Москва и Тегеран проложат в Азию альтернативный маршрут

Рестрикции толкают страны к построению других экономических блоков

Москва и Тегеран проложат в Азию альтернативный маршрут

В начале века современная Россия сокращала торговлю с Ираном из-за американских санкций. Теперь эти же самые санкции толкают Россию и Иран к созданию нового экономического блока и новых торговых маршрутов из Европы в Азию и в порты Индийского океана. Экономическая интеграция России и Ирана будет оформляться и во время ближайшего визита в Москву министра энергетики Ирана Али Акбара Мехрабяна.

Россия и Иран прокладывают новый трансконтинентальный торговый маршрут протяженностью в 3 тыс. км, который соединит восточную часть Европы с Индийским океаном, сообщило новость своим читателям Bloomberg. Но на самом деле речь идет о реализации проекта, который обсуждался уже не одно десятилетие.

Ссылаясь на данные по отслеживанию судов, агентство отмечает, что десятки российских и иранских судов уже курсируют по новому маршруту. Россия и Иран тратят миллиарды долларов на то, чтобы их грузы доставлялись в Азию в обход санкций, утверждает Bloomberg.

Примечательно, что американские санкции заставляли сворачивать торговлю и инвестиционные проекты в Иране. А теперь же единая санкционная судьба России и Ирана стимулируют развитие совместных проектов.

Эксперты считают, что главная цель российско-иранского торгового маршрута – создать устойчивые к санкциям пути поставок товаров крупнейшим экономикам Азии. Кроме того, российско-иранский торговый маршрут будет значительно короче традиционных путей в обход Европы. По мнению экспертов, речь идет о развитии международного транспортного коридора (МТК) Север–Юг, соглашение о котором было подписано еще в начале 2000-х годов. «С тех пор, по сути, ничего не было сделано для того, чтобы МТК Север–Юг нормально работал. Сейчас, ввиду того что для России большинство логистических маршрутов закрыто, Север–Юг получил импульс для реализации», – объясняет гендиректор компании «Оптимальная логистика» Георгий Властопуло.

Межправительственное соглашение о создании МТК Север–Юг было подписано Россией, Индией и Ираном в 2000 году. Позже состав участников расширился до 14. Целью проекта было привлечь транзит грузопотоков из Индии, Ирана и стран Персидского залива через российскую территорию в Европу и обратно. По сравнению с морским маршрутом через Суэцкий канал протяженность в МТК оказывается вдвое короче. И это теоретически может сократить сроки и стоимость перевозок по альтернативному маршруту.

В начале 2000-х годов Россия, опасаясь санкций, сокращала связи с Ираном. Теперь же российские и иранские власти сразу заговорили необходимости развития МТК. В июне президент РФ Владимир Путин заявил, что РФ расширяет портовую инфраструктуру в Каспийском регионе. Российский лидер отметил, что «прежде всего речь идет о строительстве МТК Север–Юг. По его словам, «это масштабный транспортный проект, транспортная артерия протяженностью 7,2 тыс. км от Санкт-Петербурга до портов Ирана и Индии».

В начале ноября министр нефти Ирана Джавад Оуджи отмечал, что для достижения желаемого уровня торговли странам необходимо продолжать развивать сотрудничество в сфере нефти, финансов, таможни, логистики, транзита, в том числе с использованием инфраструктуры международного транспортного коридора Север–Юг. А вице-премьер Александр Новак тогда же анонсировал, что Москва и Тегеран в самое ближайшее время намерены подписать соглашение о зоне свободной торговли с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС).

Уже в начале декабря глава МИД РФ Сергей Лавров отмечал, что проработка проекта МТК Север–Юг идет очень интенсивно. По его словам, коридор Север–Юг будет выгоден не только для участников проекта, но и для мировой экономики.

«Проект МТК Север–Юг регулярно обсуждается и на уровне президентов, на уровне глав правительств, по линии транспортных ведомств. И в последнее время эти дискуссии оживились, учитывая уже появление четких оценок, насколько эффективным этот проект может быть не только для наших стран, но и для Ирана, который планирует участие в нем, и для мировой экономики. Это существенная выгода для всех перевозчиков между Азией и Европой, существенная экономия, выгода во всех смыслах: и по времени, и по финансовым затратам», – указал министр.

