Автор: Илья Виноградов
27 мая 2025 г. в столице Малайзии Куала-Лумпуре на полях 46-го саммита АСЕАН состоялся первый саммит между АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии), ССАГПЗ (Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива) и Китаем. В условиях растущей глобальной и региональной экономической нестабильности, а также возрождения протекционизма страны глобального Юга ищут новую геоэкономическую модель партнерства, направленную на укрепление многосторонности, отвечающей по своему духу складывающейся многополярной реальности. В данном контексте трехсторонний саммит стал отражением устойчивой тенденции укрепления все более пересекающихся и интегрированных партнерских сетей между странами глобального Юга.
Как отметил премьер-министр Малайзии Анвар Ибрагим во вступительной речи на саммите, в настоящее время происходит переход к новому геополитическому порядку, и глобальная торговая система испытывает дополнительное напряжение в связи с недавним введением американских односторонних пошлин.
Так, пошлины на товары из Китая в США после ответных мер Пекина достигли 145%. В отношении стран АСЕАН односторонние тарифные меры со стороны США, введенные 2 апреля 2025 г., составляют от 10% (для Сингапура) до 49% (для Камбоджи), при этом сами США — важный торговый и инвестиционный партнер государств Юго-Восточной Азии. Страны ССАГПЗ, куда входят Бахрейн, Кувейт, Оман, Катар, Саудовская Аравия и ОАЭ, также оказались под сильным давлением с точки зрения ценообразования на энергоносители и финансовой безопасности.
Затем Д. Трамп объявил о 90-дневной паузе в отношении импортных тарифов и с КНР была достигнута договоренность о временном снижении пошлин до 10%, однако подобные действия США открыли двери для внедрения «закона джунглей» в мировую экономику и политику. Потенциальные последствия таких мер администрации Д. Трампа вызвали особую обеспокоенность у стран АСЕАН, традиционно придерживающихся политики стратегического балансирования между США и Китаем и извлекающих выгоду от экономического сотрудничества с обеими державами. Непредсказуемость американской торговой политики подталкивает страны ассоциации к дополнительному хеджированию рисков через расширение сети партнерств. Можно предположить, что на данном этапе АСЕАН делает ставку на углубление связей со странами Персидского залива и Китаем в рамках стратегии диверсификации своих внешних партнерств, что может в будущем привести к изменению сложившихся геополитических балансов в регионе. В этом отношении велика роль Малайзии, председательствующей в 2025 г. в АСЕАН и имеющая тесные экономические и культурные связи как со странами Залива, так и с Китаем, а также лично Анвара Ибрагима, инициировавшего данный трехсторонний саммит.
Несмотря на готовность вкладывать средства в американскую экономику, монархии Залива также постепенно разворачиваются в сторону Азии, включая Китай, в поисках новых перспективных и предсказуемых рынков и надежных партнеров. Для ССАГПЗ АСЕАН представляет собой возможность диверсификации экономики за счет почти 700-миллионого рынка, а для АСЕАН эта группа ближневосточных стран — прежде всего инвестиции и энергоресурсы. Кроме того, для стран Залива важную роль играет политический аспект сотрудничества, а именно согласование позиций с Китаем и АСЕАН по проблемам мира и безопасности на Ближнем Востоке, особенно в контексте палестино-израильского конфликта.
Пекин занимает твердую позицию по нынешнему палестино-израильскому конфликту, которая заключается в необходимости выполнения резолюций Совбеза ООН с правом на создание независимого Государства Палестина в границах 1967 г. со столицей в Восточном Иерусалиме. Свою позицию КНР фиксирует в совместных документах по итогам переговоров с арабскими странами , в т.ч. в многосторонних форматах. Так, 30 мая 2024 г. на 10-й министерской конференции Форума сотрудничества Китая и арабских государств в совместном заявлении по вопросу Палестины обе стороны выразили осуждение продолжающихся нарушений Израилем прав палестинцев. Обе стороны выступили против реализации действий по насильственному изгнанию палестинского народа с его родины, что подорвало бы перспективы мира на Ближнем Востоке.
В свою очередь, предложенная Си Цзиньпином в 2022 г. Инициатива по глобальной безопасности предполагает создание (в т.ч. и на Ближнем Востоке) устойчивой, совместной, всеобщей безопасности, что в корне отличается от архитектуры безопасности, которую создавали США со странами региона, основанную на альянсах и партнерствах, иными словами, безопасности одной стороны в ущерб другой.
