Рекордный товарооборот и повышение уровня взаимодействия: как развивается сотрудничество Беларуси и Китая

Белорусские товары на Шелковом пути

Во время рабочей встречи с Чрезвычайным и Полномочным Послом нашей страны в Китае Юрием Сенько Президент заявил, что Беларусь запросто может добавить на китайском направлении. Александр Лукашенко особое внимание обратил на необходимость углубления торгово-экономического сотрудничества между двумя странами и кредитно-финансовую составляющую.

К слову, несмотря на непростую внешнеполитическую ситуацию в мире, страны наращивают взаимодействие. Эксперты прогнозируют, что в нынешнем году объемы взаимной торговли значительно увеличатся. Китай традиционно входит в тройку торговых партнеров Беларуси. По итогам 2021 года внешнеторговый оборот Китая и нашей страны достиг рекордных 5,9 миллиарда долларов. За январь — май товарооборот составил практически 2 миллиарда долларов. Чем привлекателен китайский рынок для белорусских производителей, какие новые товарные позиции появились в последнее время — узнавал наш корреспондент.

Стратегический характер

Сентябрь 2016 года. Президент Беларуси совершает государственный визит в Китай. Тогда же случится исторический момент во взаимоотношениях двух государств. Лидеры стран подписали совместную декларацию Республики Беларусь и КНР об установлении наивысшего в истории уровня отношений: доверительного всестороннего стратегического партнерства и взаимовыгодного сотрудничества. За этими формулировками — больше чем слова. Это сигнал для китайского бизнеса, что с нашей страной не только можно, но и нужно развивать максимальное взаимодействие. И действительно, с каждым годом динамика двустороннего сотрудничества только нарастает, обращает внимание аналитик БИСИ Сергей Вергейчик:

Высокая степень доверия на высшем уровне позволяет реализовывать различные проекты. В КНР Беларусь называют братской страной. Наша республика для великого Китая интересна и важна. В первую очередь из-за выгодного географического положения. Место Беларуси в масштабах реализации инициативы «Один пояс, один путь» очень высокое. Несмотря на политические волнения, этот статус не меняется. Наша страна сохраняет транзитное положение для железнодорожного маршрута из Китая в Европу и обеспечивает стабильность. А для Китая это очень важно. Но и как отдельное государство Беларусь представляет интерес. В рамках взаимодействия в международных организациях каждый голос имеет большое значение. У нас с Китаем понимание есть практически по всем вопросам международной повестки. Мы оказываем взаимную поддержку. В Китае это очень ценят. Равно как и Беларусь ценит конструктивную позицию Китая по вопросам, которые касаются Беларуси.

В условиях санкционного давления на Беларусь набирает обороты взаимодействие с Китаем в промышленной сфере. Предприятия, которые лишились возможностей закупки оборудования и комплектующих из западных стран, обращают внимание на китайских производителей. Китайский бизнес адаптивный. Он чувствует конъюнктуру рынка и делает встречные шаги, чтобы предложить белорусским покупателям свою продукцию.

— С учетом выпадающего экспорта в страны Запада можно предположить, что Китай станет одним из приоритетных направлений, — продолжает аналитик БИСИ. — Но надо учитывать, этот рынок очень конкурентный. Чтобы туда выйти, его надо знать, уметь там работать и обладать определенными ресурсами. И белорусские производители начинают успешно это делать. Есть хорошие примеры. Но надо расширять спектр товаров. С китайским бизнесом в целом следует вести более активную работу, а акцент делать на проектной деятельности. Надо предлагать выгодные проекты, чтобы убедить китайский бизнес вкладывать свои средства в нашу экономику. И сотрудничество должно носить взаимовыгодный характер, поэтому будущее — за разработкой взаимовыгодных бизнес-моделей.

Вкус Беларуси

На фоне новостей о глобальных проблемах с поставками продовольствия Китай начинает активно его импортировать, в том числе белорусское. И эксперты отмечают, что этим надо воспользоваться. К слову, белорусская продукция полюбилась китайскому потребителю. Она качественная, вкусная и приемлемая по цене. Несмотря на большое расстояние между странами, наше молоко, мясо, а также кондитерская продукция с каждым годом появляется все в больших объемах на прилавках Китая. На этот рынок экспортируется практически весь основной ассортимент выпускаемой продукции: сахар, рапсовое масло, кондитерские изделия, крепкие алкогольные напитки, игристые вина, рассказал заместитель председателя концерна «Белгоспищепром» Александр Яковчиц:

