Казахстан хочет в полтора раза увеличить объемы транзита через страну за семь лет

Казахстан планирует увеличить объемы транзита через страну. Фото: Premierminister.kz и Shutterstock

Правительство Казахстана планирует увеличить объемы транзита грузов через территорию страны с 23,2 млн (по итогам 2022 года) до 35 млн тонн к 2030 году. Для этого будут расширены «узкие места» Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ) и коридора Север – Юг на маршруте Казахстан – Туркменистан – Иран, что предусмотрено утвержденной концепцией развития транспортно-логистического потенциала страны.

«Из-за глобального перераспределения грузопотока увеличилась нагрузка на инфраструктуру Транскаспийского международного транспортного маршрута и коридора Север – Юг (на маршруте Казахстан – Туркменистан – Иран), что, в свою очередь, позволило выявить «узкие» места. Поэтому сейчас ведется работа по развитию альтернативных транспортных коридоров», – говорится в сообщении правительства.

Транзит грузов через ТМТМ по ж/д

Премьер-министр Казахстана Алихан Смаилов напомнил, что для увеличения объемов транзитных перевозок между Китаем и Европой в прошлом году начали строить вторые пути на участке Достык – Мойынты. Планируется, что его пропускная способность вырастет в пять раз.

Кроме того, будет построена обводная железнодорожная линия на станциях Алматы, за счет чего узел разгрузят на 40%, а время доставки грузов сократят до суток. Сейчас разработчики проекта корректируют проектно-сметную документацию.

Между Казахстаном и Узбекистаном планируют построить новую ж/д линию Дарбазам –Мактаарал, чтобы разгрузить станцию Сарыагаш, соединить Мактааральский район с магистральной железнодорожной сетью, а также расширить транзитный потенциал и выход на Иран, Афганистан, Пакистан и Индию. Для разгрузки приграничных ж/д станций Достык и Алтынколь, а также увеличения пропускной способности между Китаем и Казахстаном хотят построить ж/д линию Бахты – Аягоз.

Запущены проекты строительства казахстанского логистического центра в сухом порту города Сиань, мультимодального терминала в порту Поти (Грузия) и торгово-логистического хаба в Алматинской области.

Морские грузоперевозки через Средний коридор

Смаилов отметил, что казахстанские власти также разрабатывают комплексный план развития морской инфраструктуры. Документ включает в себя формирование порта Курык в качестве полноценного логистического кластера.

В морском порту Актау создают контейнерный хаб мощностью до 300 тыс. в двадцатифутовом эквиваленте (ДФЭ). Согласно данным акимата Мангистауской области, в настоящее время пропускная способность порта Актау по обработке контейнеров – 70 тысяч ДФЭ. В порту Курык казахстанская компания Semurg Invest начала строительство многофункционального терминала Саржа.

Для дальнейшего развития ТМТМ на Каспийском море создадут казахстанское судостроительное производство. До 2030 года намерены расширить паромный флот и нарастить танкерный.

Межправительственные соглашения по ТМТМ

Кроме того, Казахстан подписал межправительственное соглашение с Китаем по развитию ТМТМ, в том числе для контейнерных поездов сообщением Китай – Европа. В нем будут представлены прогнозы ежегодных объемов перевозок грузов по Среднему коридору, данные по слежению за подвижным составом на территории обоих государств. В документе отмечается, что Китай поможет обеспечить пропускную способность магистральных трубопроводов и портовой инфраструктуры.

Власти Казахстана ведут переговоры с европейскими транспортно-логистическими компаниями, чтобы те вступили в Ассоциацию ТМТМ. В июне 2023 года членом организации стал болгарский порт Бургас. До конца года планируется завершение процедур вступления австрийского перевозчика Rail Cargo, компаний из Германии и Литвы.

