"Сухой порт" на Урале станет логистическим хабом для всей страны

Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев подписал распоряжение о создании межведомственной рабочей группы, которая займется проектом «Сухой порт». Среди 28 ее участников — представители ключевых министерств, Свердловской железной дороги (СвЖД), аэропорта Кольцово, управтодора, банкиры, таможенники и руководители логистических компаний.

"Сухой порт" на Урале станет логистическим хабом для всей страны
После выгрузки с поезда контейнеры станут доставлять заказчикам автотранспортом. / Татьяна Андреева/РГ

Конечно, немного странно слышать слово «порт» применительно к Уральским горам, которые были дном древнего океана каких-нибудь 500 миллионов лет назад. На самом деле термин перекочевал из морской логистики: «сухим портом» именовали тыловые склады, которые строили, чтобы разгрузить портовую инфраструктуру. В России застрельщиком этой технологии стал Санкт-Петербург, но сегодня понятие трактуется гораздо шире.

— Говоря «сухой порт», имеем в виду площадку, где сосредоточены технологии по перевалке и переработке грузов из больших партий в малые. И мультимодальность, то есть интеграцию разных видов транспорта, — уточняет начальник СвЖД Иван Колесников.

На Среднем Урале, по его мнению, имеются все предпосылки для реализации такого проекта: здесь хорошо развита сеть железных дорог (Свердловская магистраль обеспечивает 11 процентов погрузки РЖД). В прошлом году была реконструирована станция Екатеринбург-Сортировочный, теперь она может перерабатывать до 7000 вагонов в сутки, принимать составы с семи направлений. Сетевая маршрутизация позволяет собирать поезда не просто до соседней сортировочной станции Западно-Сибирской или Горьковской дорог, а сразу в московский регион, порты Балтики или Азово-Черноморского бассейна. Это касается не только контейнеров, но и полувагонов, крытых вагонов, платформ.

Второе преимущество Свердловской области — уже сложившаяся сеть автодорог, а замыкание ЕКАД и строительство скоростной федеральной трассы Москва-Казань-Екатеринбург с выходом на Тюмень и Челябинск позволит пропускать больше транзитных грузов. Кроме того, аэропорт Кольцово — крупный пассажирский и грузовой авиахаб. По задумке, «сухой порт» Екатеринбург станет ключевым звеном для выхода грузов с Северного широтного хода и Транссиба к морским портам. Теоретически в проект можно включить и речной транспорт, охватив Камский и Обский бассейны, припортовую инфраструктуру ямальской Сабетты. Таким образом, «сухой порт» может быть связан со всеми омывающими страну морями (их от Каспия до Северного Ледовитого океана — 13).

Мощность нового логистического хаба к 2030 году может достичь 60 миллионов тонн, к 2035-му — 80 миллионов

По предварительным оценкам, мощность нового хаба уже к 2030 году может достичь 60 миллионов тонн, к 2035-му — 80 миллионов. Причем контейнеры, выгруженные на терминале с поезда, будут доставлять конечному адресату фурами — еще за 300-800 километров.

Как пояснил «РГ» президент Уральской логистической ассоциации Николай Тушин, де-факто реализация проекта «сухого порта» уже началась. Его особенность в том, что не будет единой управляющей компании и статуса резидента у участников. Сейчас в Свердловской области три контейнерных терминала, но суммарно они могут принимать не более 5-6 поездов в сутки или чуть меньше 300 тысяч TEU в год (единица измерения, равная объему стандартного двадцатифутового контейнера. — Прим. ред.). Но уже скоро ситуация изменится. В ноябре состоится официальное открытие транспортно-логистического центра (ТЛЦ) «Уральский», построенного в семи километрах от станции Аппаратная. Его проектная мощность — 600 TEU в год. Первый контейнерный состав здесь приняли в сентябре, а планы — 12-16 составов длиной 71 вагон в сутки, обработка каждого всего за три часа благодаря применению сетевой технологии, время в дороге от Москвы до Екатеринбурга — 41 час вместо 48. ТЛЦ свяжут с ЕКАД две развязки.

— Это простимулирует логистические компании часть грузопотока перевести с автотранспорта на железнодорожный, — считает председатель совета директоров Екатеринбургского транспортного терминала Александр Кохидзе. — Терминал будет работать в тесной связке с РЖД. Рассматриваем развитие новых транспортных коридоров через Казахстан и сухопутные погранпереходы в КНР. Перспектива — за сборными контейнерными поездами до 100 условных вагонов. Проводя два состава в одну нитку графика, мы сможем увеличить объем перевозок вдвое.

ТЛЦ «Уральский» с учетом его значимости для экономики региона и всей страны включен в перечень системообразующих организаций транспортного комплекса РФ. Следующий опорный ТЛЦ сдадут в 2023 году в Новосибирске, на очереди — «тыловой» город Артем в Приморье.

Кроме ТЛЦ «Уральский» в окрестностях Екатеринбурга, на станции Большое Сидельниково, к 2030 году РЖД собирается построить «грузовую деревню», рассчитанную на прием от трех до пяти миллионов тонн товаров. По словам экспертов, никакого противоречия в этом нет: в «сухом порту» может быть не одна, а несколько площадок. Главное — синхронизировать работу всех малых и больших товарных дворов, логистических центров, выстроить мостики между железной дорогой и складами, поскольку в последние годы эта инфраструктура развивалась без привязки к поездам.

По данным компании «ФЕСКО Интегрированный Транспорт» (ФИТ), за восемь месяцев Урал показал существенный рост контейнерных перевозок в сторону черноморских портов — на 35 процентов, экспорт вообще кардинально переориентировался на это направление (плюс 76 процентов). Кроме того, серьезно приросли в объемах погранпереходы в Китай: на 89 и 75 процентов соответственно импорт и экспорт. Этому во многом способствует географическое положение региона: многие грузоотправители меняют схемы отправки товаров, отдавая предпочтение срединному пути.

— Дополнительные мощности «сухого порта» позволят наращивать объемы обработки грузов, так как мы не будем испытывать инфраструктурных ограничений, — резюмирует исполнительный директор ФИТ Леонид Шляхтуров.

 
 

Источник: RG.RU

Прокрутить вверх