странами.

С другой стороны, так как соглашение было рассчитано на три года, его срок истекал 5 октября 2022 года. По этой причине, на основании решения Высшего Евразийского экономического совета № 16 от 11 декабря 2020 года, стороны начали технические и экспертные переговоры по переводу ПТС в соглашение о свободной торговле (FTA). Спустя два года переговоры завершились, и новое соглашение, скорее всего, вступит в силу в конце 2023 года, в результате чего количество товаров, пошлины на которые подлежат снижению, увеличится с 850 до как минимум 8 тысяч. Очевидно, что реализация такого соглашения невозможна без расширения и облегчения финансового и банковского сотрудничества между Ираном и Россией.

Второй фактор – продолжение односторонних санкций США против Ирана – находится в ведении администрации Джо Байдена. Односторонние санкции, введённые администрацией Дональда Трампа после выхода США из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по иранской ядерной программе в мае 2018 года, стали частью политики «максимального давления», от которой больше всего пострадали экспорт иранской нефти и банковский обмен. Хотя эта политика была практически прекращена после прихода к власти Джо Байдена в январе 2020 года, санкции против Ирана сохранились. В частности, эмбарго SWIFT против Ирана остаётся серьёзным препятствием для международных банковских операций. Кроме того, усилия по возрождению СВПД не увенчались успехом. Несмотря на некоторые ограниченные соглашения между Ираном и Соединёнными Штатами, включая обмен заключёнными и освобождение части заблокированных средств, чёткой перспективы возвращения к состоянию до мая 2018 года всё же нет. Было ясно, что такие условия подтолкнут Иран к «бартерным сделкам» в торговле и к банковским операциям с «национальными валютами», особенно с соседями, включая Ирак (динар) и Россию (рубль). Понятно, что банковский обмен в рублях и риалах между Ираном и Россией и уход от доллара требуют нового двустороннего банковского механизма.

Третий фактор – это новый политический подход президента Ирана Ибрахима Раиси. Когда он пришёл к власти в Иране в августе 2021 года, то объявил «политику соседства» и «экономическую дипломатию» двумя главными внешнеполитическими принципами своей администрации. В этом контексте – «политики соседства» и «экономической дипломатии», пересекающихся с российской политикой поворота на Восток, – и следует рассматривать расширение отношений с соседними странами, Россией и Китаем, преобразование преференциального торгового соглашения между Ираном и ЕАЭС в соглашение о свободной торговле, полноправное членство Ирана в ШОС, а также вступление в БРИКС. Соответственно, создавая финансовый и банковский механизм вне системы SWIFT, Иран надеется устранить доллар и развивать внешнюю торговлю на основе национальных валют, не подвергаясь воздействию односторонних санкций США. Развитие банковского и финансового сотрудничества между Ираном и Россией является частью этого процесса, осуществляемого иранским правительством в последние два года.

Четвёртый фактор – это конфликт на Украине и обширные западные санкции против России. В частности, в конце февраля 2022 года коалиция государств, включающая в себя членов ЕС, США, Канаду и Великобританию, договорилась запретить многим российским банкам использовать SWIFT с целью экономической изоляции России и нанесения ущерба её финансовой системе. В этих обстоятельствах Россия решила развивать национальную систему межбанковского обмена – Систему передачи финансовых сообщений Банка России (СПФС), которая была впервые реализована в 2014 году для замены SWIFT. За это время Москва попыталась распространить СПФС на членов БРИКС, ЕАЭС, ШОС и других важных для России партнёров. Иран эта инициатива крайне заинтересовала. Поэтому расширение банковского и финансового сотрудничества между двумя странами не выглядит односторонним стремлением Тегерана: Москва также имеет важные мотивы и интересы в этой сфере.

