БАКУ, 21 мая — Sputnik. В рамках развития транзитного потенциала региона и для расширения возможностей международного транспортного коридора «Север-Юг» Азербайджан запустил на полную мощность еще один инфраструктурный комплекс — терминал в Астаре.
В рамках работ по модернизации терминала произведена реконструкция грузовой площадки, а также организован таможенный контроль. Грузовой склад терминала был отремонтирован в соответствии с современными стандартами и оснащен необходимой техникой для безопасного и устойчивого осуществления операций.
В терминале, расположенном на площади 5,5 гектара, совместно с Государственным таможенным комитетом создан таможенный пункт, проведена линия скоростного интернета, установлены необходимое оборудование и компьютеры. В терминале экспедиторским компаниям предоставляется новый пакет услуг – мультимодальные перевозочные сервисы.
Одним из главных преимуществ терминала является применение к грузоотправителям льготных тарифов на перевозку и перевалку принимаемых грузов. По предварительным оценкам, запуск Астаринского терминала позволит увеличить транзитные грузоперевозки по маршруту «Север-Юг» на 10-15% к концу текущего года.
Среди грузов, принимаемых в настоящее время, основную долю занимает древесина, на долю которой приходится около 40% от общего оборота. Зерно и зерновые продукты являются вторым наиболее принимаемым видом грузов с показателем 35%.
Тем временем, согласно данным ЗАО «Азербайджанские железные дороги» (АЖД), транзитные грузоперевозки ЗАО в январе-апреле текущего года выросли на 14% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достигли 2,5 млн тонн. За аналогичный период объем грузоперевозок по коридору «Север-Юг» увеличился на 29% по сравнению с четырьмя месяцами прошлого года и составил 260 тыс. тонн.
Что даст терминал в Астаре проекту «Север-Юг»?
Запуск Астаринского терминала позволит повысить параметры грузоперевозок по международному транспортному коридору «Север-Юг» в двух аспектах, считает эксперт Каспийского института стратегических исследований (КИСИ) Александр Караваев.
Первый аспект — это, прежде всего, торговля между Азербайджаном и Ираном, которая сейчас ведется, но с определенного рода ограничениями по ряду причин, связанных с тарифами и длительным досмотром грузов.
По словам экономиста, очень важно, что к открытию железнодорожного участка Решт-Астара, строительство которого планируется начать в этом году, Астаринский терминал уже будет готов.
Он считает, что в перспективе 3-4 лет, то есть к открытию участка Решт-Астара западного сегмента МТК «Север-Юг», Астаринский терминал получит еще вторую фазу расширения, учитывая, что по транспортному коридору пойдут дополнительные категории грузов, например, удобрения.
Кроме того, считает эксперт, после запуска Астаринского терминала можно будет привлечь большие объемы разнообразных грузов по товарной номенклатуре в контейнерах.
«Развитие контейнерной тематики должно попадать в тройку перечня основных грузов, которые должны идти по этому коридору. Открытие Астаринского терминала будет способствовать тому, что контейнерная перевозка зерна и пиломатериалов будет развиваться», — добавил он.
Помимо этого, считает Караваев, ввод в эксплуатацию Астаринского терминала позволит развивать торговые отношения Пакистана с Азербайджаном и Россией. То есть Пакистан является одной из стран, которая активно будет использовать наличие терминала в проекте «Север-Юг».