О чем договорились министры транспорта стран-участниц ШОС и ОЭС в Ташкенте

Представители отрасли обсудили потенциал развития транспортно-логистической сферы на пространстве ШОС, возможности цифровизации транспортного сектора, обменялись мнениями о лучших практиках формирования устойчивых цепочек поставок грузов.
Под влиянием мировой геополитической напряженности логистические цепочки трансформируются, поэтому на первый план выходят вопросы международного взаимодействия, что актуально и для государств-членов ШОС, считает заместитель генерального секретаря Организации Сохайл Хан.
 
Международный транспортный форум ШОС - Sputnik Узбекистан, 1920, 03.11.2023
Международный транспортный форум ШОС
По его словам, сегодня необходимо пересмотреть прежние подходы и выработать новые технологические решения. Все заинтересованные в этом стороны собрались на 1-м международном транспортном форуме ШОС, 12-м заседании министров транспорта ОЭС и международном авиационно-логистическом форуме, которые проходили в Ташкенте 1-2 ноября.
 
Цифровые технологии в транспорте

ШОС — крупнейшая региональная организация в мире, которая объединяет около половины населения Земли. Интеграция транспортных и коммуникационных систем на территории Организации обеспечивает безопасный и кратчайший доступ к рынкам Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего и Среднего Востока, Персидского залива и Европейских стран, отметил Сохайл Хан.

Кроме того, по его мнению, благодаря устойчивости железнодорожного транспорта, такая логистика может стать ключевой составляющей региональной системы транспортных коридоров, таких как Север-Юг и Восток-Запад.

По словам заместителя Генсека ШОС, все страны Организации располагают необходимой инфраструктурой для обеспечения взаимосвязанности регионов посредством автомобильного, железнодорожного и авиационного транспорта. Поэтому, отмечает Сохайл Хан, присоединение Ирана, а в дальнейшем и Беларуси открывает новые возможности для развития транспортных коммуникаций на пространстве ШОС.

Также он подчеркнул, что одной из задач торгово-экономического сотрудничества государств-членов ШОС является расширение использования цифровых технологий и интеллектуальных систем в транспортной сфере. В результате цифровизации логистической инфраструктуры стран ШОС можно, к примеру, увеличить пропускную способность железных дорог на 40%, а также на 30% снизить стоимость перевозок.

Согласованная транспортная транзитная политика на пространстве ШОС, в том числе введение единой системы мониторинга грузопотоков, информационный обмен, унифицированные таможенные и фитосанитарные требования помогут добиться большей результативности многостороннего сотрудничества в отрасли.

В продолжение темы цифровизации транспортного пространства стран ШОС, генеральный секретарь ПС МПК ТРАСЕКА Асет Асавбаев отметил, что в этом вопросе не должно быть разных подходов.
 
«Если мы хотим запустить полноценный цифровой коридор, который будет обеспечивать применение электронных транспортных документов и трансграничную передачу данных, то важно создать многостороннюю цифровую платформу, которая станет катализатором цифровизации и в дальнейшем обеспечит как экономический рост, так и эффективность логистики. При этом в вопросе цифровизации не должно быть разных подходов. Поэтому важно работать совместно, постепенно оцифровывая коридоры», — пояснил Асавбаев.
По его словам, ТРАСЕКА является самым протяженным транспортным коридором между странами Европы и Азии и имеет все предпосылки для трансформации в цифровой коридор Евразии. В настоящее время разрабатывают проект соглашения о цифровизации коридора ТРАСЕКА, которое охватит методы передачи данных, сохранность, безопасность обмена информацией, аутентификацию, применение электронных цифровых подписей и электронных данных.
 
«На национальном уровне это делается, но, чтобы передать это другой стороне, нужна определенная правовая основа», — добавил Асет Асавбаев.
Развитие МТК в России
По словам заместителя министра транспорта России Дмитрия Зверева, развитие международных транспортных коридоров (МТК) и повышение скорости экспортных и транзитных сообщений остается для РФ одним из ключевых вопросов
 
Статс-секретарь, заместитель министра транспорта РФ Дмитрий Зверев выступил на первом транспортном форуме стран-членов ШОС в Ташкенте - Sputnik Узбекистан, 1920, 03.11.2023
 
Статс-секретарь, заместитель министра транспорта РФ Дмитрий Зверев выступил на первом транспортном форуме стран-членов ШОС в Ташкенте
 

