Наращивание объемов торговли, поставка новых видов товаров и создание совместных производств: какое место занимает Пакистан в нашей национальной стратегии поворота на Азию

Важный поворот на геополитической карте

Встречаясь в середине сентября в Душанбе с премьер-министром Пакистана Имраном Ханом на полях саммитов ШОС и ОДКБ, Александр Лукашенко отметил, что Беларусь крайне заинтересована развивать сотрудничество с этой страной. Глава государства констатировал, что сейчас товарооборот совсем небольшой. В то же время, по его словам, несмотря на тяжелые, как говорят в мире, времена, объемы взаимной торговли в прошлом и особенно этом году существенно выросли. С визитом Пакистан посетит министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей. Стороны условились активизировать работу по подготовке заседания межправительственной комиссии.

Эксперты отмечают, что на фоне санкционного давления со стороны Запада на Беларусь активизация диалога с Азией — один из наиболее перспективных векторов внешнеэкономического развития нашей страны. И Пакистан — одно из перспективных направлений. Какие есть возможности на этом рынке, выяснял корреспондент «Р».

ОАО «МТЗ»
Принимая во внимание популярность техники ОАО «МТЗ» в регионе, предприятием проводятся переговоры с новыми крупными местными компаниями о локализации и сборке тракторов в Пакистане.
Обоюдный интерес

Экономическое развитие и увеличение экспортных возможностей нашей страны обусловливают растущую потребность в новых рынках сбыта, технологиях, развитии торговых и инвестиционных отношений с партнерами по всему миру. Поэтому неудивительно, что Беларусь уделяет все больше внимания сотрудничеству со странами Азии, которая является самым динамично развивающимся регионом в мире. Наряду с традиционными партнерами в этом регионе, странами Центральной Азии, укрепляются отношения и с другими азиатскими государствами, в том числе с Пакистаном. Это интенсивно развивающаяся страна с растущим влиянием в регионе, молодым и активным населением, хорошим потенциалом экономического развития и емким рынком для белорусских товаров и услуг. В свою очередь, Пакистану интересна Беларусь — прежде всего как современное технологичное государство с развитыми промышленностью, сельским хозяйством, IT-сферой, системой здравоохранения, образованием и наукой, — отмечает Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в Пакистане Андрей Метелица. Он говорит:

— Беларусь и Пакистан поддерживали экономические контакты задолго до установления дипломатических отношений в 1994 году. Пакистанцы хорошо знакомы со словом «Беларусь» по надписям на белорусских тракторах, которые начали поставляться в Пакистан 65 лет назад и до сих пор остаются основной статьей белорусского экспорта на пакистанский рынок. Взаимная заинтересованность в выстраивании долгосрочных устойчивых межгосударственных отношений привела к открытию в 2014—2015 годах посольств Беларуси в Исламабаде и Пакистана в Минске. Подписано более 80 двусторонних соглашений, в том числе о дружбе и сотрудничестве, сформированы совместные межведомственные комиссии и рабочие группы, деловой совет, группы межпарламентского и межрегионального сотрудничества. Также осуществляется военное и военно-техническое сотрудничество. Поддержание регулярного политического и межведомственного диалога направлено на создание благоприятных условий для наращивания товарооборота с Пакистаном, который колеблется от 50 до 120 миллионов долларов в год.

Андрей Метелица
Андрей Метелица

Важно, что сегодня взаимодействие между странами не начинается с чистого листа. Созданы полноценные базовые условия для развития двусторонних отношений по всему спектру сотрудничества, представляющего взаимный интерес. Несмотря на трудности, связанные с продолжающейся пандемией коронавируса, бизнес хочет и находит возможности для очных визитов.

