Казахстан и Россия усиливают транспортно-логистическую интеграцию. В этом году стратегические партнеры делают акцент на создании выгодных условий для перевозки грузов по территории обеих стран, оптимизации маршрутов, расшивке «узких» мест. Кроме того, в центре внимания — строительство крупных транспортно-логистических хабов, которые помогут усилить транзитный потенциал государств. Это сотрудничество принесет немалую пользу конечному потребителю.
В центре внимания — логистика
В 2023 году президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев утвердил Концепцию развития транспортно-логистического потенциала страны до 2030 года. Ключевыми целями ее реализации названы рост объема транзита через территорию республики до 35 миллионов тонн, повышение качества сети автодорог международного и республиканского значения, увеличение доли частных перевозчиков в перевозке грузов железнодорожным транспортом.
Концепция гармонично сочетается с вектором на усиление сотрудничества в транспортной сфере с Россией. Так, еще в 2023 году в Москве казахстанская делегация во главе с первым заместителем премьер-министра Республики Казахстан обсудила с российскими коллегами вопросы реконструкции дорог и модернизации пунктов пропуска на границе. В центре внимания первых лиц была работа по открытию нового железнодорожного перехода на границе Казахстана и Китая, который позволит значительно увеличить грузооборот между странами.
Это сотрудничество продолжилось и в дальнейшем. В 2024 году на встрече лидеров двух стран был сделан акцент на оптимизации логистических коридоров. В частности, Владимир Путин и Касым-Жомарт Токаев обсудили расширение восточной ветки международного транспортного коридора (МТК) «Север — Юг» от России и Белоруссии до побережья Индийского океана.
А в марте 2025 года в Минтрансе России прошли переговоры министра транспорта РФ Романа Старовойта с министром транспорта Республики Казахстан Маратом Карабаевым. Главы ведомств отметили рост объема контейнерных перевозок железнодорожным транспортом, воздушных перевозок пассажиров и грузов. Министры также уделили внимание проекту соглашения о транзите между Россией и Казахстаном, работа над которым ведется с 2024 года. Документ должен структурировать перевозки как по российской инфраструктуре, так и по казахстанской.
Самая длинная граница
Такое тесное взаимодействие в сфере логистики неслучайно, отмечает заместитель председателя комиссии Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по промышленной реновации, руководитель международных проектов в ГК «АлександрГРАДЪ Браунфилд» Николай Галочкин.
«Республика Казахстан — наш ближайший сосед, протяженность границы с этой страной — более 7,5 тысячи километров. Это одна из самых длинных непрерывных границ в мире. При этом у этой страны уникальное положение, она может не только принимать товары для своего пользования, но и осуществлять транзит товаров в рамках транспортных коридоров. На границе между нашими странами расположен 51 пункт пропуска — автомобильные, железнодорожные и один речной. С Республикой Казахстан граничат 12 регионов России», — рассказал Николай Галочкин.
Эксперт напомнил, что Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения входят в Евразийский экономический союз (ЕАЭС). При этом самые активные члены Союза — это Россия, Казахстан и Белоруссия — как в части товарооборота, так и в части логистики и торговых связей. Особенность договора ЕАЭС, по словам Галочкина, в том, что он обеспечивает свободу движения товаров и положительно влияет на товарооборот между странами. При экспорте товаров странами-участницами в рамках Союза применяется нулевая ставка НДС. Это, безусловно, стимулирует товарооборот между ними.
Сейчас более 80 субъектов Российской Федерации активно взаимодействуют с Казахстаном. Об этом в ходе заседания Российско-Казахстанского делового совета 26 февраля 2025 года сообщил президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин.
Коридоры становятся шире
Большое внимание уделяют лидеры России и Казахстана развитию транспортно-логистических коридоров. Николай Галочкин напомнил, что в 2023 году Москва и Астана подписали меморандум о сотрудничестве в области транспорта и транзита по коридору «Север — Юг», в котором особенно важен маршрут Китай — Россия — Китай. Также существует транспортный коридор «Восток — Запад».
«В силу своего географического положения Республика Казахстан может обслуживать до 20 процентов потока товаров по этим коридорам, а может быть, и больше», — уверен эксперт.
Развитие транспортно-логистического направления самым благоприятным образом сказывается на объемах торговли между нашими странами.
«В 2024 году взаимная торговля между РФ и Республикой Казахстан достигла рекорда в 27,7 миллиарда долларов. В 2025 году страны планируют увеличить взаимный товарооборот, как минимум, до 30 миллиардов долларов. Все предпосылки для этого есть», — уверен Николай Галочкин.
Основные категории импорта из Казахстана в Российскую Федерацию — это руды, стальной металлопрокат и продукты химической промышленности. В свою очередь, РФ экспортирует в Казахстан преимущественно сельхозпродукцию и нефтепродукты.