— Китайский рынок является для нас одним из важнейших векторов развития торгово-экономических отношений. Его потребительская емкость позволяет не тратить силы на конкуренцию с мировыми транснациональными компаниями в продаже аналогичных товаров, снижая отпускные цены, а занять свою нишу на полках торговых объектов, развивать спрос на собственные бренды. В последнее время мы значительно расширили ассортимент экспортных товаров. Уже поставляются фруктовое детское питание, овсяные хлопья, в минувшем году — пиво. Три наших предприятия кондитерской отрасли имеют эксклюзивных представителей в КНР, что говорит о растущем спросе на продукцию как у китайского потребителя, так и у китайского бизнеса. Наша стратегия работы на их рынке — долгосрочность и укрепление не только брендового имиджа белорусских продуктов питания как полезных и безопасных, но и имиджа товаров из Беларуси в целом. Ежегодно растущее благосостояние китайского населения повышает спрос на продукцию премиум-сегмента, что в свою очередь позволяет нам увеличивать выручку от реализации товаров с высокой добавленной стоимостью. Уникальность китайского рынка заключается в том, что наряду со значительной вестернизированной частью населения, которая потреб­ляет продукты питания, произведенные крупными международными компаниями, существуют и ниши с собственной культурой, многовековыми традициями и оригинальными вкусовыми предпочтениями. Поэтому, с одной стороны, в Китае популярностью пользуется привычный для любого белоруса шоколад, а с другой — организации концерна разрабатывают рецептуры изделий, адаптированные под китайский рынок. Например, разработана и выпущена линейка шоколадных конфет «Лаки Чаки» с низким содержанием сахара, создана линейка шоколада без сахара. Специально для китайского рынка была разработана рецептура водки с содержанием спирта 69 и 77 процентов. Для изучения спроса и особенностей китайского потребителя мы стараемся участвовать во всех международных выставках КНР.

К слову, на днях в Белгоспищепроме состоялась деловая встреча с делегацией КНР во главе с главным исполнительным директором китайской компании UJU Holding Ltd. Пэн Ляном. Участники встречи рассмотрели перспективные варианты сотрудничества и потенциал поставок продукции предприятий концерна в Китай для продажи в Национальном павильоне Беларуси на платформе электронной коммерции JD.сom и в социальной сети Douyin. Стороны обсудили возможности экспорта белорусских мучных и шоколадных кондитерских изделий, алкогольной продукции и пива.

Проекты на вырост

Стратегический и самый масштабный проект двустороннего сотрудничества — Китайско-Белорусский индустриальный парк «Великий камень». Это высокотехнологичная международная площадка для ведения бизнеса в 25 километрах от Минска с современной промышленной архитектурой, доступной инфраструктурой и экологическими решениями. Все создано для быстрого и успешного развития.

На сегодня в парке зарегистрирован 91 резидент с общим объемом инвестиций 1,247 миллиарда долларов. За семь месяцев этого года зарегистрировано семь новых резидентов. Одним из последних стала китайская компания. Инвестиционный проект предусматривает создание операционной платформы и логистического распределительного центра для трансграничного импорта и экспорта товаров с применением технологий электронной коммерции. Реализация проекта поспособствует продвижению продукции белорусских предприятий на рынок Китая, а также выходу китайских товаров на рынок ЕАЭС, рассказал первый заместитель генерального директора СЗАО «Компания по развитию индустриального парка» Кирилл Коротеев:

— Активно развивается еще одно направление — медицинские изделия и биотехнологии. Недавно у нас состоялась церемония вступления нового резидента. Им стало белорусское предприятие «АртБиоТех». Компания планирует создать в индустриальном парке площадку для производства высокотехнологичных и наукоемких биотехнологических и химических продуктов, проведения НИОКР и осуществления диагностической деятельности. Реализацию проекта предполагается начать в третьем квартале текущего года, а запуск производства запланирован на 2025-й. Мы также рассматриваем еще ряд заявок биотехнологических компаний, которые желают стать резидентами парка.

Отметим, Беларусь и Китай активно используют современные электронные инструменты торговли. «Компания по развитию индустриального парка» выступила инициатором развития электронной коммерции с Китаем. Сейчас она является оператором Национального цифрового торгового павильона Беларуси на самых известных китайских торговых и социальных платформах Douyin и Jingdong. Платформа Douyin является китайским аналогом TikTok, только со встроенной функцией продаж и интернет-магазином. Jingdong — классический маркетплейс, очень популярный в КНР. Ежедневная аудитория Douyin составляет более 600 миллионов человек в день, аудитория Jingdong — полмиллиарда покупателей в месяц, сообщил Кирилл Коротеев. Он пояснил:

— Мы попробовали коммерциализировать данный проект. Для этого организовали и запустили первый стрим. Буквально за несколько часов было продано товаров на сумму 900 тысяч юаней. Что важно — со стороны зрителей получили положительный отклик. И еще пару цифр. Общее количество просмотров за время эфира достигло 1,32 миллиона, едино­временно стрим смотрели 110 тысяч человек. Это очень хорошие показатели. Мы планируем развивать данное направление. Уже подписано соглашение о сотрудничестве с новыми предприятиями, будем наращивать ассортиментный перечень по товарам не только продовольственной, но и промышленной группы.

