«Путь развития»: «Север-Юг» получит выход к Средиземному морю через Ирак

"Путь развития": "Север-Юг" получит выход к Средиземному морю через ИракПроекты «Путь развития» и «Север-Юг» рассматриваются как взаимодополняющие. Ожидается, что они откроют друг для друга новые возможности и рынки.

БАКУ, 13 окт — Sputnik. В последние годы расширение географии международных транспортно-логистических коридоров осуществляется параллельно с интеграцией разных маршрутов.

Так, на этой неделе стало известно, что Ирак и Россия обсуждают вопрос интеграции инфраструктурных проектов «Путь развития» и «Север-Юг». Об этом заявил премьер-министр Ирака Мухаммед Ас-Судани на форуме «Российская энергетическая неделя».

При этом иракский премьер отметил, что данные проекты не соперничают, а дополняют друг друга, так как они обеспечат гибкость и устойчивость для экономики региона, снизят стоимость транспортировки грузов, увеличат скорость поставки товаров.
 

Ирак готовит железнодорожную инфраструктуру

Иракская железнодорожная инфраструктура организована довольно неплохо для страны, многие годы находящейся в состоянии войны, ее самая главная артерия протяженностью более 1 270 километров идет от Багдада до южного города-порта Басра. Кроме того, несмотря на многие годы разрухи и отсутствия модернизации, функционируют отдельные участки железнодорожного сообщения в направлении с востока на запад страны.

Кроме того, между Ираком и соседними странами – Турцией, Сирией и Ираном некогда тоже функционировало железнодорожное сообщение, однако годы войны привели в негодность инфраструктуру, существующие линии были разграблены, а железнодорожные маршруты прерваны.

Однако сегодня Ирак переживает относительно стабильные годы и пытается улучшить свое экономическое состояние, в том числе благодаря выгодному географическому расположению. А для этого стране нужно восстановить транспортные маршруты с соседними странами, что и начал делать Багдад под руководством премьер-министра Ас-Судани.

Так, в начале сентября Ирак и Иран заложили фундамент строительства новой железной дороги протяженностью 32 километра, которая свяжет иракскую Басру с иранской провинцией Хузистан. Ожидается, что она будет сдана в эксплуатацию через два года.

Однако важность проекта возрастает, если рассмотреть его на фоне планов Ирана наладить железнодорожное сообщение с Сирией по территории Ирака. Этот вопрос, как и дальнейшая интеграция данного транспортного коридора с иранской железнодорожной сетью, рассматривается уже много лет.

Однако с апреля текущего года работы в этом направлении активизировались – президент Сирии Башар Асад одобрил проект и начались обсуждения его реализации на уровне глав правительств Ирака и Сирии. При этом рассматриваются два маршрута железнодорожного сообщения между Ираком и Сирией – от ирако-сирийской границы до Дамаска, либо до Хомса и порта Тартус в Средиземном море. Согласно информации арабских СМИ, Иран ратует за маршрут до порта Тартус, так как по нему он получит прямой выход к Средиземному морю.

Багдад и Анкара готовят альтернативу Суэцкому каналу

Вместе с упомянутыми выше проектами, Ирак также начал реализовывать проект, который уже назвали альтернативой Суэцкому каналу. Так, в мае власти Ирака объявили о запуске проекта «Путь развития», того самого, который будет интегрирован в «Север-Юг».

Проект «Путь развития» — это транспортно-логистический коридор, который будет состоять из железнодорожных и автомобильных дорог, он свяжет нефтеносные южные регионы Ирака со средиземноморскими портами Турции. Кроме того, проект, главным спонсорами которого, как ожидается, станут Анкара и страны Персидского залива, облегчит поставки товаров между производителями в Азии и потребителями в Европе.

В то же время он очень интересен для нефтепроизводящих стран Персидского залива, которые получат возможность поставлять свою нефть и нефтепродукты на Средиземное море напрямую через территорию Ирака, минуя Суэцкий канал.

Ожидается, что проект, который оценивается в $17 млрд, может быть сдан в эксплуатацию уже в 2029 году.

Тут стоит вспомнить, что в 2021 году страны Персидского залива договорились реализовать проект «Железная дорога Залива», который предполагает строительство совместной железнодорожной инфраструктуры, объединяющей крупнейшие порты и города залива. Интеграция «Железной дороги Залива» в турецко-иракскую инициативу расширит возможности региона и превратит ее в центр евразийской торговли.

«Север-Юг» получит выход к Средиземному морю

Как отметил в ходе «Российской энергетической неделе» премьер-министр Ирака, проекты «Путь развития» и «Север-Юг» изначально рассматривались как взаимодополняющие. МТК «Север-Юг», состоящий из трех маршрутов, проходящих, в том числе, через территорию Азербайджана, призван связать производителей на Севере с покупателями на рынках Ирана и Индии.

Участники МТК в дальнейшем планируют расширить географию проекта и продлить его до стран Персидского залива, Китая и Юго-Восточной Азии.

В этом вопросе совместное функционирование и интеграция проектов «Путь развития» и «Север-Юг» откроют для них дополнительные возможности. Так, участники и пользователи «Север-Юг» при интегрированной транспортно-логистической системе получат выход на рынки Турции, арабских стран Персидского залива и Средиземного моря.

В то же время, участники проекта «Путь развития» смогут поставлять свои товары на рынки России и стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) через территории Ирана и Азербайджана в рамках коридора «Север-Юг».

Таким образом, интеграция проектов «Путь развития» и «Север-Юг» позволит ускорить товаропоток в евразийском регионе, а в среднесрочной перспективе значительно улучшить показатели экономического роста стран-участников транспортных инициатив, а также превратить регион в глобальный торговый хаб.

Источник:
Прокрутить вверх