Современные подходы Китая к Шанхайской организации сотрудничества

 

ШОС является основной экспериментальной и практической площадкой для китайских концепций нового международного порядка. Основные идеи, предложенные Китаем, нашли своё отражение в практике ШОС, и можно сказать, что данная организация является прообразом нового международного порядка, представляемого Китаем, пишет Чжао Хуашэн, профессор Института международных исследований Фуданьского университета, эксперт China Forum.

В 2021 году ШОС отметила своё двадцатилетие, которому на Душанбинском саммите организации было посвящено пространное заявление, подводящее итоги деятельности организации за годы её существования и определяющее дальнейшие направления её развития.

Китай является одной из основных стран – учредителей ШОС, и тот факт, что организация была основана в Шанхае и названа в честь этого города, отражает особенно тесные исторические связи между Китаем и ШОС, которыми Китай гордится. Нет никаких сомнений в том, что политикой Китая является содействие развитию ШОС и Китай выступает в качестве одного из сильнейших драйверов развития организации.

ШОС играет важную роль в дипломатии Китая. В её состав входят страны Евразии, Центральной Азии, Южной Азии и Западной Азии, граничащие с Китаем (включая Монголию, являющуюся государством-наблюдателем ШОС). Вдобавок ШОС – очень важный механизм сотрудничества Китая и России в соседних регионах, особенно в Центральной Азии. Эта функция ШОС уникальна для Китая и не может быть замещена чем-то другим. За прошедшие годы Китай запустил ряд новых платформ и механизмов сотрудничества, наиболее важной из которых является инициатива «Пояс и путь», предложенная в 2013 году. Однако она отличается от ШОС и не может заменить организацию. Китай параллельно продвигает экономическое сотрудничество в рамках инициативы «Пояс и путь» и ШОС, делая их функционально взаимодополняющими и взаимоукрепляющими.

В июле 2020 года Китай запустил диалог министров иностранных дел Китая и Центральной Азии в формате 5+1. Второй диалог состоялся в мае 2021 года Сиане, городе на севере Китая. Возможно, на создание этого механизма повлиял опыт других стран. В последние годы многие государства установили механизмы диалога типа 5+1 со странами Центральной Азии, включая Японию, Южную Корею, США, Индию, Италию и Европейский союз. В этом контексте Китай считает необходимым создание аналогичного механизма. Конечно, это также отражает растущее признание Центральной Азии как особого региона.

Политика Китая в отношении ШОС имеет явную преемственность и стабильность, но она также развивалась и эволюционировала. За последние несколько лет международная ситуация как для Китая, так и для ШОС существенно изменилась. Национальная мощь Китая продолжала расти, его международное влияние возросло, и Китай стал играть более активную роль в международной политике. В то же время Китай оказался под более сильным международным давлением, поскольку США рассматривают его как своего главного стратегического противника, проводят политику сдерживания Китая, продвигают индо-тихоокеанскую стратегию, нацеленную против Китая, формируют американо-британо-австралийский военный блок AUKUS. С точки зрения безопасности ситуация для Китая ухудшилась. Предыдущий мировой порядок разрушен, формируется новое разделение между Востоком и Западом, нагнетается атмосфера новой холодной войны.Весь мир пребывает в большой неопределённости.

На этом фоне Китай придаёт большее значение ШОС в международной политике. Причём статус организации теперь в большей степени рассматривается с точки зрения её международно-политической роли. Другими словами, Китай модернизирует роль ШОС, расширяет её функции с регионального до международного уровня и побуждает ШОС играть более важную роль не только в региональных, но и в международных делах, превращая её в значимый международно-политический фактор. ШОС воплощает в себе ряд основных международных политических концепций Китая – противостояние гегемонии, односторонности, менталитету холодной войны, блоковой политике, односторонним санкциям, соблюдение Устава ООН, соблюдение международного права, поддержка многосторонности и продвижение многополярности.

Через ШОС позиция Китая стала коллективным консенсусом, и приобрела больше влияния в мире.

Теперь она может быть широко услышана и приобрести большее влияние на построение международного политического порядка.

