Спрос на транспортные услуги в России и Центральной Азии превысит возможности инфраструктуры

«В 2024 году сохранятся текущие тренды, в целом ожидается рост объемных показателей… будут вводиться новые портовые мощности и инфраструктурные объекты, выйдут опытные образцы новых моделей подвижного состава», — управляющий партнер, сооснователь ROLLINGSTOCK Agency Александр Поликарпов рассказал каналу Logistan о перспективах развития транспортной отрасли России и Центральной Азии. 

 

— Каковы наиболее заметные изменения, произошедшие в 2023 году в России? 

В 2023 году рынок перевозок и производства железнодорожного подвижного состава адаптировался к работе в новых условиях. Новые санкционные пакеты и ограничения больше не вызывали шокового эффекты для участников рынка, но требовали оперативной корректировки рабочих процессов. 

На рынке железнодорожных перевозок сохранялись тренды, заложенные в 2022 году. В частности, на фоне высокого спроса на восточном направлении сохранялся дефицит провозных мощностей. При этом наблюдался высокий спрос на перевозки по всем направлениям экспорта. В ряде случаев грузы направлялись в азиатско-тихоокеанский регион через порты Северо-Запада России. Более того в 2023 году уже начали запускаться новые российские портовые мощности, которые стали стимулировать железнодорожные перевозки в южный и северо-западный бассейны.

Производители представили на рынок новые модели подвижного состава, в частности локомотивы 3ЭС8, 3ТЭ28, ТЭМ23, ЭМКА2, а также электропоезда ЭС104 и Иволга 4.0. Это первые результаты «импортозамещения образца 2022 года» российских производителей. Естественно, новые модели еще будут проходит обкатку и постепенно избавляться от «детских болезней». Однако эти процесс идут в рабочем режиме, более того в 2024 году будут представлены новые модели подвижного состава.

Российский грузовой электровоз 3ЭС8 «Малахит»

 

— С какими неожиданностями столкнулись вы и ваши коллеги?

Санкции и рестрикции стали использоваться как инструмент конкурентной борьбы на мировом рынке подвижного состава. С одного стороны это говорит о высоком экспортном потенциале компаний «пространства 1520». С другой, применение подобных нерыночных инструментов конкурентной борьбы будет ограничивать доступ к мировым рынкам и приводят к дополнительным издержкам для покупателей и производителей техники.

На рынок Центральной Азии, где всегда традиционно сильные позиции занимали российские производители подвижного состава, стали активно выходить и заключать контракты европейские компании, в частности Stadler и Skoda Group. Закупка происходит по более высокой цене, чем готовы предлагать традиционные российские поставщики, эксплуатантам также потребуется привыкать к новой технике, нюансам ее эксплуатации и обслуживания.

Наша компания изначально работает на российском и международной рынках. Новости о новых моделях подвижного состава и отработке новых технологий на рынках России и стран СНГ вызывают живой интерес у мирового железнодорожного сообщества. Глобальный транспортный и железнодорожный рынки остаются тесно связаны, политические ограничения не сдерживают сотрудничество, но заставляют его принимать новые формы.

— Каким, на ваш взгляд, будет 2024 год?

В 2024 году сохранятся текущие тренды, в целом ожидается рост объемных показателей. Спрос на транспортные услуги будет превышать возможности инфраструктуры, но также будут проявляться результаты вложенных ранее инвестиций: будут вводиться новые портовые мощности и инфраструктурные объекты, выйдут опытные образцы новых моделей подвижного состава.

Мы уже живем во эпоху перемен, поэтому в любой момент могут возникнуть новые «черные лебеди». Однако транспорт будет всегда востребован. Первый «черный лебедь» 2024 года — конфликт в Красном море показал, что у нас может быть еще больше работы.

— Какие вы сделали выводы из событий и итогов 2023 года? Что вы посоветуете коллегам?

Ставить долгосрочные цели и планомерно идти к их достижению. Наша отрасль довольно устойчива и заложенный фундамент позволяет оперативно подстроиться под любые внешние условия. Поэтому надо работать и развиваться.

Источник:
Прокрутить вверх