На сегодня с момента тестового запуска общее число подписчиков Национального павильона Беларуси превысило 282 000 человек, а доход достиг 1,1 миллиона юаней, что эквивалентно 164 038 долларам. При этом количество покупателей составило более 22 000 человек, а заказов — свыше 28 000. Сегодня во время прямых эфиров реализуется продукция по 30 товарным позициям. Например, шоколад различных вкусов и марок, конфеты, картофельные чипсы, овсяные хлопья.

— Больше всего в КНР покупают белорусские сладости и шоколад. Высоким спросом также пользуется декоративная стекольная продукция стеклозавода «Неман», — продолжает первый заместитель генерального директора СЗАО «Компания по развитию индустриального парка». — Традиционно китайские потребители хорошо покупают белорусскую молочную продукцию и детское питание. Также они проявляют интерес к нашим льняным изделиям. В течение года планируем выйти на 7 миллионов юаней в месяц, в долгосрочной перспективе ожидаем достичь продаж на 200 миллионов юаней в месяц. Рынок КНР — это не только рынок больших возможностей, но и высокой конкуренции. Поэтому белорусские предприятия должны отслеживать качество своей продукции, учитывать отзывы китайских коллег.

Ставка на юань

Аналитики отмечают: сегодня доллар как мировой эквивалент стоимости теряет свои позиции на рынке. По данной валюте небывалая инфляция. Объясняется это просто: за 2020—2021 годы было напечатано огромное количество долларов. Без малого 200 триллионов. А это больше, чем с начала создания Федеральной резервной службы США в 1901-м. И весь этот массив ничем не подкреплен. На смену доллару постепенно приходит китайский юань, отмечает председатель правления Белорусской валютно-фондовой биржи Андрей Аухименя:

— За прошлый год среднемесячный товарооборот Беларуси с Китаем составил почти полмиллиарда долларов США. В связи с санкционным давлением те 5 миллиардов долларов, которые шли на страны Запада, Европейский союз, скорее всего, будут постепенно переориентироваться на Китай. Доля китайского юаня в общем объеме торгов в сравнении с другими валютами уже достигла 5 процентов. И имеются существенные резервы для роста объема.

Напомним, с 18 марта этого года запущены торги китайским юанем. За первые месяцы на биржевых торгах совершено более 1000 сделок. Замещение части импортных поставок из отдельных стран поставками из России и Китая уже в первом квартале этого года привело к снижению на 12 процентов объема импорта из западных стран по сравнению с аналогичным периодом 2021-го. Данные процессы позволят значительно нарастить объемы операций с российским рублем и китайским юанем.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Чрезвычайный и Полномочный Посол Респуб­лики Беларусь в Китайской Народной Республике Юрий СЕНЬКО:

— Мы работаем над тем, чтобы подписать в ближайшее время декларацию о повышении сотрудничества до уровня железного братства, всепогодного партнерства. Полагаем, что в ближайшее время документ может быть подписан. На сегодня мы достигли такого уровня взаимоотношений, что необходимо задокументировать эту ступень. Важно, что в практическом плане это означает доверие между нашими странами. Повышение уровня двустороннего сотрудничества должно отразиться на всех направлениях контактов между Беларусью и КНР. Через призму этих взаимоотношений будут выстраиваться все связи в различных сферах — экономике, политике, образовании, культуре. Это самый высокий уровень взаимоотношений. Это будет способствовать еще более быстрому и оперативному решению всех вопросов белорусско-китайской повестки дня.

А в целом в настоящее время идет реализация ранее начатых и новых очередных проектов, которые интересны как для Беларуси, так и для Китая. Ведется серьезная работа. Это взаимовыгодные проекты, которые построены на том, что у нас есть хорошее сырье, у Китая — определенные технологии. Бывает и наоборот, когда белорусские технологии используются, а какие-то материалы — китайские, в том числе инженерная мысль как Китая, так и Беларуси. Мы нашли симбиоз знаний, умений, сырья, материалов — всего того, что могут наши промышленные предприятия обеспечить во взаимодействии между нашими странами. Уверен, что будут появляться новые проекты, будет продолжаться работа над решением важных стратегических вопросов сотрудничества.

Прокрутить вверх