«В этой связи ведем активную работу по развитию инфраструктуры МТК «Север-Юг». В мае этого года после долгих переговоров между Россией и Исламской республикой Иран подписано межправительственное соглашение о строительстве железнодорожной линии Решт-Астара и эксплуатации всего участка железнодорожной инфраструктуры на МТК «Север-Юг». Совместно с коллегами из Азербайджана и Ирана, с одной стороны, и Казахстана и Туркменистана, с другой — ведем работу по повышению эффективности пунктов пропуска и уже существующих линий, а также синхронизации развития автомобильной, железнодорожной и портовой инфраструктуры вдоль данного региона», — рассказал Зверев.

В свою очередь, министр транспорта ЕЭК Арзибек Кожошев отметил усилия стран по развитию МТК Север-Юг. По его словам, в 2022 году общий грузопоток по коридору составил 14,5 млн тонн. В 2023-м ожидают, что этот показатель достигнет 17 млн, а к 2030-му — 45 млн тонн.
 
«Мы видим огромный потенциал в развитии международных транспортных коридоров с государствами Центральной и Южной Азии — Узбекистаном, Таджикистаном, Кыргызстаном, Пакистаном и Индией», — добавил Зверев.
Как рассказал замминистра транспорта РФ, продолжается модернизация основных российских транспортных артерий, в первую очередь железных дорог на востоке страны — Транссибирской и Байкало-Амурской железнодорожных магистралей, развивается трансграничная инфраструктура. Так, например, в прошлом году на границе с Китаем после реконструкции открыли крупнейший железнодорожный пункт пропуска «Забайкальск», запустили движение по автомобильному мосту Благовещенск –Хэйхэ и новому железнодорожному мосту Нижнеленинское –Тунцзян.
 

«В результате за 9 месяцев этого года в сообщении с Китаем железнодорожным транспортом перевезено более 128 млн тонн грузов, что уже превышает объемы за весь 2022 год. К 2024 году мы увеличим пропускную способность Транссиба и БАМа (Восточный полигон) до 180 млн тонн груза. Безусловно и портовая инфраструктура будет к этому готова», — сказал Зверев.

Успешное функционирование международных перевозок, в том числе в рамках коридоров, требует от стран-участниц ШОС активной работы, говорит Зверев. В связи с этим он выдвинул ряд предложений, среди которых синхронизация инвестиционных транспортных проектов и создание механизма поощрения капиталовложений в транспортную инфраструктуру на многосторонней основе.
 
«Сухие порты» в Узбекистане

Одной из важнейших тем Международного авиационно-логистического форума стало развитие «сухих портов» и мультимодальных транспортно-логистических центров в Узбекистане. Сухой порт — место внутри страны с логистическим центром, где происходит перегрузка грузов с одного вида транспорта на другой. Это важная составляющая транспортной взаимосвязанности, особенно для стран, не имеющих выхода к морю.

Узбекистан присоединился к Соглашению ЭСКАТО ООН о «сухих портах» в ноябре 2021 года. По мнению директора Центра изучения проблем развития транспорта и логистики Бекзода Холматова, развитие «сухих портов» в республике позволит упростить и унифицировать подходы к организации хранения и отправления груза, его обработке и документальному оформлению, различным административным процедурам, интегрироваться в международную торговлю.

В Узбекистане более 200 предприятий, которые называют себя логистическими центрами, отметил Бекзод Холматов. И лишь несколько из них полностью соответствуют международным требованиям о «сухих портах».
«Мы продвигаем вопрос присоединения логистических центров «Навои Карго», «Ташкент Карго» и «First dry port» в перечень Соглашения ЭСКАТО ООН о «сухих портах» и предания им статуса международных», — рассказал Холматов.
По итогам встречи министры транспорта ОЭС подписали исторические документы по развитию альтернативных транспортных коридоров.
 
«В частности, министры транспорта Узбекистана, России и Казахстана подписали документ о развитии грузовых перевозок в транспортном коридоре, обеспечивающем доступ в страны Южной Азии через Афганистан. Кроме того, на уровне министров транспорта стран-участниц подписан документ о дальнейшем развитии транспортного коридора Узбекистан — Туркменистан — Иран — Турция», — рассказал генсек ОЭС.
 
Источник:
Прокрутить вверх