ШОС является основной экспериментальной и практической площадкой для китайских концепций нового международного порядка. Основные идеи, предложенные Китаем, нашли своё отражение в практике ШОС, и в определённом смысле можно сказать, что данная организация является прообразом нового международного порядка, представляемого Китаем.

Состав членов ШОС очень разнообразен; организация включает в себя мировые державы и малые страны, страны разных религий и цивилизаций, страны с разным политическим строем, а также те страны, которые Запад считает авторитарными, ите страны, которые Запад считает демократическими. Так что в рамках ШОС можно найти практически все типы государственных отношений, включая отношения между большими странами, отношения между большими и малыми странами, отношения между странами с разными религиями и политическими системами и политическими культурами. Китай считает, что предложенные им концепции (новый тип отношений между великими державами, новый тип международных отношений, новая концепция безопасности) уже практикуются в рамках ШОС, доказывая свою реализуемость и являясь примером успешной китайской дипломатии. «Шанхайский дух», а именно «взаимное доверие, взаимная выгода, равенство, консультации, уважение к различным цивилизациям и стремление к общему развитию», универсален и должен стать духовной основой для построения новых международных отношений.

Очевидно, что Китай делает больший акцент на функции ШОС по обеспечению политической безопасности своих государств-членов, надеясь, что ШОС станет барьером против внешнего вмешательства во внутренние дела государств-членов, предотвратит «цветные революции» в регионах. Китай полон решимости поддерживать политическую и социальную стабильность на региональном уровне. Это восприятие было усилено массовыми беспорядками, вспыхнувшими в Казахстане в январе 2022 года. Беспорядки в Казахстане можно назвать политическим калейдоскопом. Они начались как простой народный протест в маленьком городе против повышения цен на газ, но затем переросли в массовые волнения, бунт и вооружённое восстание, в которых участвовали толпы людей из всех социальных слоев. Были и обычные демонстранты, и вандалы, и политическая оппозиция, и террористы, и безликие элементы из-за рубежа– протагонистов было слишком много. Такая ситуация в какой-то момент поставила под угрозу государственную власть в Казахстане, ещё раз показав, насколько опасны беспорядки для политической и социальной стабильности государств Центральной Азии. Когда в странах Центральной Азии происходят масштабные народные демонстрации, они легко могут перерастать в насильственные действия, приводящие к большому количеству жертв и раненых, а также быстро превращаться из манифестаций в волнения, переходящие от уличного вандализма в захват государственных учреждений, а возможно, даже свержение государственной власти. Достаточно вспомнить беспорядки в Киргизии в марте 2005 года и апреле 2010 года, андижанские события в Узбекистане в мае 2005 года, конфликт в Оше в Киргизии в июне 2010 года и беспорядки в Жанаозене в Казахстане в декабре 2011 года.

После начала волнений председатель КНР Си Цзиньпин направил президенту Токаеву послание, в котором указал на своё твёрдое решение противодействовать внешним силам, организовавшим беспорядки в Казахстане и инсценировавшим «цветную революцию». Он выразил готовность сделать всё возможное для оказания необходимой поддержки Казахстану. Позже министр иностранных дел Китая Ван И заявил, что Китай готов наращивать сотрудничество с Казахстаном в правоохранительной сфере и сфере безопасности, а также двустороннее сотрудничество в области противодействия вмешательству для обеспечения безопасности политических систем и режимов обеих стран.

Отношение Китая к беспорядкам в Казахстане имеет важные политические последствия. Раньше Китай привык рассматривать подобные вещи как чисто внутреннее дело, держался в стороне и выбирал роль стороннего наблюдателя.

Сейчас КНР меняет этот традиционный подход на новую политику, которую можно назвать конструктивным взаимодействием.

Когда в соседних странах возникает нестабильная ситуация и когда они нуждаются в помощи, Китай может оказать содействие, чтобы направить ситуацию в правильное русло,насколько это возможно, уважая при этом суверенитет и территориальную целостность страны и международное право. Конструктивное взаимодействие особенно необходимо, когда беспорядки и хаос носят экстерриториальный характер, а также угрожают национальной и региональной безопасности. Это также является результатом растущего осознания Китаем своих возросших обязанностей и возможностей в качестве крупной державы. Данную политику Китая можно рассматривать, естественно, и в контексте ШОС.

