Развитие портовой логистики включает Беларусь в транснациональные транспортные коридоры

Двадцатые годы ХХI века на пространстве Большой Евразии — время нового ренессанса портовой тематики. Специальная военная операция России, последовавшие за ней санкции в отношении Союзного государства, патовая ситуация в европейской экономике и — из недавних событий — провал зерновой сделки — все это в комплексе кардинально меняет положение дел в логистической сфере. Сотрудничество по оси Восток — Запад сменяется новыми приоритетами, которые, к примеру, Беларуси сулят не только новые пути экспортно-импортных операций, но и отдельные геополитические выгоды.
 
Астраханский морской порт

 

В условиях санкционного давления вопрос портовой инфраструктуры и речной/морской логистики следует рассматривать двояко. Тема экономики в части восстановления и переориентации экспортных потоков здесь, конечно, идет под первым номером. Но это задача сиюминутная, хотя и критично важная. А вот возможности, которые открывает перед нашей страной ситуация в среднесрочной перспективе, требуют серьезного осмысления.

Соглашения, заключенные в прошлом году между Беларусью и Россией в области использования нашими предприятиями российских портовых мощностей, создали беспрецедентную нормативную базу для работы белорусских экспортеров с третьими странами через логистические пункты партнера по Союзному государству.

Уже само наличие подобных документов актуализирует работу по наполнению евразийского транспортного коридора Север — Юг, одного из приоритетных логистических проектов ЕАЭС. Простое перечисление опорных пунктов этого пути (Санкт-Петербург, Москва, Астрахань, иранский Энзели, индийский Мумбаи) вроде бы не намекает на стратегические белорусские выгоды. И тем не менее через Астрахань и потенциальное сотрудничество с местным портом Беларусь получает точку входа в геополитический проект, стратегический транспортный коридор, фактически неуязвимый для внешних санкций путь отечественных товаров на евразийский Юго-Восток. Это могло бы выглядеть лишь отдаленной перспективой, но на Х Форуме регионов в Уфе губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин открыто предложил белорусским партнерам создать собственный логистический центр в особой экономической зоне астраханского порта.

— Наш регион является центром этого стратегически важного торгового маршрута (Север — Юг. — Прим. ред.), по этому коридору через нашу область проходят все основные водные и железнодорожные пути, связывающие Россию со странами Каспия, а через территорию Ирана — с государствами Персидского залива и Юго-Восточной Азии. Наш астраханский портовый комплекс позволяет обрабатывать свыше 16 миллионов тонн грузов в год, а по мере ввода в эксплуатацию мощностей портовой особой экономической зоны этот потенциал будет только расти, — говорил тогда Игорь Бабушкин.

В свою очередь, перспектива участия в этом и подобном ему проектах для Беларуси означает не только и не столько новые пути экспорта. Здесь идет речь о включении отечественных производителей и поставщиков товара в межконтинентальные мультимодальные схемы бесшовных перевозок.

А это, по сути, формирование новой не просто логистической отрасли. Скорее речь о создании принципиально иной экономической реальности, в которой товар движется от производителя к покупателю разными, обычно несколькими, видами транспорта, с электронным декларированием и онлайн-отслеживанием.

Аналогичные перспективные площадки для развития экспортных потоков готовы предоставить, да и предоставляют белорусским производителям порты на Балтике, Белом и Черном морях, Каспии и Тихом океане. Имея в зоне относительно простой доступности, к примеру, такие стратегические порты, как Астрахань, Мурманск, Санкт-Петербург и Находка, Беларусь получает коридоры сразу в четыре океана.

Совершенно понятно, что эти перспективы — задачи не сегодняшнего и даже, вероятно, не завтрашнего дня. Но, судя по проведенному во вторник ­­Президентом Беларуси совещанию, все эти темы держатся в поле зрения и могут быть активированы в случае подтвержденной выгоды использования того или иного (либо сразу всех) маршрутов.

Прокрутить вверх