Сухопутные ворота

Автор: Наталья Скорлыгина

Новый вектор перевозок требует развития погранпереходов

Разворот на Восток потребовал от ОАО РЖД пристального внимания к развитию сухопутных трансграничных перевозок и расширения инфраструктуры погранпереходов. Грузопоток через железнодорожные погранпереходы с Китаем вырос в январе—июле почти на 20%. В планах ОАО РЖД — развитие всех погранпереходов в Китай, в том числе работы по станциям Забайкальск, Гродеково, Камышовая. Параллельно компания развивает южное направление, где ведется строительство станции Самур-II, а также работы по снятию инфраструктурных ограничений, которые позволят обеспечить увеличение грузопотока по международному транспортному коридору «Север—Юг».

Сухопутные ворота
Фото: Пресс-служба ОАО РЖД

Перевозки на Восток по суше

С поворотом экономики на Восток, потребовавшим развития линейной железнодорожной инфраструктуры и подходов к морским портам, отдельную важность приобрело обеспечение перевозки грузов в Китай через сухопутные пограничные переходы. Спрос на эти перевозки постоянно растет. По данным Дальневосточной железной дороги, за семь месяцев через ее погранпереходы перевезено на 19,4% больше, чем годом ранее (более 8 млн тонн).

Среди существующих пунктов пропуска крупнейшим является железнодорожный пункт пропуска (ЖДПП) «Забайкальск—Маньчжурия», пропускающий около 16 млн тонн грузов в год. В первом квартале пропуск через него вырос в 1,6 раза, до 4,9 млн тонн, в том числе более 4,3 млн тонн — на экспорт.

В 2022 году перевозки через ЖДПП «Гродеково—Суйфэньхэ» остались на уровне 2021-го, составив 8,2 млн тонн, в том числе на экспорт отправлено 1,8 млн тонн руды, 1,7 млн тонн угля и 1,1 млн тонн грузов в контейнерах. Но в 2023 году объем перевозок через этот погранпереход растет высокими темпами. Так, за семь месяцев существенно увеличен экспорт через него в Китай: объемы угля выросли в 1,4 раза, до 1,2 млн тонн, руды — в 1,3 раза, до 1,1 млн тонн, в 3,5 раза вырос экспорт хлебных грузов. Встречным потоком направилось почти вдвое больше контейнерных грузов (16 тыс. тонн) и в 1,3 раза больше стройматериалов (65,5 тыс. тонн). Всего экспортно-импортные грузоперевозки через «Гродеково—Суйфэньхэ» составили 4,8 млн тонн, увеличившись на 3,2%.

Погранпереход «Махалино—Хуньчунь», возобновивший работу в 2013 году, также увеличивает пропуск — не в последнюю очередь благодаря переводу на круглосуточный режим работы. Так, в 2022-м при заметном приросте передачи угля через этот переход кратно — более чем в пять раз — выросли перевозки контейнеров. Всего через этот погранпереход перевезли в 2022 году 3,5 млн тонн грузов — на 24,3% больше, чем в 2021-м. В первом полугодии 2023-го грузопоток составил 2,7 млн тонн.

В прошлом году к трем погранпереходам с Китаем прибавился еще один. 7 июля 2022 года открыт новый ЖДПП «Нижнеленинское—Тунцзян». Его пропускная способность составляет 5,5 млн тонн грузов в год с перспективой роста до 9,6 млн тонн. Пункты пропуска на этом погранпереходе работают в круглосуточном режиме. Через «Нижнеленинское—Тунцзян» за семь месяцев перевезено 1,6 млн тонн грузов, в том числе 1,1 млн тонн угля и 482 тыс. тонн руды. В июле со стороны Китая по мосту прошел первый контейнерный состав с импортными грузами. Готовится к отправке первый поезд с экспортными контейнерами.

