Чреватое конфликтом обострение отношение между Дели и Исламабадом сделало для индусов более актуальным поиск безопасных транспортных коридоров. Новым этапом в развитии мультимодального МТК СЮ стал запуск контейнерных перевозок по восточному маршруту, соединяющему Индию, Иран, Туркменистан, Узбекистан и Казахстан. Из порта Мундра, первого частного порта Индии, расположенного в штате Гуджарат, товары доставляются морским путём в порт Бендер-Аббас в Иране, где перегружаются на железнодорожные платформы и транзитом через Туркменистан и Узбекистан следуют до станции Сороковая в Астане, столице Казахстана.
Протяжённость морской части маршрута — 1585 км, железнодорожной — 4300 км. Ориентировочное время доставки грузов из Индии в Казахстан в зависимости от загруженности порта в Бендер-Аббасе составляет 25–30 дней, что существенно меньше, чем при использовании традиционных способов доставки.
ОТ РЕДАКЦИИ. Межправительственное соглашение о создании мультимодального транспортного коридора «Север — Юг» подписано Россией, Индией и Ираном в 2000 году. Позже состав участников расширился до 14. Целью проекта является привлечение транзита грузопотоков из Индии, Ирана и стран Персидского залива через российскую территорию в Европу. При этом в сравнении с морским маршрутом через Суэцкий канал расстояние сокращается более чем в два раза, что снижает сроки и стоимость перевозок. Общая протяжённость транспортной артерии, соединяющей порты Индии и Ирана с Астраханью, а далее с Санкт-Петербургом, составляет более 7000 км.
В 2024 году торговля между Индией и Россией с использованием МТК почти удвоилась: объём товарооборота достиг рекордных 66 млрд долларов США. К 2030 году ставится задача довести этот показатель до 100 млрд долларов США. Как отмечает индийское издание The Economic Times, «в долгосрочной перспективе МТК станет альтернативой маршрутам по Суэцкому каналу, Средиземному морю и Босфорскому проливу, а также китайской инициативе «Один пояс — один путь» в регионе»».
Новый маршрут является продолжением запущенного в августе 2024 года проекта по установлению железнодорожного сообщения между индийскими портами Мундра, Нава-Шева, Ченнаи и станцией Сергели в Ташкенте, столице Узбекистана. Ранее, с весны 2022 года, Индия отправляла грузы в эту страну Центральной Азии из Мумбаи в пакистанский порт Карачи и далее на грузовиках транзитом через Афганистан.
Первый поезд с 12 контейнерами отправился из индийского порта Мундра в Казахстан в начале марта.
Инициатором новой инициативы выступает «Кедентранссервис», крупнейший оператор логистических терминалов в Казахстане, дочерняя компания национального железнодорожного перевозчика «Казахстан темир жолы» (КТЖ). Среди других ключевых партнеров — Uztemiryul container, экспедиторское подразделение Железных дорог Узбекистана, и Транспортно-логистический центр Туркменистана (TULM). Новый сервис призван способствовать повышению эффективности торговли и логистики между странами-участницами проекта, сокращению сроков доставки и транспортных расходов, а также развитию сети коммуникаций по всему региону. Кроме того, запуск контейнерных перевозок между Индией и Казахстаном позволит привлечь квалифицированных специалистов и даст импульс внедрению передовых технологий в логистическую инфраструктуру стран-участниц проекта.
Транспортный коридор из Индии в Центральную Азию способен революционизировать региональную торговлю. Посол Индии в Казахстане Т.В. Нагендра Прасад подчеркнул, что развитие сотрудничества между странами в области транспорта и логистики ещё больше укрепит позицию Казахстана как ключевого транзитного узла для индийских компаний и призвал их изучать инвестиционные возможности в Казахстане, особенно в сфере возобновляемых источников энергии, фармацевтики и ИТ.
«Если мы посмотрим в будущее, то транспортная связь останется основой отношений между Индией и Казахстаном. Такие инициативы, как МТК, открывают возможности для более глубокой интеграции между Индией и Центральной Азией», — отметил посол.
Ашок Саджанхар, президент Института глобальных исследований в Нью-Дели, заявил:
«Российско-украинский конфликт, начавшийся в феврале 2022 года, затруднил доступ индийских товаров на рынки стран Европы и изменил динамику торговли. Продолжающийся конфликт Израиля и ХАМАС нарушил поставки через Красное море и Суэцкий канал, что ещё больше усложнило ситуацию. В этих условиях возрастает роль альтернативных маршрутов, в частности МТК».
При этом Ашок Саджанхар указал и на имеющиеся у этого проекта проблемы. Помимо инфраструктурных к ним относятся угрозы безопасности, финансовые ограничения и таможенные барьеры, отметил эксперт:
«На различных участках МТК действуют разные тарифы. Отсутствие единых нормативных рамок приводит к дополнительным расходам и неэффективности, — подчеркнул эксперт. — Чтобы раскрыть весь потенциал МТК, необходимы политическая воля и региональное взаимодействие. Двигаясь вперёд, страны-участницы проекта должны согласовывать свои стратегии и укреплять сотрудничество, особенно с учётом растущих геополитических потрясений».
Раскрыть потенциал МТК в полной мере позволит унификация таможенных правил.
Со своей стороны, Жанат Момынкулов, заведующий кафедрой политологии Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилёва (Астана), охарактеризовав Казахстан как крупнейшего торгового партнёра Индии в рамках политики Connect Central Asia, отметил, что «децентрализация транспортных, логистических и таможенных систем Индии представляет собой проблему, которую необходимо решать для оптимизации экономического сотрудничества».
Впрочем, оно уже развивается достаточно успешно. Санжар Уалиханов, начальник Управления Южной Азии Департамента Азиатско-Тихоокеанского региона МИД Казахстана, указал на рост индийских инвестиций в Республику Казахстан, заявив, что к концу 2023 года индийские капиталовложения достигли 30,1 млн долларов США, в результате чего общий объём индийских инвестиций с 2005 года составил 460 млн долларов США.
Товарооборот между двумя странами в 2024 году приблизился к 1 млрд долларов США, при этом Казахстан играет ключевую роль в поставках энергоносителей в Индию, которая является третьим по величине потребителем энергии в мире.