Россия адаптируется к закрытию иностранных портов

Круглогодичная навигация по Северному морскому пути начнется в 2024 году

РФ смогла обойти запреты и приспособиться к санкциям, направленным на ограничение ее морских перевозок. Страна наращивает перевалку грузов через морские порты, применяет «теневой флот» а также расширяет возможности Северному морскому пути.

Президент РФ Владимир Путин поручил Минтрансу помочь Бурятии и Иркутской области реконструировать портовую инфраструктуру на Байкале. Глава Минтранса Виталий Савельев доложил на оперативном совещании в среду, что круизные перевозки на озере сейчас ограничены из-за нехватки причальных стенок и плохого технического состояния тех, что есть.

Савельев также рассказал о проблемах с грузоперевозками в бассейне Волжско-Камского каскада ГЭС, где с мая 2023 года вводились ограничения по осадке судов из-за снижения уровня притока воды до 60% от нормы. Пресса регионов Поволжья публикует жалобы на обмеление Волги. Уровень воды в Волгоградском водохранилище, в частности, упал даже ниже, чем был после аномально жаркого лета в 2010 году. В марте около 30 общероссийских и региональных природоохранных организаций и общественных объединений обращались в Следственный комитет РФ в связи с многочисленными нарушениями законодательства при строительстве скоростной трассы через природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» в Волгоградской области.

Волге прочат большое будущее на новой логистической трассе с Юга (от Ирана, через Каспийское море) на Север, регионы начали даже соревноваться за право создать у себя транспортно-логистический хаб для перевалки грузов на железную дорогу или грузовые фуры. Государство вкладывает немалые средства для очистки проблемных участков на этой трассе.

По словам Савельева, объем дноуглубительных работ на внутренних водных путях (ВВП) России в 2023 году выполнен на 100% от плана и составил 20 млн куб.м. Правда, по сравнению с 2022 годом показатель снизился на 12,6%. «В целях развития перевозок по международному транспортному коридору «Север – Юг» и обеспечения прохода судов с осадкой 4,5 м на Волго-Каспийском морском судоходном канале (ВКМСК) выполнены самые масштабные работы за всю историю этого водного пути, объем выбранного грунта составил рекордное значение – более 10 млн куб.м., что в два раза больше показателя прошлого года и в три раза больше показателей 2021 года», – сообщил министр.

Экологические вопросы могли стать причиной возникновения препятствий на маршрутах экспорта российской нефти по Балтийскому морю. Газета Financial Times со ссылкой на источники писала, что Евросоюз, который готовит 12-й пакет санкций против России, предложил дать Дании право досматривать и, возможно, блокировать российские нефтяные танкеры, проходящие через ее воды транзитом. В качестве повода назывались законы, позволяющие государствам проверять суда, которые, по их мнению, представляют угрозу для окружающей среды.

Реальная причина – желание убедиться в соблюдении санкций и потолка цен. Как пишет FT, около 60% морских поставок российской нефти осуществляется по Балтийскому морю, и весь этот объем проходит через территориальные воды Дании. По оценкам издания, ежедневно через Датские проливы проходит около 2 млн баррелей российской нефти. На прошлой неделе пресс-секретарь президента Дмитрий Песков напомнил о необходимости строгого соблюдения всеми сторонами правил международного торгового судоходства. В Дании сочли ограниченными свои возможности по досмотру судов из России, написало на днях судоходное издание TradeWinds.

Напомним, что в начале апреля 2022 Евросоюз в ответ на украинский кризис согласовал пятый пакет санкций против России, в который вошло требование закрыть морские и речные порты для зарегистрированных под российским флагом судов, а также для тех, которые сменили регистрацию после 24 февраля. А в декабре того же года страны G7 установили потолок цен на российскую нефть на уровне 60 долл. за баррель. С февраля 2023 года введены потолки также в отношении российских нефтепродуктов: 100 долл. за баррель дизтоплива и 45 долл. за мазут.

Однако эти меры не дали искомого Западом эффекта, РФ пользуется «теневым флотом», в перевозках ей помогают и суда европейских перевозчиков, нефть торгуется гораздо выше потолка. В октябре 2023 года только 150 из 300 танкеров, отслеженных в 5 портах Балтийского и Черного морей, были застрахованы клубами Международной группы, что является показателем соблюдения санкций, написал в соцсетях старший аналитик по нефти и судоходству в Lloyd’s List Мишель Визе Бокман. То есть половина танкеров перевозит российскую нефть без учета «потолка».