Всем станциям — расширение

Потенциал действующих погранпереходов с Китаем исчерпан не полностью. Несмотря на рост перевозок, существуют значительные резервы пунктов пропуска. По данным ОАО РЖД, по состоянию на август они позволяют дополнительно передавать не менее пяти-шести поездов в сутки. Однако это не отменяет необходимости реконструкции и расширения имеющихся пунктов.

По планам Минтранса в 2024 году ожидается реконструкция ЖДПП «Махалино—Хуньчунь», в 2026-м — пунктов «Гродеково—Суйфэньхэ» и «Наушки—Сухэ-Батор» (погранпереход с Монголией, пропускающий также транзитные грузы из Китая и в Китай). По двум последним, по данным ФГКУ Росгранстрой, завершение проектирования должно состояться уже в нынешнем году.

Развивая крупнейший погранпереход, ОАО РЖД продолжает реконструкцию станции Забайкальск, вложения в которую с 2009 года составили свыше 18 млрд руб. В марте 2022-го глава Минтранса Виталий Савельев и глава ОАО РЖД Олег Белозеров открыли новый перегрузочный пункт в Забайкальске, за счет которого среднее время нахождения вагона под перегрузочными операциями сокращается с 24 до 18 часов, перерабатывающая способность вырастает со 134 до 194 вагонов в сутки. В декабре 2022 года был открыт приемоотправочный парк (как сообщает Забайкальская железная дорога, удлинены приемоотправочные пути колеи 1435 мм, проведена укладка 24 стрелочных переводов, построены соединительные пути с контейнерным терминалом) — завершилась первая очередь реконструкции станции. Следующий этап реконструкции позволит увеличить пропускную способность станции Забайкальск с 18 пар поездов в сутки в КНР и 24 из КНР до 32.

В мае президент Владимир Путин дал поручение ускорить работы по станции Забайкальск, предусмотрев строительство второго главного хода в город Маньчжурия по узкой колее с завершением строительства узкоколейных парков и рассмотрев совместно с КНР вопрос о синхронизации соответствующих работ.

На погранпереходе «Гродеково—Суйфэньхэ» ОАО РЖД развивает станцию Гродеково, реконструкция которой, согласно инвестпрограмме ОАО РЖД, должна быть завершена в 2024 году. Она позволит увеличить провозную способность станции на 5,5 млн тонн, до 17,7 млн тонн, за счет увеличения длины и веса поезда. Компания реконструирует парк соседней станции Сосновая Падь и удлиняет два приемоотправочных пути, что позволит увеличить длину состава до 71 условного вагона, а максимальный вес поезда — с 3,6 тыс. до 5,2 тыс. тонн.

В рамках развития погранперехода «Махалино—Хунчунь» ОАО РЖД ведет реконструкцию обслуживающей его станции Камышовая. В 2022 году на участке Махалино—Камышовая модернизировали путевое хозяйство: ввели в строй 4 новых пути, уложили 13 стрелочных переводов, обновили систему управления движением станции.

Основной целью реконструкции пункта пропуска Наушки является увеличение его пропускной способности вдвое. Параллельно с реконструкцией пункта пропуска, которую ведет Росгранстрой, Восточно-Сибирская железная дорога занимается реконструкцией перегрузочного комплекса и удлинением приемоотправочных путей. Инвестпрограмма ОАО РЖД предусматривает завершение строительно-монтажных работ по станции Наушки в 2025 году с увеличением ее провозной способности с 9,7 млн до 15 млн тонн в год.

Новые переходы

Параллельно расширению имеющихся ЖДПП на границе с Китаем ведется проработка новых погранпереходов. По итогам прошлогоднего ВЭФа ОАО РЖД объявило, что совместно с субъектами федерации приступило к предварительной проработке создания новых ЖДПП с Китаем («Староцурухайтуйский—Хэйшаньтоу», «Благовещенск—Хэйхэ» и «Джалинда—Мохэ»).

Наиболее активно сейчас прорабатывается проект «Джалинда—Мохэ» в Амурской области. Этот погранпереход был закрыт в 2008-м, но с прошлого года активно обсуждается его восстановление. Его предварительная стоимость, по расчетам Минтранса,— $250 млн, грузовая база — до 24,1 млн тонн.