Фактические перевозки по коридору в 2022 году также активизировались. Компания Al Jazeera сообщила, что в июле 2022 как минимум 39 контейнеров были доставлены из России в индийский порт Нхава-Шева на Аравийском море. Индийская газета Economic Times в августе сообщала, что только с мая по июль через коридор было перевезено около 3 тыс. т грузов и 114 контейнеров. «В настоящее время большинство товаров, которые доставляются через Иран по этому маршруту, – это поставки между Россией и Индией», – указали источники. Издание также отмечало, что перевозка грузов по коридору Север–Юг между Россией и Индией занимает менее 25 дней, тогда как по традиционным маршрутам – почти 40 дней. На 30% снижается и стоимость поставок между двумя странами.

Новый ирано-российский транспортный коридор к 2030 году поможет перевозить до 25 млн т грузов в год. Но обустройство торгового маршрута потребует значительных инвестиций. Эксперты Bloomberg полагают, что России и Ирану предстоит инвестировать до 25 млрд долл. в развитие торгового коридора. Индийская пресса сообщала, что Индия уже вложила в строительство транспортной инфраструктуры в Иране в рамках этого коридора на сумму свыше 2 млрд долл. Bloomberg также указывает, что Иран уже вкладывает в развитие российских портов на Волге для увеличения их возможностей. А внутри страны Иран вкладывает в развитие терминалов для перегрузки товаров с морского транспорта на железнодорожный. «Москва намерена установить круглогодичное водное сообщение между Азовским и Каспийским морями, а Тегеран расширяет железнодорожную сеть до иранского порта Чабахар на побережье Оманского залива», – сообщает агентство.

У Запада новый транспортный маршрут вызывает беспокойство из-за «недоступности любого иностранного вмешательства», – пишет Bloomberg, отмечая, что сотрудничество Москвы и Тегерана – пример того, как соперничество крупнейших держав перестраивает торговые цепочки в мировой экономике, которая раскалывается на конкурирующие блоки. России необходимо компенсировать разрыв торговых отношений с Европой, которая ранее была ее крупнейшим партнером, а также найти обходные пути для американских и европейских ограничений, сообщает агентство.

По итогам 10 месяцев этого года товарооборот России и Ирана достиг 4 млрд долл., тем самым превысив объемы торговли между странами за весь 2021 год. Аналитический центр при Тегеранской торгово-промышленной палате (ТТПП) в своем докладе о перспективах российско-иранских отношений отмечал, что в предыдущие годы 80% взаимной торговли приходилось на сельхозпродукцию и продовольствие, тогда как в этом году Иран существенно нарастил экспорт промтоваров (автокомпоненты, насосы, станки) в РФ. Для полноценного запуска коридора Север–Юг нужно завершить строительство железной дороги между городами Решт и Астара.

Российские эксперты обращают внимание на ряд инфраструктурных проблем проекта. «В рамках нового маршрута из портов Индии должны выходить суда, которые будут причаливать в иранском порту Бендер-Аббас. Дальше грузы отправятся по сухопутным маршрутам по территории Ирана до его портов на Каспийском море – и далее по Каспийскому морю до российских портов. Там грузы будут перегружаться на железный или автомобильный транспорт. Или продолжат движение по водным путям России. «Основная проблема сегодня заключена в иранской геодезии и логистике. На территории Ирана необходимо возводить новые мосты и тоннели. Есть неэлектрифицированные участки железных дорог. А кое-где железнодорожное сообщение отсутствует», – рассказывал гендиректор компании «Оптимальная логистика» Георгий Властопуло.

Эксперты сомневаются в быстрой и успешной реализации транспортного проекта. «Транспортный коридор может быть эффективен, только если транзитные страны этого коридора будут сохранять политическую стабильность. Сложность и в том, что Россия не справилась с обеспечением гораздо более выгодной инфраструктуры «Нового шелкового пути» с Китаем. Кадровый голод и потеря компетенции в реализации масштабных инфраструктурных проектов привела к неоднократным переносам сроков окончания расширения БАМа и Транссиба. Откуда возьмутся люди на проект для Ирана, пока непонятно», – задается вопросом исполнительный директор департамента «ИВА Партнерс» Артем Тузов.

Старший преподаватель Школы востоковедения Высшей школы экономики Андрей Зелтынь считает наиболее выгодным для РФ строительство железных дорог от иранских портов на Каспии до существующих магистралей. «Это позволило бы наладить транзит через Каспий, лежащий вне зон досягаемости станций. Однако здесь ограничения в типах судов, которые могут ходить по маршруту река–море. Там ограничена тоннажность. Но при условии строительства ж/д подъездов к портам Фридун-Кинар и Амир-Абад это направление станет основным в двустороннем товарообороте», – говорит эксперт. 

Источник: НЕЗАВИСИМАЯ

back to top