«Тактильный саммит»: как Байден прощупывает почву в Юго-Восточной Азии

Автор: АЛЕКСАНДР С. КОРОЛЁВ

Кандидат политических наук, заместитель заведующего Евразийским сектором Центра комплексных европейских и международных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Первый за последние шесть лет саммит США – АСЕАН прогремел, но не увенчался прорывом. Главный его результат – Байден прощупал почву для дальнейшего укрепления диалога и вручил АСЕАН несколько бонусов – признание, деньги и посла. На короткой дистанции этого может хватить, чтобы польстить ассоциации, но Байдену ещё придётся доказать на деле, что нынешняя интрижка с АСЕАН может перерасти во что-то более серьёзное и системное.

ГудБАЙден Америка, где не был никогда!

Завершившийся 13 мая 2022 г. двухдневный саммит США – АСЕАН в Вашингтоне оказался богатым на символичные жесты и пафосные фразы. Формально саммит был проведён на уровне глав государств, однако лидеры не всех стран Ассоциации добрались до Вашингтона. Отличись Мьянма и Филиппины. В первом случае страна попала в чёрный список из-за пребывания у руля военной хунты, представители которой не допускаются до официальных мероприятий. США даже всерьёз обсуждали возможность поставить пустое кресло в знак протеста от имени изгнанного правительства Мьянмы. В случае Филиппин – уходящий с поста президента Родриго Дутерте заявил, что не хочет принимать решения за своего преемника, сына бывшего диктатора Маркоса-младшего, которому теперь придётся расхлёбывать все трудности в американо-филиппинских отношениях, унаследованные при его предшественнике. Дутерте попрощался с США, так ни разу и не побывав там с официальным визитом за время своего президентства.

 Асеановский централ: ветер юго-восточный

Помимо уровня представительства, проведение саммита вызвало резонанс ещё по ряду причин.

Во-первых, в этом году исполняется 45 лет американо-асеановскому диалогу. Чем не повод красиво отметить это событие?

Во-вторых, это первый саммит АСЕАН – США в американской столице и первая со времен Барака Обамы встреча подобного уровня, и, наконец, первая за последние пять лет очная встреча с участием президента США с главами стран – членов ассоциации.

В-третьих, нынешний глава Белого дома не был скуп на лестные отзывы в адрес АСЕАН. Джо Байден заявил о запуске новой эры отношений между сторонами и отметил, что в ближайшие 50 лет США и АСЕАН будут вместе творить историю.

Он также отметил, что центральная роль АСЕАН находится в самом сердце внешнеполитической стратегии американской администрации. Примечательно, что фраза про центральную роль АСЕАН была произнесена неоднократно в ходе саммита. Желание Байдена «присесть на уши» и выписать тонну комплиментов ассоциации понятна. Многие страны объединения недовольны тем, как его администрация выстраивает политику в отношении Юго-Восточной Азии. Поэтому ему важно подобрать ключи к сердцам глав стран – членов «десятки» и убедить их в серьёзности своих намерений.

О повестке

Первое, что бросается в глаза, – небывало пёстрая повестка саммита. Тут и борьба с пандемией, и экономическое сотрудничество, и обсуждение северокорейской проблемы, и «зелёная» повестка. Нашлось место и дежурному обсуждению территориальной проблемы в Южно-Китайском море. Стороны стандартно выступили с завуалированной критикой в адрес КНР и в итоговом совместном заявлении сделали несколько аккуратных формулировок в духе необходимости поддержания среды, которая будет благоприятствовать переговорам по Кодексу поведения сторон в ЮКМ. Участники саммита также высказали обеспокоенность текущим кризисом в Мьянме и подчеркнули приверженность асеановскому консенсусу из пяти пунктов по урегулированию ситуации в стране.

Не обошлось дело и без более чувствительных и неудобных вопросов для АСЕАН – украинского кризиса. Задача максимум для США – подтолкнуть Ассоциацию к более откровенной и понятной позиции по Украине, что не скрывают представители Белого дома. Однако на данном этапе это почти не реализуемый сценарий. В результате стороны ограничились призывами к уважению суверенитета, политической независимости и территориальной целостности и немедленному прекращению боевых действий без какого-либо упоминания России.

Байден, дары приносящий

Были и конкретные решения, носящие экономический и институциональный характер. Байден выписал очередной чек на 150 млн долларов на поддержку стран АСЕАН по широкому спектру направлений, включая береговую охрану, изменение климата и инфраструктурное строительство.

Во-первых, он специально подчеркнул, что дополнительное выделение денежных средств – это не одиночная акция, а продолжение начатой в прошлом августе политики американской администрации по развитию двустороннего диалога. Во-вторых, новый пакет финансовой помощи, как и предыдущие, подаётся под брендом Индо-Тихоокеанского региона, что подчёркивает серьёзный настрой администрации Байдена в отношении этого региона и желание пристегнуть АСЕАН к американской стратегии ИТР для сдерживания КНР. В эту же логику вписывается выделение 60 млн долларов на углубление сотрудничества со странами ассоциации в вопросах обеспечения морской безопасности. В этом решении очевидно прослеживаются опасения США по поводу усиления китайского присутствия в ЮКМ и попытка сыграть на страхах самой АСЕАН.

Наконец, обращают на себя внимание и долгожданные кадровые изменения – президент США выдвинул Йоханнеса Абрахама, одного из своих ближайших советников, на пост посла США в АСЕАН, который оставался вакантным последние пять лет. Тем самым Байден решил сделать ставку на бо́льшую институционализацию диалога с АСЕАН, недостаток которого вызывал раздражение в Юго-Восточной Азии. Кроме того, этим шагом он продолжил свой курс на назначение высокопоставленных чиновников из команды Барака Обамы на важные государственные посты, ответственные за азиатское направление внешней политики США. Ранее Байден уже назначал Курта Кэмпбелла на должность координатора по делам ИТР в Совете национальной безопасности.

Стороны также обязались повысить статус отношений до всеобъемлющего стратегического партнёрства в ноябре 2022 г. в ходе юбилейного 10-го саммита АСЕАН – США. В этом компоненте Пекин обскакал Вашингтон, заключив аналогичное соглашение с «десяткой» год назад.

Двусторонний саммит создал многочисленные инфоповоды, но не увенчался прорывными решениями. Справедливости ради, ни Вашингтон, ни страны-члены АСЕАН на это и не рассчитывали. Да и объективных причин для этого в текущих условиях нет. Главный его результат – Байден прощупал почву для дальнейшего укрепления диалога и пошёл на несколько простых, но понятных и приятных для АСЕАН шагов вроде назначения посла, предоставления финансовой помощи и обсуждения нового формата взаимодействия. На ближней дистанции этого достаточно, чтобы удовлетворить часть запросов ассоциации, но в более отдалённой перспективе администрации Байдену придётся придумать более изощрённые приёмы, чтобы добиться расположения АСЕАН.

Прокрутить вверх