«В дальнейшем рост товарооборота между нашими странами, вероятнее всего, будет продолжаться. Поскольку транспортный коридор Европа — Китай — Европа сейчас уже неактуален, по понятным причинам его место занял маршрут Китай — Россия — Китай, который проходит транзитом через Республику Казахстан. Также через коридор «Север — Юг» Россия продолжит наращивать объемы поставок на Ближний Восток», — добавил Николай Галочкин.
Хабы, порты, автотрассы
Еще один ключевой пункт транспортно-логистического сотрудничества РФ и РК — строительство крупных хабов. Весной 2024 года Московская область, Китай и Казахстан начали строить новый транспортно-логистический хаб в Селятине (Наро-Фоминский район МО). После реализации второй очереди через ТЛЦ «Селятино» будет проходить 40 процентов всего экспорта АПК Подмосковья. А экспорт в Китай увеличится втрое — с 180 тысяч тонн до 550 тысяч.
Проект реализуется совместно с российской транспортной компанией «Славтранс-сервис» и «Казахстанскими железными дорогами». Он станет важной логистической хабовой базой для трех стран. Как отметил на закладке ТЛЦ секретарь парткома международного порта Сиань Чанба Сунь Иминь, многие категории товаров из Подмосковья будут проходить через Казахстан и прибывать в Сиань менее чем за 10 дней, создавая еще более удобный и стабильный торговый канал.
В начале апреля 2025 года министр транспорта Казахстана Марат Карабаев анонсировал создание крупного логистического хаба в Зайсанском районе Восточно-Казахстанской области. Этот важный проект также реализуется совместно с российскими и китайскими партнерами в рамках развития международных транспортных коридоров.
«Строительство аэропорта в селе Сатпай и завершение реконструкции автодороги Калбатау — Майкапшагай закладывают основу для открытия крупного логистического хаба в Зайсане. Сейчас этот вопрос казахстанская сторона обсуждает с партнерами из России и Китая», — подчеркнул министр.
Проект предусматривает строительство речного порта в поселке Тугыл, куда грузы будут доставляться автотранспортом, а потом речным сообщением транспортироваться в Россию. Кроме того, будет создан четвертый железнодорожный переход на китайской границе.
Николай Галочкин напомнил о том, что правительство Республики Казахстан недавно приняло ряд ключевых документов об инвестиционных намерениях с Объединенными Арабскими Эмиратами.
«В числе важных намерений значится строительство морского хаба на побережье Каспийского моря. На мой взгляд, данный проект безусловно увеличит товарооборот между Российской Федерацией и Республикой Казахстан. Современная портовая инфраструктура будет этому только способствовать», — уверен эксперт.
Николай Галочкин отметил, что обе страны проводят плановую модернизацию пунктов пропуска, реконструкцию погранпереходов с обеих сторон железной дороги. Вся эта важная работа закреплена межправительственными документами между государствами. Есть в этих документах и планы по реконструкции мостов.
«Именно такие, казалось бы, мелочи, как реконструкция мостов, которая фигурирует в межправительственных документах, показывают важность трансграничных перевозок и трансграничной торговли не только для Российской Федерации, но и для Республики Казахстан», — подчеркнул Николай Галочкин.
А на днях Казахстан приступил к строительству новой автомагистрали, которая соединит столицу страны с побережьем Каспийского моря. Этот проект обещает стать не просто транспортной артерией, а ключевым элементом в формировании новой логистики Евразии.
«Каспий — это стратегический регион, куда входят и Иран, и Россия, и другие игроки Каспийского региона. Это очень важно с точки зрения экономики, торговли. Китай, я думаю, тоже в этом заинтересован. В целом это хороший инфраструктурный проект, который даст новую жизнь и толчок экономике развития Казахстана и тех территорий, через которые будет проходить эта дорога», — отметил президент центра социальных и политических исследований «Аспект» Георгий Федоров.
Новая трасса — это шаг к усилению регионального влияния Казахстана и возможности задействовать Каспий как узел глобальных транзитных маршрутов.
Выиграет потребитель
Мощная консолидация двух стран безусловно идет на пользу для конечного потребителя. Ведь товары будут быстрее доставляться в обе страны, что благоприятно отразится на их ассортименте. В качестве примера Николай Галочкин приводит дефицит картофеля, который испытывал Казахстан во второй половине 2024 года — начале 2025 года.
«В такой ситуации в республику мог бы поставляться российский или белорусский картофель. Для конечного пользователя это был бы плюс с точки зрения цены. И обратная ситуация: напомню о кризисе с куриным яйцом в Российской Федерации, который отмечался в 2023 и 2024 годах. На тот момент Республика Казахстан также поставляла куриное яйцо в торговые сети России», — напомнил Николай Галочкин.
В целом, отмечает эксперт, Российская Федерация остается крупнейшим торговым партнером Республики Казахстан, и в ближайшие годы можно ждать дальнейшего развития совместных инфраструктурных проектов.