В презентации предлагается соединить железной дорогой Имишли (Азербайджан) и Парсабад (Иран), что фактически является альтернативой участку Решт-Астара, который за долгие годы так и не был достроен по ряду причин.
«ВТБ — проектный офис» предлагает строительство новой железной дороги от границ Российской Федерации до южного порта Ирана через Азербайджан единой колеей в 1520 мм. Также будет создана цифровая платформа для управления международными перевозками на всем маршруте.
Компания предлагает три маршрута в рамках нового коридора между Азербайджаном и Ираном и на каждом маршруте предусмотрено создание трех вариантов трассы. Прогнозируемый объем грузопотока по новому маршруту — 30 млн тонн в год к 2030-му.
Грузовая база для маршрута – зерно, контейнеры, металлы, удобрения, уголь и нефтегазохимия. Запуск строительства нового маршрута планируется к концу 2025 года, а окончание — к 2031-му.
Решт-Астара канет в Лету?
Участок Решт-Астара многие годы был главным инфраструктурным препятствием на пути запуска западной ветки «Север-Юг» на полную мощность. Этот 162-километровую железную дорогу пытались построить более 20 лет, однако дело продвигалось слабо. Иран заявлял об отсутствии необходимых технологий и дороговизне проекта, хотя Азербайджан на его реализацию даже выделил кредит ИРИ в размере более $500 млн.
С мертвой точки строительство Решт-Астары сдвинулось после того, как РФ всерьез взялась за проект. Так, РФ и Иран после почти 20-летних переговоров в мае 2023 года подписали межправительственное соглашение по достройке участка стоимостью 1,6 млрд евро. При этом 1,3 млрд евро выделено Россией в качестве кредита, остальные — средства иранской стороны.
Затем стороны объявили о том, что выбрали компании-подрядчиков для строительства Решт-Астара, а в октябре прошлого года вице-премьер РФ Алексей Оверчук анонсировал журналистам начало работ российской компании, которая будет принимать участие в строительстве.
Минтранс РФ заявлял, что строительные работы на участке Решт-Астара планируется завершить к 2028 году. Как ожидается, запуск этой дороги позволит увеличить объем транзитных грузов по западной ветке «Север-Юг» до 15 млн тонн.
Следует отметить, что после заявлений в октябре прошлого года о том, что российская компания приступила к работам на Решт-Астара, другой информации о ходе строительства не поступало. В последний раз о важности МТК и достройке недостающего участка заявил министр экономики и финансов Ирана Абдулнасир Хеммати в Тегеране на встрече с помощником президента России Игорем Левитиным 19 сентября.
Что предлагает «ВТБ — проектный офис» МТК «Север-Юг»?
Кандидат экономических наук, эксперт в области транспорта, логистики и управления цепями поставок Мария Никитина рассказала Sputnik Азербайджан, что в октябре-ноябре прошлого года правительство РФ утвердило создание компании «ВТБ — проектный офис» для подготовки предложений по развитию транспортного коридора «Север-Юг».
По словам Никитиной, к текущему моменту «ВТБ — проектный офис» обнародовал некоторые подробности своих наработок, в частности, сообщил о том, что планируется строительство широкой колеи 1520 мм до иранских портов Персидского залива по западному маршруту МТК «Север-Юг».
«Представленный «ВТБ — проектный офис» проект состоит из трех маршрутов по Ирану, а точнее одного главного на порт Бендер-Аббас и двух ответвлений на порты Чабахар и Бандер-Хамейни», — сказала Никитина Sputnik Азербайджан.
По словам эксперта, пропускная способность новой железнодорожной магистрали будет составлять 30 пар поездов в сутки, что соответствует 30 млн тонн грузов к 2030 году. Согласно данному проекту, грузовая база МТК «Север-Юг» составит 80 млн тонн в 2040 году.
«Сроки строительства широкой колеи составят шесть лет с предполагаемой датой окончания в 2032», — рассказала эксперт.