Некоторые западные СМИ истолковали заявление министра иностранных дел Ван И о готовности к расширению сотрудничества правоохранительных органов с Казахстаном, сделанное в ходе переговоров с его казахстанским коллегой 10 января, как признак того, что Китай готовится ввести войска в Казахстан так же, как и ОДКБ. Это иллюзия.Китайско-казахстанское сотрудничество в области охраны правопорядка не ново и продолжается как минимум с 2012 года. Во многих совместных заявлениях или декларациях Китая и Казахстана содержатся тезисы об укреплении и расширении сотрудничества правоохранительных органов. Китай и Казахстан являются соседями с очень длинной границей, протяжённость которой составляет более 1700 километров. В сложной обстановке безопасности существуют не только террористические, экстремистские и сепаратистские силы, но и транснациональная организованная преступность, такая как незаконный оборот оружия и боеприпасов, незаконный оборот наркотиков, нелегальная иммиграция, киберпреступления и экономические преступления. Поэтому сотрудничество правоохранительных органов необходимо. Это не одностороннее требование Китая, а требование, разделяемое обеими сторонами.

С момента создания ШОС безопасность и экономика были основными задачами организации и основными направлениями политики Китая в её отношении. Это не изменилось и не изменится. Цели Китая в области безопасности включают два аспекта: безопасность в китайском Синьцзяне и региональная безопасность. В последние годы ситуация с безопасностью в Синьцзяне улучшилась, серьёзных террористических атак не отмечалось, но терроризм, экстремизм и сепаратизм легко не искореняются.Они будут сохраняться в течение длительного времени и могут быстро разрастись вновь при определённых условиях.Поэтому Китай не ослабляет бдительности. В этом отношении потребности Китая в безопасности носят давний характер. Безопасность Синьцзяна неотделима от безопасности соседних регионов, особенно Центральной Азии, Афганистана и Пакистана.

После того как талибы (Организация «Талибан» находится под санкциями ООН за террористическую деятельность.)  восстановили власть, вновь поднимается вопрос о том, будет ли Афганистан и дальше представлять угрозу безопасности для соседних стран. Понятно, что проблемы экспорта террористических и экстремистских сил, наркотрафика, незаконного оборота оружия и боеприпасов, беженцев и так далее вряд ли быстро исчезнут, но однозначного ответа, будет ли всё это усиливаться, нет. Что касается отношений талибов с террористическими организациями, то вопрос заключается как в том, готовы ли талибы порвать со всеми террористическими организациями, а не только с некоторыми из них, так и в том, способны ли они осуществлять эффективный контроль над террористическими организациями на своей территории.

Китай является крупнейшим драйвером и самым активным сторонником экономического сотрудничества в рамках ШОС, что естественно, поскольку он является крупнейшей экономикой в ШОС, а его объём производства более чем в два раза больше, чем у других государств–членов организации вместе взятых. У Китая были большие надежды на экономическое сотрудничество в рамках ШОС, предполагавшие создание ЗСТ и создание Банка развития ШОС.Однако эти идеи не были реализованы – главным образом потому, что другие государства-члены не были к этому готовы и опасались возможного доминирования сильной китайской экономики, а также из-за того, что у некоторых членов ШОС уже существует механизм интеграции более высокого уровня, а именно – в рамках Евразийского экономического союза.В прошлом году ШОС в Душанбинском заявлении решила не строить наднациональное экономическое сообщество. Сейчас Китай сосредоточен на продвижении либерализации и упрощения процедур торговли и инвестиций в рамках ШОС, укреплении взаимосвязанности, согласовании и параллельном развитии проекта «Пояс и путь» со стратегиями развития государств-членов и Евразийского экономического союза, а также на укреплении новых направлений за пределами традиционных сфер сотрудничества.Речь идёт о таких направлениях, как цифровая экономика, зелёная энергетика, низкоуглеродные проекты, искусственный интеллект, информационные коммуникации, современное сельское хозяйство, трансграничная электронная коммерция и так далее.