— С учетом структуры экономик Беларуси и Пакистана можно выделить несколько ключевых направлений работы в этой сфере, — продолжил Андрей Метелица. — Во-первых, наращивание объемов торговли традиционными товарами. Во-вторых, поставка новых видов товаров, в том числе и потребительских, таких как парфюмерно-косметическая продукция, бытовая техника, детские товары и часы. Уже сейчас на рынке Пакистана присутствует белорусский парфюмерный бренд «Дилис», игрушки «Полесье», планируется осуществить первую поставку кухонной бытовой техники «Гефест», прорабатываются контракты с другими производителями домашней бытовой техники и косметическими компаниями. Пакистанский бизнес, в свою очередь, в октябре 2021 года зарегистрировал ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ БЕЛПАК» с целью продвижения и популяризации пакистанских товаров в Беларуси, в ближайшее время планируется открытие брендовых магазинов пакистанской джинсовой одежды в Минске. Эти примеры еще раз подчеркивают наличие желания у бизнеса развивать белорусско-пакистанское сотрудничество по самому широкому спектру товаров, основополагающим элементом которого является экономическая выгода. Более того, в настоящее время сложилась уникальная ситуация для белорусских компаний — фрахт морских контейнеров для доставки грузов из Беларуси в Пакистан стоит в несколько раз дешевле, чем из Китая в Пакистан.

Одно из перспективных направлений в наращивании экспорта белорусских услуг — развитие сотрудничества в сфере образования. Около 30 пакистанских студентов учатся в белорусских вузах. Сейчас обсуждается проект по подготовке специалистов в Пакистане без выезда в нашу страну и с получением белорусских сертификатов и дипломов по завершении обучения.

Залог успешной работы на пакистанском рынке — постоянное присутствие наших производителей. Формула простая: чем чаще мы будем о себе напоминать, участвовать в международных выставочных мероприятиях, проводить деловые советы, развивать и поддерживать эффективные контакты между бизнесменами двух стран, тем больше сможем объяснить преимущества нашей продукции перед аналогичными зарубежными производителями, наладить системный сбыт, завоевать доверие пакистанского покупателя.

Проекты на вырост

Ежегодно Пакистан импортирует продукции примерно на 47 миллиардов долларов. Эксперты уверены — Беларусь в этом плане может быть для Пакистана очень важным партнером. Тем более на этом рынке хорошо знают нашу технику, в частности трактор «Беларус». И сегодня рассматривается возможность создания сборочного производства белорусских тракторов, рассказала заместитель начальника управления по работе на рынках стран Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока — начальник бюро по работе на рынках Азии и Австралии Минского тракторного завода Юлия Арабей:

— Принимая во внимание популярность техники ОАО «МТЗ» в регионе, предприятием проводятся переговоры с новыми крупными местными компаниями о локализации и сборке тракторов в Пакистане. В целом рынок Пакистана для тракторов «Беларус» является традиционным. Поэтому задача для нас на ближайшие пять лет — развитие продаж тракторной техники в регионе за счет вывода на рынок новых моделей и расширения локальными партнерами дилерской сети в различных провинциях страны. В 2020—2021 годах расширен модельный ряд тракторной техники, в регион поставляется около 15 модификаций тракторов мощностью 57—90 лошадиных сил. В этом году запланирована поставка четырех тысяч тракторов. При этом особое внимание уделяется поддержке продаж традиционной модели серии 500, поэтому нами поставлена задача перед пакистанскими партнерами организовать сервисное обслуживание существующего парка тракторов с применением оригинальных запасных частей.

Минский моторный завод
В диверсификации и расширении экспорта заинтересован и Минский моторный завод.

В диверсификации и расширении экспорта заинтересован и Минский моторный завод. Специалистами ведутся успешная проработка рынка и поиск клиентов в странах Азии в части поставки дизельных двигателей, запасных частей моторной группы и спецтехники: дизель-генераторные и насосные установки, компрессорные станции. Рост населения, строительство инфраструктуры, индустриализация приводят к тому, что потребности в электроэнергии далеко превышают возможности ее генерации. Прибрежные регионы Азии нуждаются в дизельных электростанциях для аварийного энергоснабжения. Прорабатывается возможность поставки дизель-генераторов в данном направлении, сообщила начальник управления внешнеэкономической деятельности ММЗ Татьяна Жигимонт:

— Что касается Пакистана, то наши позиции на данном рынке закреплены сотрудничеством с компаниями-дилерами в Карачи и Лахоре в части поставок двигателей и запасных частей моторной группы. Реализуется крупный контракт на поставку двигателей Д-244 компании в Карачи. Темп роста экспорта в Пакистан за десять месяцев этого года составил 580,35 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

ФАКТ

В январе — августе 2021 года товарооборот с Пакистаном составил 53,2 миллиона долларов.

back to top