Ярослав Лисоволик

Об авторе

Ярослав Лисоволик, Россия

Программный директор Международного дискуссионного клуба «Валдай».

С 2001 по 2004 год работал в Вашингтоне в Международном валютном фонде советником исполнительного директора от Российской Федерации. В 2004 году пришёл в Дойче Банк в качестве главного экономиста, став в 2009 году руководителем аналитического департамента в России, а затем, в 2011 году, членом правления Дойче Банка в России. В 2015–2018 годах являлся главным экономистом и впоследствии управляющим директором по аналитической работе и членом правления Евразийского банка развития. С 2018 года занимает должность главы аналитического управления департамента глобальных рынков Сбербанка (Sberbank Investment Research).

Кроме того, является членом Совета по внешней и оборонной политике (СВОП), Бреттон-Вудского комитета и Российского совета по международным делам (РСМД). Член Международного консультативного совета Национальной академии зеленого развития «Пояса и пути» (Китай). Старший член Консультативного совета Центра по китайско-российскому стратегическому взаимодействию CITIC-фонда по изучению реформ и развития. Член Комитета финансовой стабильности Банка России. Является автором нескольких книг по проблемам присоединения России к ВТО и интеграции России в мировую экономику, а также многочисленных статей по экономическим и политическим вопросам.

Интеграционные платформы глобального Юга

За последний месяц нарастающий протекционизм США превратился в один из главных рисков, угрожающих устойчивости процесса восстановления экономического роста в глобальном масштабе. Однако помимо непосредственных последствий такого протекционизма для динамики мировой экономики вполне вероятны и значительные последствия для складывающейся структуры экономических альянсов и глобальной экономической архитектуры.

В частности дальнейший рост напряжённости в сфере торговли способен подорвать эффективность международных институтов, таких как Всемирная торговая организация (ВТО), и повысить привлекательность двусторонних и региональных союзов в качестве альтернативы многосторонним глобальным организациям.

Кроме того, существует ряд факторов, которые делают регионализм особо привлекательным для развивающихся стран. С одной стороны, глобальные институты парадоксальным образом отличаются либо неэффективностью, когда все государства-члены обладают равным правом голоса (ВТО), либо существенным неравенством в вопросе распределения голосующих акций между развитыми и развивающимися странами (МВФ). С другой стороны, региональная интеграция в развивающемся мире – в отличие от модели интеграции, утвердившейся в развитых странах, – крайне нуждается в структурировании и координации. В качестве примера достаточно сравнить процессы, протекающие в Северной Америке и Южной Америке, в Европе и в Азии.

Поэтому проблема не в том, чтобы добиться количественного роста числа интеграционных образований в развивающихся странах, а в том, чтобы улучшить координацию и качество существующих региональных группировок, в рамках которых развивающиеся страны смогут использовать синергию различных региональных интеграционных процессов. Такая координация может быть обеспечена путём создания интеграционных платформ, цель которых – собрать в единое целое существующие региональные объединения и обеспечить развивающимся экономикам осязаемые дивиденды в торговой, финансовой и инвестиционных областях.

Такие интеграционные платформы могут включать две группы: во-первых, региональные интеграционные платформы, базирующиеся на сотрудничестве между расположенными в разных географических районах региональными торговыми объединениями (РТО) / региональными инвестиционными объединениями (РИО), и, во-вторых, финансовые институциональные платформы развивающегося мира.

Первую группу можно разделить на три прослойки:

  • Региональная интеграция, представленная такими объединениями, как Евразийский экономический союз и МЕРКОСУР.

  • Континентальные объединения, например Африканский союз, СЕЛАК или предлагаемый объединительный проект ШОС+ (ШОС, АСЕАН и Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) – см. публикацию Валдайского клуба «Imago Mundi: согласованные действия континентов в направлении Юг-Юг»).