Встречи, переговоры и соглашения между Ираном и Россией в последние годы ясно показывают волю и решимость двух стран развивать финансовое и банковское сотрудничество. В частности, в январе 2022 года президент Ирана Ибрахим Раиси прибыл в Москву для обсуждения валютных и банковских вопросов между Россией и Ираном, и обе стороны договорились об устранении торговых барьеров для увеличения обоюдной торговли до 10 миллиардов долларов в год. Во время своего пребывания в России Раиси заявил, что Москва и Тегеран обсуждали меры по борьбе с доминированием доллара США и продолжение торговли между Россией и Ираном в национальных валютах. Кроме того, когда президент России Владимир Путин посетил Тегеран в июле 2022 года в рамках седьмого саммита глав государств Астанинского процесса по Сирии, Высший руководитель аятолла Али Хаменеи подчеркнул, что «доллар США должен выводиться из мировой торговли и это вполне можно сделать постепенно». В тот же день на иранской бирже официально начались торги по валютной паре «российский рубль – иранский риал», причём первая сделка состоялась 19 июля на сумму 3 миллиона рублей (48 тысяч долларов США).

8 июля 2022 года тогдашний управляющий Центрального банка Ирана (ЦБИ) Али Салехабади посетил Москву и встретился с вице-премьером России Александром Новаком, министром экономического развития страны Максимом Решетниковым, председателем ЦБ РФ и руководителями некоторых крупных российских банков. Глава Центробанка Эльвира Набиуллина 24 мая 2023 года посетила Иран, а также приняла участие в саммите государств – членов Азиатского клирингового союза (АКС), который проходил в Тегеране. Что же происходит в банковском и финансовом сотрудничестве между Ираном и Россией на практическом уровне?

Во-первых, важна возрастающая роль «Мир Бизнес Банка». Этот банк, стопроцентным акционером которого является иранский Bank Melli (Национальный банк Ирана), был создан в январе 2002 года и начал свою деятельность в Москве 15 апреля 2002 года с разрешения Центрального банка России. В последние годы его значение в банковском и финансовом обмене между Ираном и Россией увеличилось. Усилились его филиалы в Москве, открылись новые филиалы в Казани и Астрахани – городах, которые являются важными центрами торговли между двумя странами. В настоящее время «Мир Бизнес Банк» предоставляет различные банковские услуги, особенно студентам и бизнесменам, в том числе открытие банковских счетов для юридических лиц – резидентов и нерезидентов России, зачисление денежных средств в рублях, евро и риалах, полученных от иранских банков, перевод средств в другие банки, в том числе в иранские банки в рублях, евро и риалах, а также выпуск и авизование аккредитивов по запросу клиентов АО «МБ Банк» и/или других банков России и стран СНГ в целях импорта. Хотя банк входит в число финансовых учреждений, включённых в санкционный список минфина США с ноября 2018 года как филиал Национального банка Ирана, он работает вне системы SWIFT и продолжает свою деятельность в банковском сотрудничестве между Ираном и Россией.

Вторым важным шагом для Ирана и России в дальнейшем развитии финансово-банковского сотрудничества является соглашение о банковских мессенджерах. В связи с этим 29 января 2023 года центральные банки Ирана и России подписали соглашение о соединении своих национальных межбанковских систем связи и переводов, чтобы помочь стимулировать торговлю и упростить двусторонние банковские транзакции.

Фактически, поскольку одним из предварительных условий создания аналога SWIFT между Ираном и Россией является развитие банковских мессенджеров, этот вопрос также был ключевой частью экспертных и технических переговоров между двумя странами. В связи с этим в феврале 2023 года были соединены системы обмена финансовыми сообщениями Ирана (SEPAM) и России (СПФС).

Теперь 700 российских банков могут обмениваться финансовыми сообщениями с иранскими банками.
 
Третьим событием является соглашение об интеграции российской платёжной системы «Мир» и иранской банковской системы Shetab. Россия спроектировала и создала систему «Мир» в 2014 году в рамках создания финансовой системы, независимой от SWIFT, в качестве способа преодолеть потенциальную блокировку электронных платежей в системах, разработанных западными странами, таких как Visa или Mastercard. Иран в 2002 году запустил банковскую систему Shetab с намерением создать единую основу иранской банковской системы. Хотя Тегеран и Москва решили интегрировать платёжные системы, этот проект пока не реализован из-за технических сложностей. Тем не менее обе страны надеются внедрить интегрированную систему в ближайшем будущем, чтобы облегчить финансовые и банковские обмены между Ираном и Россией на основе рублей и риалов вне системы SWIFT.
 