Агентство Bloomberg со ссылкой на данные Центра исследований в области энергетики и чистого воздуха (CREA) сообщало в сентябре, что примерно две трети российской нефти и нефтепродуктов перевозится судами, застрахованными или принадлежащими странам, которые присоединились к ценовому потолку на поставки РФ. Но нефть при этом продается дороже установленного потолка. По словам аналитиков центра, действие ценового потолка подорвано не только за счет использования «теневого флота», но и «неспособности участвующих правительств полностью обеспечить соблюдение ценового ограничения и наказать нарушителей».

Грузооборот морских портов РФ в январе-октябре 2023 года увеличился на 7,8% по сравнению с тем же периодом 2022 года, до 749,3 млн т, сообщило 10 ноября Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот). Сохранил место флагмана портовой отрасли России Азово-Черноморский бассейн, грузооборот морских портов которого вырос на 17,2%, до 251,3 млн т. Грузооборот морских портов Балтийского бассейна вырос на 2,5%, до 208,8 млн т., а морских портов Арктического бассейна показал незначительное сокращение (-0,2%) и составил 81,8 млн т.

Грузооборот морских портов России в январе – октябре 2022 года сохранился на уровне показателей 2021 года, сообщали представители Росморречфлота. По итогам 2021 года грузооборот российских морских портов увеличился до 835 млн тонн.

Чиновники отмечали, что идет прирост портовых мощностей, ожидалось, что по итогам 2022 года их станет на 50 млн тонн больше против 19 млн тонн в 2021 году, однако по факту прирост составил 36,6 млн.т., сообщал начальник управления инвестиций и стратегического развития «Росморпорта» Андрей Болдорев. На сайте Росморречфлота говорится, что сегодня морское портовое хозяйство России – это 63 морских порта мощностью около 1,3 млрд. тонн в год с протяженностью причального фронта порядка 148 тыс погонных метров.

Прирост мощностей ожидается, в частности, в связи со строительством нескольких терминалов в Усть-Луге на Балтике. Там строят и развивают несколько терминалов, в том числе для вывоза минеральных удобрений. По всем трем проектам работы планируется завершить в 2024 году. Для перевалки минеральных удобрений планируется создать инфраструктуру и в Большом порту Санкт-Петербурга (сроком реализации тоже обозначен 2024 год). Впрочем, не сырьем единым. В Калининградской области продолжается строительство терминала Пионерский мощностью 3 млн т паромных грузов и пропускной способностью до 250 тыс. круизных пассажиров в год (2024 год).

В порту Мурманск компания «Новатэк» ведет работы по увеличению мощности СПГ-терминала на 10,5 млн т в год (его планировали реализовать в 2023 году). Также в «ближней» Арктике, которым является Мурманск, должно скоро завершиться строительство терминала «Лавна» мощностью 18 млн тонн в год. На 2025 год здесь запланировали завершить реконструкцию объектов инфраструктуры для увеличения пропускной способности на 1,5 млн тонн минеральных удобрений в год. Мощности «Мурманского морского торгового порта» увеличатся еще на 2,5 млн т в год, но к 2027 году.

Круглогодичная морская навигация по Северному морскому пути (СМП, кратчайшему водному маршруту между европейской частью России и Дальним Востоком –«НГ») будет обеспечена с 2024 года, заявил в среду на правительственном часе в Совете Федерации вице-премьер Александр Новак. Он также рассказал сенаторам, что для наращивания экспорта нефти в страны Азиатско-Тихоокеанского региона к 2026 году планируется увеличение мощностей портовой инфраструктуры Приморска, Усть-Луги, Новороссийска совокупно на 32 млн т. Мощность перевалки нефти в порту Козьмино уже доведена до 42 млн т.

Отметим, что еще в 2018 году Москва решила ужесточить правила пользования СМП (см. «НГ» от 14. 12. 2018). Однако страны Западе не хотят признавать претензии РФ на ее арктическую зону. По крайней мере в 2023 году «Хили», самый крупный ледокол США водоизмещение 16 тыс.т., принадлежащий Береговой охране, то есть части вооруженных сил, демонстративно прошел с июля по октябрь от Берингова пролива до Норвегии. Официально в Восточно-Сибирском море и море Лаптевых он занимался заменой автономных буйковых станций, установленных в 2021 году совместно с российскими учеными (см. «НГ» от 16. 11. 2023).

Источник:
Прокрутить вверх