  • Межконтинентальная координация: БРИКС+ как объединение крупнейших региональных интеграционных группировок развивающегося мира, в котором ведущую роль играют страны БРИКС; либо предложенный проект Трехстороннего межконтинентального союза (ТРИА) в составе Африканского союза, СЕЛАК и ШОС+ (см. публикацию Валдайского клуба «Imago Mundi: согласованные действия континентов в направлении Юг-Юг»).       

Вторая группа, а именно финансовые платформы сотрудничества глобального Юга, может включать следующее:

  • Платформа региональных банков развития и фондов развивающихся стран, таких как Евразийский банк развития (ЕБР) или Фонд развития Ассоциации регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК).

  • Платформа региональных финансовых объединений (РФО), таких как Евразийский фонд стабилизации и развития (ЕФСР) или Латиноамериканский резервный фонд (FLAR).

  • Платформа суверенных инвестиционных фондов, таких как Китайская инвестиционная корпорация (КИК) или Инвестиционное управление Абу-Даби (ADIA).

Первая группа интеграционных платформ (базирующаяся на РТО и РИО) расширяет возможности торговых и инвестиционных союзов по всему периметру «Юг – Юг», причём каждый предыдущий уровень служит фундаментом для последующих уровней интеграции.

Такого рода взаимодополняемость и взаимоусиление могут быть обеспечены и во второй группе платформ взаимодействия развивающихся стран: платформа, на которой разворачивается сотрудничество региональных (и национальных) банков развития, отвечает за микроуровень экономической интеграции на уровне компаний и секторов, тогда как координационная деятельность платформы РФО обеспечивает улучшение макроусловий проектного финансирования. Платформа суверенных инвестиционных фондов (единственная из всех платформ, которая не имеет региональной привязки и аккумулирует средства национальных участников) могла бы также содействовать улучшению условий для более тесного сотрудничества по линии «Юг – Юг», в том числе в региональном контексте посредством софинансирования совместных приоритетных/интеграционных проектов и поощрения использования национальных валют в целях повышения их региональной и глобальной роли.

Учитывая взаимозависимость платформ по линии «Юг – Юг», можно предпринять шаги по координации действий в рамках БРИКС+ и ежегодных саммитов БРИКС или организации отдельного форума для представителей всех платформ с целью обсуждения перспектив и условий сотрудничества. В то же время деятельность таких платформ в странах глобального Юга должна быть гибкой и осуществляться на базе основополагающих принципов региональной интеграции в соответствии с целями развития, установленными ООН, ВТО и другими многосторонними организациями:

  • Устойчивость – интеграция, направленная на снижение дисбалансов и диспропорций в мировой экономике.

  • Инклюзивность – предоставляемая третьим сторонам возможность участвовать в деятельности интеграционных объединений.

  • Открытость – возможность для третьих сторон пользоваться выгодами экономической интеграции и либерализации.

  • Структурный подход к интеграции – интеграция на принципах синергии и взаимодополняемости, исключающая дублирование и напряжённость в отношениях между участниками.

Создание интеграционных платформ глобального Юга может иметь существенные последствия для эволюции мировой экономики и перестройки её архитектуры. Прежде всего при помощи таких платформ можно преодолеть фрагментарность региональных союзов по линии «Юг – Юг». Сведение воедино существующих платформ и более тесное сотрудничество между основными региональными объединениями и институтами способно укрепить позиции развивающихся стран в глобальных организациях типа ВТО и МВФ. В контексте сотрудничества по линии «Юг – Юг» последствия торгово-инвестиционной либерализации для развивающихся стран представляются менее обременительными по сравнению с результатами крупномасштабной либерализации по отношению к развитым странам. В итоге объединение интеграционных платформ в рамках сотрудничества «Юг – Юг» может стать стимулом для глобальной экономической либерализации и рыночной открытости в то время, когда развитому миру ещё предстоит справиться с одной из самых мощных волн протекционизма за последние 100 лет истории.

back to top