Кроме того, Китай активно пробует себя в качестве посредника в разрешении противоречий в регионе Ближнего Востока. КНР сыграла важную роль в процессе ирано-саудовской нормализации в марте 2023 и восстановлению отношений между Тегераном и Эр-Риядом. Другой пример — содействие переговорам между палестинскими организациями ХАМАС и ФАТХ в Пекине в 2024 г. для достижения мира и внутриполитического согласия в Палестине.
Страны АСЕАН также выступают за реализацию резолюций Совбеза ООН по созданию двух государств на территории бывшей подмандатной Палестины, осуждают все нападения на мирное население и призывают Израиль и Палестину к мирным переговорам для стабилизации ситуации на Ближнем Востоке. Кроме того, такие страны как Филиппины и Таиланд беспокоит обеспечение безопасности своих граждан в Израиле. Мусульманские страны АСЕАН — Индонезия и Малайзия — занимают открытую пропалестинскую позицию, осуждая действия Израиля в Секторе Газа и выражают солидарность с ХАМАС. В свою очередь, позиция Сингапура более комплиментарна к Израилю в силу исторически сложившихся тесных связей, в т.ч. в военной сфере с момента образования города-государства. Несмотря на солидарность с действиями Израиля с точки зрения неотъемлемого права на самозащиту после событий 7 октября 2023 г., Сингапур также призывает к соразмерности ответа на действия ХАМАС и призывает соблюдать международное гуманитарное право.
Китай становится ключевым поставщиком новых технологических и логистических решений. Так, благодаря инициативе «Один пояс, один путь» (ОПОП) КНР помогает странам АСЕАН восполнять пробелы в базовой инфраструктуре, о чем свидетельствует запуск китайско-лаосской железной дороги, высокоскоростной железнодорожной магистрали в Индонезии, строительство китайскими компаниями железных дорог в Таиланде и Малайзии. Страны Персидского залива стремятся к диверсификации экономики и движутся от нефтегазовой зависимости к другим источникам дохода и экономического роста, делая ставку на зеленые технологии, цифровизацию, развитие ИИ, умных городов, иными словами, на развитие в тех сферах, где Китай входит в число мировых лидеров.
Китай позиционирует себя как неформальный лидер стран глобального Юга, который не собирается терять свои позиции из-за угроз со стороны США. Пекин, для которого нынешняя торговая война уже вторая, заявляет о себе как о партнере, готовом выстраивать взаимовыгодные партнерские отношения вне западных рамок.
Кроме того, для Китая отношения с «азиатской периферией» становятся важным приоритетом внешней политики, что засвидетельствовало состоявшееся в Пекине 8–9 апреля 2025 г. центральное совещание по работе с сопредельными странами. В своей речи на совещении Си Цзиньпин подчеркнул, что отношения с сопредельными странами имеют ключевое значение для национального развития, обеспечения безопасности и реализации концепции построения сообщества единой судьбы человечества. На совещании было отмечено, что основой политики процветающего добрососедства станут азиатские ценности — мир, сотрудничество, открытость и инклюзивность. Инициатива «Один пояс, один путь» продолжит играть роль главной платформы для практического взаимодействия, а азиатская модель безопасности обеспечит устойчивость через диалог, консультации, учет различий и разделение ответственности. Тем самым Китай концептуализирует свою политику по отношению к соседним регионам и выстраивает свою модель сотрудничества и безопасности в Азии.
В то время как Дональд Трамп обещает национальное процветание за счет жестких тарифных мер, Китай, страны АСЕАН и Персидского залива делают ставку на многосторонность и взаимодействие на равных условиях. Стоит отметить, что протекционистские меры США лишь подчеркнули, что на нынешнем этапе глобализации они больше не способны лидировать в глобализационных процессах в открытой и равной борьбе в отличие от развивающихся стран глобального Юга, которые заинтересованы в углублении межрегиональных связей и либерализации торговли.
Цели, преследуемые в рамках межрегионального механизма сотрудничества между Китаем, АСЕАН и ССАГПЗ вполне понятны и направлены на обеспечение безопасности цепочек поставок, поддержание мировой торговой системы, повышение устойчивости и взаимодополняемости в региональном экономическом развитии, но также и предполагают согласование позиций по широкому спектру вопросов безопасности, политического и гуманитарного сотрудничества. В этом смысле нынешний Саммит символизирует отход от западной концепции, а также выбор консенсуса вместо принуждения, либерализациии торговли вместо тарифов и устойчивости развития вместо соперничества.