В настоящее время Китай делает упор на сотрудничество со странами-членами в борьбе с COVID-19 и его последствиями, а также помощь странам в экономическом восстановлении после эпидемии. Китай стремится оптимизировать структуру торговли со странами-членами, стимулирует выход большего количества товаров из стран-членов на китайский рынок. Сейчас на китайском рынке можно увидеть всё больше и больше товаров из стран ШОС, особенно продуктов питания, сельскохозяйственной продукции и морепродуктов из России, сельскохозяйственной продукции и фруктов из стран Центральной Азии. Китай оказывает финансовую поддержку экономическому сотрудничеству в рамках ШОС. В 2018 году он выделил первый транш специального кредита в эквиваленте 30 миллиардов юаней в рамках ШОС, а вскоре начнёт реализацию второго транша специального кредита, сумма которого ещё не объявлена.

Застарелые проблемы ШОС – не слишком высокая эффективность, слабая способность к скоординированным действиям, неспособность к кризисному реагированию, неидеальное выполнение договорённостей о многостороннем экономическом сотрудничестве. Это то, что Китай хочет сейчас улучшить.

Новым вопросом, стоящим перед ШОС на данном этапе, являются отношения с правительством талибов. Афганистан был государством-наблюдателем при ШОС, с первых дней существования организации его приглашали участвовать почти во всех крупных мероприятиях. ШОС также создала Контактную группу ШОС– Афганистан в качестве специального механизма для диалога с Афганистаном.

Кардинальные изменения в Афганистане в августе 2021 года поставили ШОС перед лицом совершенно другого афганского правительства. Суть вопроса для ШОС в том, станет ли это возможностью раз и навсегда решить афганскую проблему или новой больной точкой для ШОС. Китай проводит активную политику в отношении правительства талибов и надеется, что посредством контактов и коммуникаций он сможет направлять Афганистан в нужном для ШОС направлении, что подразумевает, например, проведение режимом талибов толерантной внутренней политики, жёсткий курс по отношению к террористическим организациям и дружбу с соседними странами. Цель Китая – попытаться оптимально использовать новые возможности, появившиеся в Афганистане, и добиться наилучшего результата в изменившейся ситуации. На нынешнем этапе правительство Талибана ещё не получило международного признания, а некоторые члены ШОС имеют напряжённые отношения с талибами. Китай считает вполне возможным взаимодействие ШОС с новым афганским режимом через платформу Контактной группы ШОС – Афганистан. Отношения с Афганистаном имеют большое значение для будущего развития ШОС. Иран, вероятно, будет принят в качестве полноправного члена ШОС уже в этом году. После этого Афганистан останется единственной не входящей в ШОС страной в регионе, кроме Туркменистана, придерживающегося политики нейтралитета. Афганистан расположен в центре Центральной Азии, Южной Азии и Западной Азии. В будущем, если Афганистан интегрируется в ШОС, рамки безопасности и экономического сотрудничества ШОС будут охватывать всю Евразию, Центральную Азию, Южную Азию и Западную Азию.Если это не удастся сделать, то Афганистан станет изолированным островом среди стран ШОС и узким местом, перекрывающим связь регионов.

Продолжающийся российско-украинский кризис является самым серьёзным международным конфликтом со времён окончания холодной войны. Он окажет огромное влияние на международные отношения и ситуацию в мире, а также сильно изменит международную геополитическую обстановку. В этой новой международной среде теперь будет существовать и ШОС. Однако серьёзных проблем для ШОС это не создаст. Это связано с тем, что Китай и другие страны ШОС не участвуют в санкциях против России, инициированных США и Европой. Все они поддерживают нормальные отношения с Россией, и между странами ШОС не было никаких разногласий или противоречий из-за российско-украинского конфликта. Это не изменит основной политики Китая по развитию ШОС. Более того, происходящее заставит Китай придавать ещё большее значение региональному сотрудничеству и солидарности.

Источник: «ВАЛДАЙ» Международный дискуссионный клуб https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/sovremennye-podkhody-kitaya/

back to top