В ноябре прошлого года Казахстан, Азербайджан, Грузия и Турция подписали дорожную карту по синхронному устранению «узких» мест и развитию маршрута ТМТМ до 2027 года. В августе 2023 года был представлен актуализированный вариант документа. Было создано совместное предприятие, которое занимается вопросами тарифной политики, обработкой грузов и упрощением транспортных процессов на маршруте. Правительство Казахстана заверяет, что благодаря этому срок прохождения товаров из Китая в Европу и обратно сократится до 10–15 дней.

В концепции развития транспортно-логистического потенциала страны прогнозируется, что через семь лет через ТМТМ будут провозить до 20 млн тонн транзитных и других грузов. По итогам 2022 года по Среднему коридору перевезли 1,5 млн грузов, таким образом, к 2030-му пропускная способность должна вырасти в 10 раз. После введения всей заявленной инфраструктуры от 3% до 20% ежегодного объема транзитных грузов потенциально можно будет переориентировать на ТМТМ. Таким образом, ТМТМ станет основным связующим звеном для диверсификации транзитных и экспортных возможностей Казахстана, указано в концепции.

«С целью развития транзита и торговли будет создано пять промышленных транспортно-логистических хабов вблизи Государственной границы Республики Казахстан с КНР, Кыргызстаном, РФ, Узбекистаном, а также в Прикаспийском регионе, что позволит нарастить товарооборот со странами Центральной Азии в 2,4 раза – с $6,3 до $15 млрд долл. США, в том числе за счет увеличения казахстанского экспорта на $560 млн», – говорится в документе.

В четверг, 5 октября, замглавы министерства национальной экономики Абзал Абдикаримов объяснил, как будет работать новый тюркский инвестиционный фонд, куда войдут Казахстан, Турция, Азербайджан, Кыргызстан и Узбекистан. Министр сказал, что отдельное внимание уделят инфраструктурным проектам, к примеру, ТМТМ.

Коридор Север – Юг

За восемь месяцев 2023 года по сухопутному маршруту Казахстан – Туркменистан – Иран перевезено 1,4 млн тонн, что на четверть больше показателя аналогичного периода 2022 года. Для дальнейшего увеличения объемов заинтересованные стороны работают над улучшением инфраструктуры и терминальных мощностей, увеличением подвижного состава, снятием административных барьеров и созданием благоприятных условий для перевозчиков.

Ранее Казахстан, Туркменистан, Иран, Индия и Россия разработали соответствующий проект документа. Сейчас он находится на стадии согласования. Планируется, что пропускная способность коридора вырастет до 10 млн тонн в год.

Общая протяженность восьми автомобильных транзитных коридоров составляет 13,2 тыс. км. На отдельных участках идет ремонт, который обещают завершить к 2030 году. Ведется реконструкция трасс Алматы – Талдыкорган – Усть-Каменогорск – Шемонаиха – граница РФ (768 км), Актобе – Атырау – граница РФ (746 км), Майкапшагай – Калбатау – Семей – Павлодар – граница РФ (415 км) и Алматы – Астана – Петропавловск – граница РФ (31 км).

До 2030 года планируется модернизировать коридоры Западная Европа – Западный Китай (1 363 км) и Астана – Костанай – граница РФ (830 км), а также трассы Атырау – Уральск – граница РФ (587 км). Власти заверяют, что после этого утроится пропускная способность и вдвое сократится время прохождения грузов.

С начала 2023 года объем перевозок грузов в Казахстане всеми видами транспорта составил 640,8 млн тонн. Из них более 40% перевезены железнодорожным транспортом, доход составил более 1 трлн тенге. Практически треть общего объема перевозок приходится на автомобильный транспорт. Перевозка 184 млн тонн грузов принесла транспортным компаниям более 540 млрд тенге.

Объем перевалки через морские порты Актау и Курык по ТМТМ составил 1,74 млн тонн грузов, рост на 85% год к году. Кроме того, через Казахстан транзитом перевезены 20,7 млн тонн грузов, что на 25% больше показателей аналогичного периода прошлого года. По итогам 2023-го планируется перевезти 27,7 млн тонн грузов.

Источник:
Прокрутить вверх