Экономический потенциал сотрудничества Китая, АСЕАН и стран Персидского залива весьма велик: совокупный ВВП трех сторон в настоящее время составляет почти 25 трлн долл., а общая численность населения превышает 2 млрд человек. Для институционализации сотрудничества между АСЕАН, Китаем и ССАГПЗ уже существовала необходимая основа в виде трех установленных двусторонних форматов: Китай — АСЕАН, Китай — ССАГПЗ и АСЕАН — ССАГПЗ.
Еще в 1996 г. Китай стал полноправным партнером по диалогу с АСЕАН и вошел во все асеаноцентричные форматы (АСЕАН+3, АРФ, Восточноазиатский саммит, совещания министров обороны АСЕАН+). В 2021 г. Пекин и ассоциация официально объявили об установлении всеобъемлющего стратегического партнерства. Благодаря снятию торговых барьеров и развитию соглашений ЗСТ Китай — АСЕАН и ВРЭП взаимная торговля в 2024 г. достигла 982 млрд долл., что на 7,8% больше, чем в 2023 г., и обе стороны остаются главными торговыми партнерами друг для друга. Для сравнения, в 2024 г. торговля КНР с Евросоюзом составила 786 млрд долл., а с США — 688 млрд долл.
ССАГПЗ представляется наиболее важной организацией по вопросам политической и экономической безопасности на Ближнем Востоке. В июне 2010 г. Китай и страны Залива учредили механизм стратегического диалога в Пекине, за которым последовали многочисленные раунды диалога с целью установления ЗСТ между Китаем и странами Залива. В настоящее время активно растут взаимные торговля и инвестиции между сторонами, ожидается, что взаимная торговля вырастет до 325 млрд долл. к 2027 г. В декабре 2022 г. в Эр-Рияде состоялся первый саммит Китай — ССАГПЗ. Кроме того, еще в 2004 г. в Каире был запущен форум китайско-арабского сотрудничества, куда вошли 22 страны Ближнего Востока и Северной Африки, включая шесть монархий Персидского залива. Форум служит важной площадкой для целенаправленного развития многопрофильного сотрудничества между Китаем и арабскими государствами.
АСЕАН и Совет сотрудничества стран Персидского залива также поддерживают тесные отношения сотрудничества. В октябре 2023 г. в Эр-Рияде состоялся первый саммит АСЕАН и ССАГПЗ, на котором было принято «Совместное заявление саммита Совета сотрудничества АСЕАН и стран Персидского залива», заложившее основу для улучшения и развития партнерства между двумя сторонами. При том, что страны Залива не относятся к ключевым экономическим партнерам АСЕАН (в 2023 г. ССАГПЗ была седьмым торговым партнером АСЕАН с объемом товарооборота в 131 млрд долл.), существует значительный потенциал к углублению сотрудничества. В предверии трехстороннего саммита 27 мая в Куала-Лумпуре состоялся второй саммит АСЕАН — ССАГПЗ, в итоговой декларации которого сторонами было выражено общее намерение укреплять региональную экономическую интеграцию и совместно работать над решением глобальных проблем, способствуя развитию торговли и инвестиционных потоков, создавая благоприятную среду и выявляя взаимовыгодные инвестиционные возможности.
В практическом отношении План действий по стратегическому диалогу между Китаем и ССАГПЗ (2023–2027 гг.) и Рамочная программа сотрудничества между АСЕАН и ССАГПЗ (2024–2028 гг.) заложили основу для трехсторонней координации.
Как подчеркнул Анвар Ибрагим на открытии саммита: «Несмотря на то, что существующие взаимодействия и механизмы хорошо зарекомендовали себя, этот формат создает новое пространство для сотрудничества, поскольку мы ищем пути для объединения наших сильных сторон». Премьер Госсовета КНР Ли Цян в своей речи на саммите отметил, что в условиях хаотичной международной ситуации и слабого роста мировой экономики создание подобной платформы обмена мнениями и механизма сотрудничества выступает важным нововведением. Благодаря более тесному взаимодействию три стороны могут создать полюс роста, что важно для процветания их экономик и мирного развития Азии и всего мира. Три стороны должны решительно воспользоваться этой исторической возможностью, обогатить содержание сотрудничества и стремиться к созданию модели межрегиональной открытости, сотрудничества на разных этапах развития и интеграции цивилизаций. Анвар Ибрагим и Ли Цян также указали на наличие исторических торговых связей между Китаем, странами АСЕАН и Персидского залива, проведя параллели между древним Шелковым путем и современной ОПОП. Генеральный секретарь ССАГПЗ Аль-Будайви отметил, что страны Персидского залива разделяют со своими азиатскими партнерами общие интересы в укреплении продовольственной и энергетической безопасности в условиях «геополитических колебаний», в ускорении цифровой трансформации путем создания инновационных центров, в борьбе с изменением климата путем инвестирования в экологически чистую энергию, а также в защите свободы судоходства и безопасности морских путей, прежде всего, в Красном море.
