В прошлом году традиционные логистические маршруты в стране начали меняться: Западный транспортный коридор оказался для России закрыт, а Восточное и Азово-Черноморское направления — перегружены. В этих условиях самым перспективным стал Международный транспортный коридор (МТК) «Север — Юг». Однако требуется вложить значительные средства в его инфраструктуру, чтобы он стал новым Шелковым путем. Об этом говорили эксперты на первой Кавказской инвестиционной выставке.
Соглашение о создании МТК «Север — Юг» Россия, Иран и Индия подписали в 2000 году. Позже к нему присоединились еще десять стран, в том числе Азербайджан, Армения и Казахстан. Предполагалось, что маршрут свяжет Индию со странами Прибалтики, а Россия будет транзитной страной, однако политическая ситуация внесла свои коррективы.
Директор Департамента стратегического развития минтранса России Артур Карлов отмечает, что, несмотря на всю привлекательность, потенциал МТК «Север — Юг» не раскрыт.
Перевозки по МТК в первом квартале 2023 года выросли в два раза, достигнув 2,3 миллиона тонн
— В прошлом году по этому коридору перевезли порядка 14,5 миллиона тонн грузов. Чтобы понять, насколько это значимо для российской внешней торговли, сравним показатели конкурирующего коридора — Азово-Черноморского: только сухих грузов через порты этого бассейна было перевалено свыше 121 миллиона тонн, а общая перевалка составила 263 миллиона тонн. Разница колоссальная. «Север — Юг» сегодня — это исключительно коридор региональной торговли, по которому идут грузопотоки, в первую очередь в Азербайджан и Иран. Есть небольшие поставки в Турцию и Армению, — поясняет Карлов. — Задача в том, чтобы МТК стал стратегическим, как это предполагалось изначально, чтобы мы получили доступ на рынки Индии. Чем еще важен «Север — Юг»? В ходе его расширения будут реализованы проекты, значимые для социального и экономического развития регионов Северного Кавказа. Созданы обходы городов (Дербента, Махачкалы и Хасавюрта), модернизированы порты. Это приведет к созданию рабочих мест, улучшит экологию в городах, где сократится поток грузового транспорта.
Как рассказал генеральный директор АНО «ДМТК» Александр Исаев, по коридору «Север — Юг» есть три основных маршрута, они требуют инвестиций и модернизации. Первый — Западный. Здесь необходимо вкладывать средства в развитие железнодорожной инфраструктуры. Второй — Каспийский, где нужно развивать порты, в том числе открыть паромное сообщение из Махачкалы. Третий — Восточный, по словам эксперта, он сегодня наиболее интересен. По нему осуществляется перевозка контейнерных и навалочных грузов, но необходима реконструкция действующих железных дорог. Также, считает Исаев, важным является создание транспортно-логистических и промышленных центров, в том числе на территории иранских морских портов.
Стоит отметить, что представители Ирана анонсировали в Минводах скорое начало строительства железнодорожных участков, о которых говорил Исаев. В ближайшем будущем будет подписано соглашение о строительстве участка Решт — Астара, с чем поможет Российская Федерация. «Реализацию проекта планируется начать в течение трех-четырех месяцев», — заявил чрезвычайный и полномочный посол Исламской Республики Иран в РФ Казем Джалали. Активное развитие транспортной инфраструктуры анонсировали и руководители российских регионов, через которые проходит маршрут «Север — Юг».
Губернатор отмечает: при расширении коридора не обойтись без строительства современного флота. На астраханских судоверфях, которые входят в состав Объединенной судостроительной корпорации, при поддержке государственной транспортной лизинговой компании четвертого мая заложили четыре сухогруза-контейнеровоза. Всего же запланировано спустить на воду 25 таких судов. Они адаптированы к работе в Каспийском море. Помимо низкой осадки и широких бортов, важным преимуществом является их универсальность. Кроме контейнеров в трюмах можно перевозить любые виды сухих грузов: зерно, лес, пиломатериалы. Кроме того, ведется углубление Волго-Каспийского канала. Проходные глубины до конца 2023 года доведут до 4,5 метра.
— Один из главных пунктов транскаспийских веток МТК «Север — Юг» — транспортно-логистический комплекс Дагестана, в состав которого входят Махачкалинский торговый порт, управление местной сети железных дорог, аэропорт и сеть федеральных и автомобильных дорог. Модернизация махачкалинского транспортного узла является стратегически значимой не только для Северо-Кавказского региона, но и для всей страны, — считает глава Дагестана Сергей Меликов.
Он отмечает, что проекты расширения структуры МТК должны помочь региону и в туризме. Например, строительство объездных дорог поможет разгрузить города от лишнего транспорта, а значит, они станут более комфортными как для местных жителей, так и для гостей.
— Для увеличения пропускной способности российского участка «Север — Юг» РЖД планирует строительство станции Самур-2 в непосредственной близости от российско-азербайджанской границы. Туда перенесут пункт пропуска, который сегодня функционирует в Дербенте в достаточном удалении от границы. Это создает определенные сложности. Новый пункт пропуска планируется оснастить современным оборудованием, — сообщил Меликов. — Также в рамках инвестиционной программы на полигоне Северо-Кавказской ЖД реализуется проект перевода российского участка коридора Дербент — Самур до государственной границы на систему тяги переменного тока. Это снизит затраты на содержание и эксплуатацию основных фондов, ремонт и обслуживание локомотивов, а также сократит простой поездов в Дербенте.
В расширение коридора «Север — Юг» вложат и частные инвестиции. Такое распоряжение в начале мая отдал правительству президент России Владимир Путин. Оно входит в перечень поручений по итогам съезда РСПП, на котором глава государства выступал 16 марта. Президент заявил, что транспортная артерия будет работать так же, как Суэцкий канал, как проливы Босфор и Дарданеллы.
Заместитель министра экономического развития России Дмитрий Вольвач проанализировал результаты сотрудничества российских регионов в деле развития МТК «Север — Юг» со странами-партнерами на Каспии и Кавказе: «Перевозки по МТК в первом квартале 2023 года выросли в два раза, достигнув 2,3 миллиона тонн. В два раза увеличилось количество поставок по Западному маршруту, в 33 раза — по Восточному, в 3 раза — по Транскаспийскому участку».
Он сообщил, что в данный момент западный маршрут обслуживают Азербайджан и Россия. В 2022 году через пункт пропуска «Самур-Ялама» было перемещено около семи миллионов тонн грузов. К 2030 году грузооборот планируется довести до 15-17 миллионов тонн.
Восточным направлением занимаются Туркменистан, Россия и Иран. В 2023 году «РЖД» совместно с железнодорожными компаниями Казахстана, Туркменистана и Ирана приняла решение установить пониженные контейнеро-километровые ставки на использование инфраструктуры восточного маршрута МТК «Север — Юг». Чтобы увеличить грузоперевозки по Каспию, недавно начали реализовывать инвестиционный проект создания логистического центра в портовой части особой экономической зоны Каспийского кластера.
«Торговый порт «Махачкала» также становится важным звеном МТК «Север — Юг», — отметил Вольвач. — В планах — проведение его дноуглубления. К 2024 году ожидается завершение строительства терминала по перевалке 1,5 миллиона тонн зерна в год и элеватора на 40 тысяч тонн».