«В 2024 году сохранятся текущие тренды, в целом ожидается рост объемных показателей… будут вводиться новые портовые мощности и инфраструктурные объекты, выйдут опытные образцы новых моделей подвижного состава», — управляющий партнер, сооснователь ROLLINGSTOCK Agency Александр Поликарпов рассказал каналу Logistan о перспективах развития транспортной отрасли России и Центральной Азии.
— Каковы наиболее заметные изменения, произошедшие в 2023 году в России?
— В 2023 году рынок перевозок и производства железнодорожного подвижного состава адаптировался к работе в новых условиях. Новые санкционные пакеты и ограничения больше не вызывали шокового эффекты для участников рынка, но требовали оперативной корректировки рабочих процессов.
На рынке железнодорожных перевозок сохранялись тренды, заложенные в 2022 году. В частности, на фоне высокого спроса на восточном направлении сохранялся дефицит провозных мощностей. При этом наблюдался высокий спрос на перевозки по всем направлениям экспорта. В ряде случаев грузы направлялись в азиатско-тихоокеанский регион через порты Северо-Запада России. Более того в 2023 году уже начали запускаться новые российские портовые мощности, которые стали стимулировать железнодорожные перевозки в южный и северо-западный бассейны.
Производители представили на рынок новые модели подвижного состава, в частности локомотивы 3ЭС8, 3ТЭ28, ТЭМ23, ЭМКА2, а также электропоезда ЭС104 и Иволга 4.0. Это первые результаты «импортозамещения образца 2022 года» российских производителей. Естественно, новые модели еще будут проходит обкатку и постепенно избавляться от «детских болезней». Однако эти процесс идут в рабочем режиме, более того в 2024 году будут представлены новые модели подвижного состава.
— С какими неожиданностями столкнулись вы и ваши коллеги?
— Санкции и рестрикции стали использоваться как инструмент конкурентной борьбы на мировом рынке подвижного состава. С одного стороны это говорит о высоком экспортном потенциале компаний «пространства 1520». С другой, применение подобных нерыночных инструментов конкурентной борьбы будет ограничивать доступ к мировым рынкам и приводят к дополнительным издержкам для покупателей и производителей техники.
На рынок Центральной Азии, где всегда традиционно сильные позиции занимали российские производители подвижного состава, стали активно выходить и заключать контракты европейские компании, в частности Stadler и Skoda Group. Закупка происходит по более высокой цене, чем готовы предлагать традиционные российские поставщики, эксплуатантам также потребуется привыкать к новой технике, нюансам ее эксплуатации и обслуживания.
Наша компания изначально работает на российском и международной рынках. Новости о новых моделях подвижного состава и отработке новых технологий на рынках России и стран СНГ вызывают живой интерес у мирового железнодорожного сообщества. Глобальный транспортный и железнодорожный рынки остаются тесно связаны, политические ограничения не сдерживают сотрудничество, но заставляют его принимать новые формы.
— Каким, на ваш взгляд, будет 2024 год?
— В 2024 году сохранятся текущие тренды, в целом ожидается рост объемных показателей. Спрос на транспортные услуги будет превышать возможности инфраструктуры, но также будут проявляться результаты вложенных ранее инвестиций: будут вводиться новые портовые мощности и инфраструктурные объекты, выйдут опытные образцы новых моделей подвижного состава.
Мы уже живем во эпоху перемен, поэтому в любой момент могут возникнуть новые «черные лебеди». Однако транспорт будет всегда востребован. Первый «черный лебедь» 2024 года — конфликт в Красном море показал, что у нас может быть еще больше работы.
— Какие вы сделали выводы из событий и итогов 2023 года? Что вы посоветуете коллегам?
— Ставить долгосрочные цели и планомерно идти к их достижению. Наша отрасль довольно устойчива и заложенный фундамент позволяет оперативно подстроиться под любые внешние условия. Поэтому надо работать и развиваться.