Ставка на коридор «Север–Юг: Баку и Тегеран расширяют партнерство через транспорт

В центре визита президента Ирана в Азербайджан — запуск новых железнодорожных маршрутов, усиливающих транспортную связность и экономическое сотрудничество в регионе
 
Одной из наиболее обсуждаемых тем в рамках программы официального визита президента Ирана Масуда Пезешкиана в Азербайджан станет тема развития мультимодальных перевозок в рамках международного транспортного коридора «Север–Юг». В настоящее время в Азербайджане и сопредельных странах реализуются несколько ключевых инфраструктурных проектов, позволяющих увеличить пропускную способность западной ветки этого коридора.
 
В качестве одного из перспективных направлений выступает железная дорога Имишли – Парсабад.
 
В сентябре 2024 года российская компания «ВТБ – проектный офис» представила проект строительства новой железнодорожной линии, соединяющей Имишли (Азербайджан) и Парсабад (Иран). Этот маршрут рассматривается как альтернатива участку Решт–Астара, реализация которого сталкивается с задержками. Проект предусматривает строительство железной дороги с колеей 1520 мм, единой для России, Азербайджана и Ирана, а также создание цифровой платформы для управления международными перевозками.
 
Ожидается, что в течение текущего года активизируются работы по строительству железной дороги Решт – Астара.
 
Данный участок протяженностью около 163 км является ключевым звеном в западной ветке коридора «Север–Юг». В мае 2023 года Россия и Иран подписали соглашение о совместном строительстве этой линии, при этом Россия предоставила Ирану кредит в размере 1,3 млрд евро из общей стоимости проекта в 1,6 млрд евро. Иранская сторона уже профинансировала проектные работы на сумму 365 млрд туманов (около 73 млн долларов США) и начала выкуп земель под строительство. Начало строительных работ запланировано на весну-лето 2025 года, с предполагаемым сроком завершения в течение трех лет.
 
Другим важным проектом, который активно реализуется в регионе является иранский участок Зангезурского коридора.
 
Как известно, Зангезурский коридор предназначен для соединения основной части Азербайджана с Нахчыванской Автономной Республикой через территорию Армении. Однако, учитывая политические сложности, Иран и Азербайджан в октябре 2023 года договорились о создании альтернативного транзитного маршрута, который в Иране известен под названием «Аразский коридор», проходящего вдоль реки Араз через иранскую территорию. Этот маршрут позволит обеспечить транспортное сообщение между Азербайджаном и его Нахчыванским эксклавом, минуя территорию Армении. Данный маршрут также хорошо вписывается в систему транспортных коммуникаций в рамках МТК «Север-Юг», позволяющих странам-участницам выходить на смежные географические направления, в частности Восточное Средиземноморье и даже Северную Африку.
 
Таким образом, активно реализуемые в настоящее время в регионе масштабные проекты направлены на улучшение транспортной связности и развитие международных логистических коридоров. Они должны способствовать развитию торгово-экономических связей между Ираном и Азербайджаном, а также другими странами. Кроме того, благодаря этим проектам будет стимулироваться взаимная приграничная торговля, а страны региона будут вовлекаться в глобальные торговые маршруты.
Источник:
Прокрутить вверх