Осенью 2022 года создана межведомственная рабочая группа с участием Минтранса, МИДа, ОАО РЖД, правительств Амурской области, Якутии и Кузбасса, а также представителей бизнеса, а в декабре — и международная рабочая группа с участием руководства провинции Хэйлунцзян, Харбинского отделения Китайских железных дорог и других. Уже на первом заседании китайская сторона обозначила источники финансирования китайской части проекта — это средства государственного и провинциального бюджетов (строительство железной дороги Чаньин—Ляньян протяженностью 95 км в провинции Хэйлунцзян предусмотрено в программе развития железных дорог до 2035 года). На том заседании обсуждались три типа моста: однопутный, двухпутный железнодорожный и совмещенный для автомобильного и железнодорожного транспорта. Но в июне глава Амурской области Василий Орлов рассказал, что российская и китайская сторона договорились, что нужно строить совмещенный мост для автомобильного и железнодорожного движения, и сегодня обсуждаются три варианта его строительства: два рядом, один над другим, а также вариант, при котором по железнодорожному пути в отсутствие поездов запускается автотранспорт.

Помимо собственно строительства моста в рамках проекта необходимо модернизировать недействующий участок пути от Сковородино до Рейново протяженностью 68 км. «Железные дороги Якутии» (ЖДЯ; 42,47% принадлежит ОАО РЖД, 54,11% — минимущества Якутии) планируют до конца года приступить к его восстановлению, сообщил в августе глава ЖДЯ Василий Шимохин. Сейчас рассматривается вариант возобновления работы смешанного (автомобильно-водного) пункта пропуска и комбинированной доставки грузов железнодорожно-автомобильно-водным транспортом.

Параллельно осуществляется поиск средств на реализацию проекта «Джалинда—Мохэ». Еще на прошлом ВЭФе об интересе к этому проекту заявили «Бамтоннельстрой-Мост» Руслана Байсарова и Газпромбанк. В мае Василий Орлов попросил президента включить проект строительства международного железнодорожного моста Джалинда—Мохэ в план развития ключевых направлений российско-китайского экономического сотрудничества до 2030 года, а также докапитализировать ВЭБ.РФ в целях его реализации. В ВЭБ.РФ, в свою очередь, говорили, что взаимодействуют «с инициатором проекта, потенциальными сокредиторами, а также соответствующими ФОИВами по данному проекту», уточняя, что обсуждается предварительная финмодель «с учетом структуры сделки в рамках концессии с привлечением средств коммерческого банка-партнера, а также инструментов поддержки ВЭБа».

Проект «Благовещенск—Хэйхэ» предполагает возможное строительство железнодорожного моста через Амур вслед за автомобильным, введенным в эксплуатацию в июне 2022-го после долгого строительства. Но возведение железнодорожного моста пока в стадии рассмотрения. Развитие железных дорог в этом узле пока направлено на обеспечение вывоза грузов, поступающих по автомобильному мосту. Логисты уже осваивают эти объемы. Так, АО «РЖД Бизнес Актив» предлагает сервис по доставке через автомобильный мост из Хэйхэ контейнерных грузов на открытый в прошлом году таможенный пункт «Каникурган», пока работающий по временной схеме, и дальнейшую отправку из Благовещенска по железной дороге.

С целью расширения приема поступающих из Китая по мосту грузов расширен терминал «Благовещенск». По данным администрации Амурской области, представленным в марте, также обсуждается технологическое присоединение и развитие узла станции Березовка с модернизацией терминала на станции.

Погранпереход «Староцурухайтуйский—Хэйшаньтоу», где функционирует автомобильный пункт пропуска, призван разгрузить Забайкальск. Рабочая группа по энергетике при Госсовете по инициативе правительства Забайкальского края предлагала правительству рассмотреть строительство на территории края нового погранперехода для перевозки угля еще в 2021 году (см. “Ъ” от 29 января 2021 года). По оценкам главы Минвостокразвития Алексея Чекункова, потенциальная грузовая база будущего погранперехода — «с лихвой за 45 млн тонн».

