Современный азиатский потребитель: новые тенденции спроса и возможности для России

Современный азиатский потребитель: новые тенденции спроса и возможности для России / Е.Я.Арапова; М.: Издательство «МГИМО-Университет», 2023. 32 с.

Издание подготовлено при поддержке Программы развития МГИМО «Приоритет 2030».

Неравномерность глобального экономического развития, ставшее следствием колониального прошлого части развивающегося мира, с одной стороны, и продвижением «либеральных ценностей» и принципов Вашингтонского консенсуса, с другой, привело к 1990м гг. к фактическому разделению мира на два полюса глобальных экономических дисбалансов: положительному — с эпицентром в экспортоориентированных странах Восточной и Юго-Восточной Азии и отрицательному — с центром в лице США и других крупных экономик большой семерки.

Страны с формирующимся рынком — традиционные получатели иностранного капитала — стали крупным источником иностранных инвестиций, используемых для финансирования огромного и растущего дефицита счета внешних текущих операций США. Развивающиеся страны с относительно низким уровнем дохода фактически использовали свои сбережения для финансирования потребления в странах с высоким уровнем дохода при одновременном отказе от возможностей инвестирования во внутренние рынки.

Сразу после Глобального финансового кризиса 2007-2008 гг. тенденции начали меняться. Сохранявшаяся неопределенность в отношении доходов и резкий всплеск безработицы значительно замедлили рост потребления в странах G7, способствовали росту нормы сбережений и, как следствие, уменьшению глобальных дисбалансов.

Сокращение расходов в странах, имеющих дефицит, сопровождалось более быстрым восстановлением экономики стран с формирующимся рынком и стран-экспортеров биржевых товаров после кризиса.

Кроме того, страны Азии, сформировавшие положительный полюс глобальных дисбалансов, осознали свою уязвимость перед внешними шоками и зависимость от спроса на рынках развитых государств и встали на путь диверсификации источников экономического роста, реализации политики стимулирования внутреннего потребления и сокращения нормы сбережений.

Сегодня потребительский ресурс развитого западного мира фактически близок к исчерпанию, в то время как Азиатский регион обладает колоссальным недостаточно реализованным потребительским потенциалом. При 28% населения, на домохозяйства 10 стран Азии в преддверии глобального финансового кризиса (в 2007 г.) приходилось лишь 13% глобального частного потребления. К 2020 г. этот показатель вырос до 21%, однако он по-прежнему несопоставим с масштабами потребительского спроса в группе развитых стран ЕС и США, где на чуть менее 9% населения приходится более 44% мирового потребления домохозяйств. Иными словами, процесс расширения внутреннего потребления и диверсификации источников экономического роста уже начался, однако уровень потребления по-прежнему ниже среднемирового и существенно ниже потенциально возможного для региона с учетом его демографических особенностей и динамики социально-экономического развития.

Центр глобального потребления устойчиво смещается в Азию. Население региона растет существенно быстрее, нежели в группе развитых стран ЕС и США. При этом прирастающую категорию составляет стремительно расширяющийся средний класс, который и формирует платежеспособный спрос. Средне- и долгосрочный потребительский потенциал региона определяется и так называемым эффектом низкой базы, традиционно высокой склонностью азиатского населения к сбережению и относительно низкой эластичностью потребления по уровню дохода. Процесс региональной трансформации на горизонте 10-15 лет может предопределить смену региональной парадигмы, с одной стороны, и радикальные изменения глобальной торговой и финансовой конъюнктуры, с другой. По прогнозам МВФ в 2015 г. и последующие годы именно внутренний спрос будет обеспечивать наибольшую долю прироста ВВП стран Азиатско-Тихоокеанского региона, в то время как вклад чистого экспорта  прирост ВВП окажется ограниченным.

Тенденции частных потреблений домохозяйств определяются несколькими группами факторов:

  1. экономические (уровень дохода на душу населения, уровень располагаемого дохода, темп прироста доходов на душу населения, уровень благосостояния или накопленного дохода, уровень процентных ставок, уровень налогообложения);
  2. социальные (уровень инфляции, уровень безработицы, социальная политика, доступ к услугам образования и здравоохранения);
  3. демографические (численность населения, темп прироста численности населения, половозрастная структура населения, доля людей в трудоспособном возрасте);
  4. технологические (интенсивность внедрения трудосберегающих технологий, уровень развития инфраструктуры, доступ к интернет);
  5. цивилизационные (культурные, исторические, религиозные особенности, определяющие образ потребления).

Данные факторы определяют не только масштабы и интенсивность частного потребления домохозяйств, но и его отраслевую структуру, каналы потребления, а также тенденции регионального распределения частного потребления в Азии.

Источник:
Прокрутить вверх