
ШОС — крупнейшая региональная организация в мире, которая объединяет около половины населения Земли. Интеграция транспортных и коммуникационных систем на территории Организации обеспечивает безопасный и кратчайший доступ к рынкам Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего и Среднего Востока, Персидского залива и Европейских стран, отметил Сохайл Хан.
Кроме того, по его мнению, благодаря устойчивости железнодорожного транспорта, такая логистика может стать ключевой составляющей региональной системы транспортных коридоров, таких как Север-Юг и Восток-Запад.
По словам заместителя Генсека ШОС, все страны Организации располагают необходимой инфраструктурой для обеспечения взаимосвязанности регионов посредством автомобильного, железнодорожного и авиационного транспорта. Поэтому, отмечает Сохайл Хан, присоединение Ирана, а в дальнейшем и Беларуси открывает новые возможности для развития транспортных коммуникаций на пространстве ШОС.
Также он подчеркнул, что одной из задач торгово-экономического сотрудничества государств-членов ШОС является расширение использования цифровых технологий и интеллектуальных систем в транспортной сфере. В результате цифровизации логистической инфраструктуры стран ШОС можно, к примеру, увеличить пропускную способность железных дорог на 40%, а также на 30% снизить стоимость перевозок.
Согласованная транспортная транзитная политика на пространстве ШОС, в том числе введение единой системы мониторинга грузопотоков, информационный обмен, унифицированные таможенные и фитосанитарные требования помогут добиться большей результативности многостороннего сотрудничества в отрасли.
«Если мы хотим запустить полноценный цифровой коридор, который будет обеспечивать применение электронных транспортных документов и трансграничную передачу данных, то важно создать многостороннюю цифровую платформу, которая станет катализатором цифровизации и в дальнейшем обеспечит как экономический рост, так и эффективность логистики. При этом в вопросе цифровизации не должно быть разных подходов. Поэтому важно работать совместно, постепенно оцифровывая коридоры», — пояснил Асавбаев.
«На национальном уровне это делается, но, чтобы передать это другой стороне, нужна определенная правовая основа», — добавил Асет Асавбаев.

«В этой связи ведем активную работу по развитию инфраструктуры МТК «Север-Юг». В мае этого года после долгих переговоров между Россией и Исламской республикой Иран подписано межправительственное соглашение о строительстве железнодорожной линии Решт-Астара и эксплуатации всего участка железнодорожной инфраструктуры на МТК «Север-Юг». Совместно с коллегами из Азербайджана и Ирана, с одной стороны, и Казахстана и Туркменистана, с другой — ведем работу по повышению эффективности пунктов пропуска и уже существующих линий, а также синхронизации развития автомобильной, железнодорожной и портовой инфраструктуры вдоль данного региона», — рассказал Зверев.
«Мы видим огромный потенциал в развитии международных транспортных коридоров с государствами Центральной и Южной Азии — Узбекистаном, Таджикистаном, Кыргызстаном, Пакистаном и Индией», — добавил Зверев.
«В результате за 9 месяцев этого года в сообщении с Китаем железнодорожным транспортом перевезено более 128 млн тонн грузов, что уже превышает объемы за весь 2022 год. К 2024 году мы увеличим пропускную способность Транссиба и БАМа (Восточный полигон) до 180 млн тонн груза. Безусловно и портовая инфраструктура будет к этому готова», — сказал Зверев.
Одной из важнейших тем Международного авиационно-логистического форума стало развитие «сухих портов» и мультимодальных транспортно-логистических центров в Узбекистане. Сухой порт — место внутри страны с логистическим центром, где происходит перегрузка грузов с одного вида транспорта на другой. Это важная составляющая транспортной взаимосвязанности, особенно для стран, не имеющих выхода к морю.
Узбекистан присоединился к Соглашению ЭСКАТО ООН о «сухих портах» в ноябре 2021 года. По мнению директора Центра изучения проблем развития транспорта и логистики Бекзода Холматова, развитие «сухих портов» в республике позволит упростить и унифицировать подходы к организации хранения и отправления груза, его обработке и документальному оформлению, различным административным процедурам, интегрироваться в международную торговлю.
«Мы продвигаем вопрос присоединения логистических центров «Навои Карго», «Ташкент Карго» и «First dry port» в перечень Соглашения ЭСКАТО ООН о «сухих портах» и предания им статуса международных», — рассказал Холматов.
«В частности, министры транспорта Узбекистана, России и Казахстана подписали документ о развитии грузовых перевозок в транспортном коридоре, обеспечивающем доступ в страны Южной Азии через Афганистан. Кроме того, на уровне министров транспорта стран-участниц подписан документ о дальнейшем развитии транспортного коридора Узбекистан — Туркменистан — Иран — Турция», — рассказал генсек ОЭС.