Три стороны не только сделали политические заявления, но и достигли консенсуса по многим аспектам сотрудничества, что нашло отражение в Совместном заявлении саммита АСЕАН — ССАГПЗ — Китай. Например, три стороны договорились обсудить возможность создания регионального делового совета для укрепления торговых и инвестиционных потоков; изучить возможности регионального финансового сотрудничества, включая рынки капитала и финансовые технологии, для обеспечения развития малых, средних и микропредприятий; а также изучить возможности сотрудничества в сфере местной валюты и трансграничных платежей, содействовать повышению устойчивости промышленности и цепочек поставок, а также содействовать устойчивым торговым практикам, прежде всего, в ориентированных на будущее отраслях таких как цифровая и зеленая экономика.
С целью укрепления экономического сотрудничества путем использования взаимодополняемости, стороны приветствовали полное завершение переговоров по модернизации зоны свободной торговли между АСЕАН и Китаем до версии 3.0, охватывающей такие сферы как цифровая, зеленая экономика и укрепление цепочек поставок, а также скорейшее завершение переговоров по Соглашению о свободной торговле между Китаем и ССАГПЗ. Кроме того, три стороны подтвердили центральную и незаменимую роль Всемирной торговой организации (ВТО) в правилах многосторонней торговой системы, которая, по их мнению, обеспечивает предсказуемую, прозрачную, недискриминационную и открытую глобальную торговую систему.
С целью укрепления связанности стороны договорились содействовать качественному сотрудничеству в рамках ОПОП и обеспечению бесперебойной взаимосвязанности, в том числе путем развития логистических коридоров и цифровых платформ. С целью укрепления энергетической безопасности и устойчивости стороны признали необходимость совместной работы над устойчивым, справедливым, доступным, инклюзивным и упорядоченным энергетическим переходом в соответствии с Парижским соглашением, а также развития потенциала и укрепления сотрудничества в области чистой энергетики.
Кроме того, стороны отметили важность реализации ряда инициатив АСЕАН — Видение АСЕАН-2024, Индо-тихоокеанское видение АСЕАН, Единая энергосистема АСЕАН и др.; инициатив, принятых по итогам мероприятий ССАГПЗ — Глобального форума по логистике 2024 г. в Эр-Рияде, Первого всемирного саммита по продовольственной безопасности в Абу-Даби 2024 г., Международной конференции в поддержку Сирии 2025 г., Международной конференции по продовольственной безопасности в Йемене 2025 г. и др.
Стремясь к деэскалации региональной напряженности, три стороны совместно призвали все стороны, участвующие в конфликтах на Ближнем Востоке, воздерживаться от нападений на гражданское население и соблюдать международное гуманитарное право, тем самым заложив краеугольный камень для регионального мира и стабильности. Кроме того, стороны зафиксировали четкую позицию о необходимости создания независимого Палестинского государства и прекращения Израилем незаконной оккупации палестинских земель; также стороны отметили особую роль Китая в содействии подписанию Пекинской декларации об укреплении палестинского национального единства в июле 2024 г. Три стороны также договорились углублять сотрудничество в области культурных обменов. В частности, Китай решил расширить свою безвизовую политику, теперь охватывающую все государства — члены ССАГПЗ.
Несмотря на декларативный характер совместного заявления, первый саммит АСЕАН — ССАГПЗ — Китай продемонстрировал новый пример модели межрегионального многостороннего сотрудничества по линии Юг — Юг, с четкой ориентацией на взаимодополняемость и общие стратегические интересы. Поскольку нынешняя система международных отношений находится в системном кризисе, а установленные международные правила и нормы нарушаются или подвергаются сомнению, появление нового трехстороннего механизма стал отражением контр-тенденции — перехода от регионализма и фрагментации мировой экономики к созданию открытых и инклюзивных межрегиональных партнерств.