Релокация в Индонезию: практические вопросы

Индонезию называют следующим азиатским «тигром», и этому есть несколько причин. Экономика Индонезии довольно быстро развивается, последние 50 лет ВВП страны в среднем растет на 5% в год. Более того, Индонезия уже занимает четвертое место в мире по численности населения и будет обладать демографическим бонусом до 2030 года, когда доля населения в трудоспособном возрасте достигнет самого высокого уровня, как и потенциал для увеличения производительности труда.

Релокация в Индонезию: практические вопросы
Фото взято с ресурса: https://24warez.ru/uploads/posts/020818/114313/5.jpg

Несмотря на пандемию COVID-19, Индонезия все еще привлекательна для инвесторов по следующим причинам:

  • большой и динамично развивающийся внутренний рынок;
  • постоянное улучшение делового климата;
  • растущий спрос на технологии.

Предпринимателям, планирующим переместить свой бизнес в Индонезию, стоит знать несколько национальных особенностей бизнес-культуры. К сожалению, в Индонезии необходимо закладывать сроки на выполнение задач в 3–5 раз больше, чем привычные европейцам, так как понятие времени у местного населения отличается от традиционного европейского. Широкий нетворк – также необходимость, поскольку индонезийцам важно знать своего контрагента лично, чтобы доверять.

Что касается секторов, в которых у российских компаний может быть преимущество, в первую очередь, к ним стоит отнести финтех. Российские специалисты в данной области считаются одними из лучших в мире и, соответственно, востребованы во многих странах, Индонезия не стала исключением. Финтех-индустрия является одним из наиболее финансируемых секторов — наряду с электронной коммерцией (хотя по своему развитию финтех-индустрия отстает от Запада и России на несколько лет). Несмотря на то, что в Индонезии работает более 300 финтех-компаний, отрасль еще не реализовала свой потенциал. Одним из факторов является то, что 60% рабочей силы страны занято в неформальном секторе, а многие МСП имеют ограниченный доступ к финансированию со стороны банков, поскольку они также в основном работают в неформальном секторе.

Индонезия предоставляет широкие цифровые возможности для иностранных инвесторов, особенно в области электронной коммерции, финансовых технологий и Интернета вещей. В 2020 году правительство Индонезии издало новые законы о налогах на цифровую и электронную коммерцию, что свидетельствует об улучшении нормативно-правовой базы. Это открывает уникальные возможности для иностранного бизнеса по выходу на розничный рынок страны. Известными зарубежными платформами электронной коммерции, которые воспользовались большим потребительским рынком Индонезии, являются сингапурские Lazada и Shopee, которые посещают более 140 миллионов пользователей в месяц.

Еще одной привлекательной отраслью являются электронные кошельки. Операции с электронными деньгами в Индонезии выросли на 173% за этот год и стали незаменимыми для индонезийских потребителей. Ожидается высокий спрос в стране на приложения для цифровых платежей, поскольку Индонезия обладает многими ключевыми характеристиками, которые имеют решающее значение для внедрения цифровых платежных систем. Около 196 миллионов человек имеют доступ к Интернету, а показатель распространения смартфонов составляет 60%. Для иностранных инвесторов в индустрии электронных кошельков важна клиентоориентированность, чтобы клиенты могли платить с помощью местного метода оплаты по своему выбору, начиная от мобильного банкинга и заканчивая платежами через магазины. Это связано с тем, что, хотя в Индонезии высокий уровень проникновения смартфонов, значительная часть ее населения не пользуется банковскими услугами.

Оформить рабочую визу самостоятельно нельзя, это должен сделать ваш будущий работодатель. Прежде чем компания сможет нанимать иностранцев, им необходимо получить специальное разрешение на работу. Такое разрешение на работу может быть получено только в том случае, если компания сможет доказать, что иностранные граждане необходимы для заполнения определенных должностей, поскольку правительство Индонезии проводит политику приоритета местных заявителей. По прибытии в Индонезию необходимо в течение 7 дней посетить региональное иммиграционное управление с паспортом и посадочной картой, чтобы сдать отпечатки пальцев и обменять визу на карту разрешения на ограниченное пребывание, оно действительно в течение года и может ежегодно продлеваться на срок до 5 лет. Обычно выдача такой карты занимает около двух недель. Через 5 лет появляется возможность получения карты постоянного вида на жительство.

В то же время Правительство Индонезии поощряет релокацию иностранного бизнеса, предоставляя налоговые льготы для инвестиций в исследования и разработки. Налоговые льготы, в том числе, доступны для иностранных владельцев бизнеса, которые начинают программы обучения. Чтобы иметь право на налоговые льготы, иностранная компания должна активно повышать квалификацию персонала, что позволит ей поставлять рабочих для отраслей и предприятий по всей Индонезии.

В этом случае любая правомочная иностранная компания может претендовать на налоговый кредит в размере до 200% от общих расходов на программы обучения, которые они начали. Данная налоговая льгота будет выгодна иностранным предприятиям, которые хотят повысить квалификацию своего персонала или повысить эффективность работы. Особенно это актуально для предприятий, у которых уже есть регулярные программы обучения.

Индонезия – еще одна азиатская страна, привлекательная для перемещения бизнеса. Из недостатков выбора данной страны для релокации можно выделить не англоговорящую среду, так как основной язык – индонезийский. Однако английский язык широко используется среди молодого поколения. Ввиду этого может быть полезно нанять переводчика или выучить несколько ключевых фраз на местном языке. Кроме того, индонезийская среда относительно закрытая, так что лучше иметь партнеров в ней для развития.

Источник: РАСПП

back to top