Никитина отметила, что еще один важный момент заключается в том, что участок Решт-Астара в новой железной дороге из Азербайджана в Иран предлагается заменить участком железной дорогой Имишли (Азербайджан)-Парсабад (Иран).
Имишли-Парсабад – достойная замена Решт-Астара?
По словам Никитиной, международное соглашение о создании МТК «Север-Юг» было подписано в сентябре 2000 года, то есть 24 года назад. Все это время реализации проекта мешали различные изменения геополитического и международного ландшафта в регионе.
«Как известно, Ближний Восток, Северный и Южный Кавказ – зоны геополитической нестабильности, которая затрагивает весь мир. Сегодня мы наблюдаем новый этап развития отношений на Ближнем Восток, в Закавказье и в России, которые находятся в зоне высокой турбулентности, если так можно сказать. Думаю, вряд ли «ВТБ — проектный офис» мог предполагать смену президента Ирана и возможную смену риторики страны, но пересмотр проекта транспортного коридора каким-то чудом логично ложится в эту новую парадигму», — считает Никитина.
Эксперт отметила, что новый участок Имишли-Парсабад будет требовать новых инженерных изысканий, ТЭО, финансов и естественным путем сдвинет реализацию всего МТК «Север-Юг» по времени, что выглядит вполне прозорливо в текущих политических обстоятельствах.
При этом, добавила Никитина, маршрут Решт-Астара хоть и является более зрелым в инженерном смысле и более продвинутым в части финансирования (весной 2023 года Россия одобрила кредит на сумму 1,3 млрд евро на его строительство), но все же и у него есть ряд существенных проблем, которые приводят к задержкам.
«В частности, для строительства необходим выкуп земли у частных собственников, и, насколько мне известно, именно это застопорило сегодня продвижение в реализации проекта», — отметила Никитина.
По словам директора по развитию ГК «Трансазия Логистик», председателя комитета по логистике ассоциации «Афанасий Никитин» Аркадия Иванова, на участке Решт-Астара нужно построить много мостов и туннелей. Также для строительства этого участка необходимо выкупать земли, по которым железная дорога пройдет, а собственники на этих территориях уже заломили миллионы, отметил Иванов.
Что касается участка Имишли-Парсабад, то Иванов считает, что теоретически это хороший вариант, однако необходимо достроить соответствующую логистику, и другой вопрос – соединен ли Парсабад с иранской железнодорожной сетью.
«Если наладить маршрут Имишли-Парсабад, это будет лучше, чем многострадальный проект Решт-Астара. Если бы Иран сам построил участок Решт-Астара, то нет проблем, мы бы посмотрели, сколько стоит железнодорожный тариф, и клиент сам бы решил, повезет он этим маршрутом или нет. А так деньги (1,3 млрд евро, выделенные Россией) неизвестно куда уйдут. И потом — у Ирана политика может поменяться. Вы же видели, что сейчас президент ИРИ заявил в ООН?» — задался вопросом Иванов в беседе со Sputnik Азербайджан.
Решт-Астара в приоритете?
С другой стороны, есть мнение о том, что участок Решт-Астара на данном этапе заменить альтернативным проектом не считается возможным.
Для России проект строительства железнодорожного участка Решт-Астара в рамках развития западного маршрута МТК «Север-Юг» является основным, заявила начальник отдела международного взаимодействия и логистики международных транспортных коридоров АНО (автономная некоммерческая организация) «Дирекция международных транспортных коридоров» РФ Наталья Задонская.
Тем более что на правительственном уровне достигнуты договоренности по реализации данного проекта. Поэтому говорить о потере его актуальности пока не приходится, считает эксперт.
«Как мне кажется, любая новая инициатива должна прежде всего согласовываться со всеми странами-участницами как на экспертном, так и на государственном уровнях», — сказала Задонская в беседе со Sputnik Азербайджан.
Конечно, отметила эксперт, возможность альтернативы всегда приветствуется, но с учетом экономической и технологической составляющих, конкурентоспособности проекта.