Четвёртое изменение – открытие банковских филиалов. Банк ВТБ, второй по величине банк в России, 17 мая 2023 года открыл офис в Тегеране. Об этом заявил заместитель председателя Центрального банка Ирана (ЦБИ) по международным делам Мохсен Карим. Он сообщил, что «Банк ВТБ стремился расширить банковское взаимодействие с иранскими банками и мы обратились к Центральному банку России с просьбой назначить Банк ВТБ “банком-агентом” между двумя странами». Также в ближайшее время два иранских банка собираются открыть свои филиалы в России, хотя названия этих банков пока не объявлены. Если это произойдёт, то, помимо «Мир Бизнес Банка», у Ирана появятся ещё два банковских филиала в России.

Но, несмотря на всё это, финансовое и банковское сотрудничество между Ираном и Россией по-прежнему страдает от проблем и ограничений.

Первой проблемой является обязанность иранских экспортёров возвращать валютную выручку, установленная иранским правительством и центральным банком. Такое решение было принято после одностороннего выхода США из СВПД в мае 2018 года и введения политики «максимального давления» и всеобъемлющих санкций против Ирана. Иранские экспортёры обязаны возвращать валюту, полученную от экспорта, в экономическую и банковскую систему Ирана. Фактически они продают полученные в России рубли «Мир Бизнес Банку» и получают эквивалент в риалах от Bank Melli. Но из-за разницы между курсом рубля в «Мир Бизнес Банке» и на валютном рынке Ирана этот процесс приносит убытки иранским предпринимателям, снижая их мотивацию торговать с Россией. Эта проблема актуальна и в отношении денежных переводов, почему многие бизнесмены и предпочитают переводить деньги через обменники. Чтобы преодолеть её, курс покупки рубля в «Мир Бизнес Банке» должен быть максимально приближен к курсу свободного рынка иранской валюты.

Открытие новых филиалов «Мир Бизнес Банка», особенно в Санкт-Петербурге, также может помочь развитию торгового и банковского обмена между Ираном и Россией.

Вторая проблема – отсутствие стабильности обменного курса рубля и риала по отношению к доллару США. Важным моментом является то, что иранские и российские бизнесмены используют доллар США в качестве денежной базы в своих договорённостях и лишь потом конвертируют результат в рубли и риалы. Поэтому колебания курса рубля и риала по отношению к доллару зачастую вызывают серьёзные затруднения и наносят ущерб одной из сторон договора. Хотя Ирану и России, находясь под санкциями, очень сложно поддерживать чёткий баланс, относительная стабильность в этой области могла бы помочь предотвратить потери.

Третья и очень важная проблема – это диспропорция в объёмах импорта и экспорта между Ираном и Россией и, как следствие, количественная диспропорция риалов и рублей. Объём торговли между двумя странами составляет 5 миллиардов долларов, из которых почти 4 миллиарда – это экспорт России в Иран и почти 1 миллиард – экспорт Ирана в Россию. Таким образом, возникает дефицит рублей, эквивалентный 3 миллиардам долларов. В этих условиях спрос на рубли очень высок. Чтобы преодолеть эту проблему, часть рублёвых требований российских экспортёров может быть использована для инвестиций в Иран. При применении этого метода не будет возникать необходимости обменивать риалы на рубли. Транзитные и транспортные проекты, свободные экономические зоны Ирана, такие как порты Бендер-Энзели, Амирабад и Чахбехар, а также сельскохозяйственный сектор входят в число подходящих инвестиционных площадок для российских компаний, способных обеспечить возможность реэкспорта в Россию и другие страны.

Источник:
Прокрутить вверх