Южный вектор

Дальний Восток не единственный фокус усилий по развитию железнодорожных связей с сопредельными дружественными государствами. С конкретизацией планов по развитию международного транспортного коридора (МТК) «Север—Юг» (путь в Иран и Индию через Каспий или в обход него по восточному либо западному берегу), потенциальный грузопоток по которому, говорил на ПМЭФ глава ОАО РЖД Олег Белозеров, может в перспективе превысить 100 млн тонн, особую значимость приобретает южное направление.

На южном направлении необходимо и предусмотрено развитие железнодорожного погранперехода «Самур—Ялама» на границе с Азербайджаном. Грузопоток через него в 2022 году вырос в 1,6 раза в части провезенного тоннажа (до 7,8 млн тонн) и в три раза — в части контейнеров, до 19 тыс. TEU, отражая рост торговли с Азербайджаном, товарооборот РФ с которым в 2022 году вырос на 24%, до $4 млрд. В январе—июле через ЖДПП «Самур—Ялама» проследовало около 4,8 млн тонн и свыше 24,3 тыс. TEU, что, соответственно, на 23,7% и в три раза больше, чем за аналогичный период годом ранее. Отдельно высокими темпами растет транзит через Азербайджан в Иран: если за 2022 год на этом направлении было перевезено 342,5 тыс. тонн и 423 TEU, то за семь месяцев транспортировали почти столько же в весовом выражении, что и за весь прошлый год (317,7 тыс. тонн), и более чем вдвое больше контейнеров (943 TEU).

О необходимости увеличить мощности ЖДПП «Самур—Ялама» в апреле Олег Белозеров говорил на встрече с председателем Азербайджанских железных дорог Ровшаном Рустамовым. Дефицит мощности погранпереходов на этом направлении существует не только у железных дорог — спрос на мощности есть и в сфере автоперевозок, где ведется реконструкция МАПП «Яраг—Казмаляр» и уже введены семь полос движения, на круглосуточный график переведен погранпереход «Ново-Филя». и в марте был запущен новый автомобильный погранпереход между Россией и Азербайджаном «Ханоба»».

В октябре 2022 года первый замгендиректора ОАО РЖД Вадим Михайлов объявил, что компания вложит 11 млрд руб. в развитие инфраструктуры на границе с Азербайджаном до 2025 года. Сейчас ОАО РЖД реализует проект по переводу участка Дербент—Самур—госграница с Азербайджаном на переменный ток, что позволит сократить затраты и простой поездов на станции Дербент. По станции Самур-II в 2025 году ОАО РЖД планирует завершить строительно-монтажные работы, увеличив провозную способность на 7 млн тонн в год, до 15 млн тонн. На станции Самур-II будет создан цифровой железнодорожный пункт пропуска. «Реализация проектов позволит снизить затраты на содержание и эксплуатацию основных фондов, проведение сервисного обслуживания и ремонтов локомотивов, а также на простой поездов на станции Дербент при смене родов тока»,— отмечают в ОАО РЖД.

Развитие экспорта на юг и освоение МТК «Север—Юг» требует не только расширения погранпереходов, но и строительства линейной инфраструктуры на всей протяженности южного маршрута. В частности, одним из элементов развития МТК «Север—Юг», позволяющих снять инфраструктурные ограничения на российской части коридора, является западный обход Саратова, который сейчас строит ОАО РЖД и который надеется ввести досрочно, в 2025 году вместо 2026-го. Всего в рамках проекта планируется построить 142 км электрифицированного пути и установить 11 мостов. Также на развитие этого направления работает развитие грузового терминала Волжский — в рамках модернизации планируется удлинить подкрановый путь и расширить контейнерную площадку, увеличив ее вместимость в 1,7 раза.

Источник:
Прокрутить вверх