Политика и безопасность в Африке: вызовы и возможности для России

Политика и безопасность в Африке: вызовы и возможности для России: аналитический доклад / И.Д.Лошкарев, Л.Е.Чкония, М.В.Никольская; Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, Институт международных исследований. — Москва: МГИМО-Университет, 2022. — 15 с.


Последние десятилетия характеризуются фундаментальным пересмотром того, что понимается под безопасностью. Государства вместо монолитной угрозы извне все чаще вынуждены преодолевать внутренние структурные дисбалансы, иметь дело с противоречивыми следствиями межгрупповых и межпартийных компромиссов, непреднамеренными эффектами и «черными лебедями». Сложность и неопределенность нарастают неравномерно, так что ключевые категории международных отношений неизбежно «расслаиваются» и «растекаются» в политической практике.

То же можно сказать о политике  границы и ориентиры подвижны и зачастую неочевидны. Немецкий социолог и политический философ Ульрих Бек описывал ситуацию как побег льва из клетки. В эпоху «концертов держав», Лиги Наций и Холодной войны политика постепенно рутинизировалась и втискивалась в институциональные рамки  идеологические, партийные, финансовые. Точно так же и лев в зоопарке находился в клетке  в определенное время на него смотрели посетители, было известно расписание его сна, медосмотра и кормежки. В наши дни институты, идеологии и прочие привычные формы политики сохраняются, но сама она трансформируется в технологические процессы, в культуру и даже биологию.

Политика обрастает не только новыми именами лидеров и «серых кардиналов», новыми инструментами контроля и принуждения, новыми подробностями застарелых и свежеиспеченных противоречий. Вне клетки прежних правил и приличий лев политики мчится к невиданным прежде смыслам, декорациям и коалициям. То есть поменялись не только технологии политизации отношений и исключения их из политического торга, но и состав игроков. Речь уже не только об аббревиатурах вроде БРИКС, ЧВК и ТНК — в этот неформальный клуб вступают MINT.

Почему в таких условиях растет глобальное значение Африки? Дело не только в ресурсах, хотя континент по-прежнему богат ими — от полезных ископаемых до масштабных и в меру привлекательных внутренних рынков. Причина скорее в том, что африканские страны оказались не до конца втянутыми в процессы глобализации. По меткому определению А.М.Васильева, Африка стала «падчерицей» глобализации, столкнулась с самыми неприглядными сторонами уходящего миропорядка. Но, несмотря на это, государства континента, пройдя тяжелые испытания, сумели выстоять и начали формировать собственную модель развития. Для них последние 30 лет — это не только попытки избежать ошибок глобализированного мира. Это и опыт собственных просчетов и неудач, творческий поиск своего места в международных отношениях и мировой экономике. После борьбы с COVID-19 связи между странами и регионами ослабли, столкнулись с новыми ограничениями, так что опыт Африки полезен всем, кто оказался глубже вовлечен в процессы глобализации.

Поскольку многие государства «выпадают» из прежнего мира стирающихся и прозрачных границ, растет степень их совместимости с Африканским континентом. Она подразумевает возможности как для установления взаимопонимания по ключевым политическим проблемам современности, так и для работы по конкретным узким направлениям в сфере культурного обмена, технологий, выстраивания производственных цепочек и логистики. И хотя обстоятельства складываются в целом благоприятно для выстраивания отношений со странами Африки, наличие возможности — еще не гарантия ее реализации. Для России эта дилемма приобрела дополнительную остроту после новой фазы украинского конфликта, поскольку к естественной деглобализации добавились ее искусственные формы. Нашу страну пытаются исключить из всех возможных форматов взаимодействия, из наиболее существенных технологических и экономических потоков. В сложившейся ситуации новое качество отношений с Африкой — это императив российской внешней политики, а не благодушное пожелание на дипломатических приемах.

Осторожно можно утверждать, что российско-африканские отношения переходят в новое состояние. Подготовка ко второму саммиту «Россия-Африка» подразумевает переход от формата «знакомства с континентом», который составлял существенную часть информационной и экспертной повестки в подготовке к первому саммиту, к формату «разбора кейсов», изучения узкопрофильных, конкретных тем и анализа текущего опыта взаимодействия. Иными словами, бесконечно увлекательное познание Африки должно трансформироваться в конкретные проекты и инициативы.

Мы предлагаем ряд соображений о том, как оттолкнуться от реалий современного Африканского континента для усиления его политической, экономической и культурной совместимости с Россией в конкретных сферах. В данном случае важен сам процесс сближения сторон и актуализации новых отраслей взаимодействия, который может со временем приобрести собственную устойчивую динамику. Другой важный тезис, который мы пытаемся продвигать в этом докладе, — необходимость успешных локальных кейсов, а не всеобъемлющих и бесконечно комплексных стратегий, концепций, доктрин и планов. Безусловно, мыслить необходимо в масштабах всего континента и задач России в мире в целом, но опираться придется на ситуацию «на земле».

В докладе мы ограничились вопросами политики и безопасности. Для Африки (и в особенности для Африки южнее Сахары) безопасность остается важнейшим блоком проблем. В последние годы наблюдаются тенденция к росту напряженности внутри африканских обществ, интенсификация пограничных споров, обострение социальных противоречий и «болезней роста». Но безопасность сегодня включает в себя не только военную защищенность и ее антипод — вооруженные конфликты, — но и многочисленные «мягкие» формы. Поэтому мы предлагаем обратиться прежде всего к механизмам устойчивости и адаптивным свойствам государств и обществ Африки, а не к абсолютным или относительным количествам беспилотников, танков и самолетов. Аналогично, политика в наши дни не просто связана с медиацией между элитами и с распределением ресурсов, но и с выстраиванием многоуровневых коалиционных механизмов, с появлением новых игроков, с освоением прежде аполитичных пространств. В нашем подходе к политике предлагается искать ее на стыке экономики, культуры, формальных и неформальных институтов управления.

Источник: МГИМО

Прокрутить вверх