Сегодня Азия – центр мировой торговли и экономики. На порты Азии приходится более 60% мировых морских грузоперевозок, принимая во внимание потенциал для роста азиатских экономик, можно прогнозировать увеличение этой доли в будущем. На данный момент из ТОП-10 портов мира по объемам грузоперевозок 9 расположено в Азии и только 1 в Европе – Роттердам. Из ТОП-10 азиатских портов 8 расположены в Восточной Азии, из них 7 в Китае, 1 в Корее, оставшиеся 2 порта расположены в Юго-Восточной Азии.
Порт-Кланг – это крупнейший морской порт Малайзии и 12-й в мире по объемам товарооборота. Порт находится в 40 километрах от Куала-Лумпура, поэтому его еще называют «морскими воротами» столицы, так как он всегда являлся одним из основных торговых объектов Малайзии. Порт-Кланг связан торговыми путями с более чем 500 портами в 120 странах мира. Расположение в Малаккском проливе делает его важным перевалочным пунктом во время транзита товаров из Азии в Европу. Грузооборот порта – 12,2 млн TEU.
Порт Тяньцзиня – это крупнейший морской порт на севере Китая, именно он обслуживает морские грузоперевозки столичного региона, так как находится в 170 километрах от Пекина. Порт связан торговыми путями с 600 портами в 180 странах мира. Порт также является одним из драйверов развития Тяньцзиньской зоны экономического и технического развития, где расположены производственные предприятия крупнейших мировых компаний, тут расположены 76 компаний из рейтинга Fortune 500. Грузооборот порта –17,3 млн TEU.
Порт Гонконга на протяжении всей истории играл ключевую роль в торговле между Европой и Азией. В дальнейшем, когда Гонконг приобрел статус свободного порта, он стал привлекательным местом для размещения офисов международных торговых компаний, которым он остается и по сей день. Сегодня Порт Гонконга является частью Морского Шелкового пути и воротами в Китай. Он уже не является самым загруженным портом в мире, однако сохраняет ключевую позицию в глобальной системе морских грузоперевозок. Грузооборот порта – 18,3 млн TEU.
Морской порт Циндао расположен в провинции Шаньдун и является важным транспортным узлом в Восточной Азии. Он имеет морские связи с 700 портами в 180 странах мира. Порт Циндао является глубоководным, поэтому он способен принимать крупнейшие в мире грузовые суда и нефтяные танкеры. Порт также является частью инициативы «Один пояс один путь», имея развитую портовую, железнодорожную, автомобильную и трубопроводную инфраструктуру, позволяя эффективно осуществлять транспортировку всех грузов. Грузооборот порта – 21,01 млн TEU.
Порт Пусан – это самый крупный порт Республики Корея и один из крупнейших портов в Восточной Азии. Он является частью китайской инициативы «Один пояс один путь» и активно участвует в развитии мультимодальных перевозок из Азии в Европу. Порт Пусан имеет тесные связи с портами Китая и Японии и является крупным перевалочным центром в АТР. Порт также является глубоководным и может принимать большие торговые суда. Грузооборот порта – 21,99 млн TEU.
Порт Гуанчжоу – это один из центральных инфраструктурных объектов, обеспечивающих экспорт китайской продукции другие регионы мира. Его развитие шло параллельно развитию провинции Гуандун в рамках политики «реформ и открытости». Он обеспечивает транспортировку грузов для всего района дельты Жемчужной реки. Сейчас порт Гуанчжоу активно развивается в свете формирования зоны «Большого залива». Грузооборот порта – 23,22 млн TEU.
Порт Шэньчжэня – это еще один порт в провинции Гуандун, который является результатом политики «реформ и открытости». Порт Шэньчжэня в последние десятилетия постепенно перетягивает траффик порта Гонконга, становясь важнейшим логистическим узлом в регионе. Однако, на данный момент порты функционируют взаимосвязанно, так как у них разные налоговые и таможенные режимы, этим определяется тот факт, что порт Шэньчжэня более ориентирован на экспорт продукции. Грузооборот порта – 25,77 млн TEU.
Глубоководный порт Нинбо – это огромный комплекс, где расположен 191 причал, 39 глубоководных причалов, нефтяной терминал и причал для приема жидких химических продуктов, а также другие инфраструктурные объекты позволяющие работать с различными типами грузов. Порт Нинбо также является крупным логистическим центром для предприятий электронной коммерции. Грузооборот порта – 27,54 млн TEU.
Порт Сингапура долгое время был крупнейшим в мире портом по тоннажу и грузообороту, являясь ключевым логистическим хабом в Малаккском проливе, который соединяет Тихий и Индийский океаны. Сейчас в порту Сингапура ведется реорганизация. Создается новое технологичное автоматизированное портовое пространство, которое станет крупнейшим автоматизированным портом в мире к 2040 году. Новые технологии позволят порту Сингапура конкурировать с китайскими портами, которые уже оттягивают на себя большую часть морского грузооборота. Грузооборот порта – 37,2 млн TEU.
В 2005 году Шанхай обогнал Сингапур по объемам грузооборота и занял первое место в мире по этому показателю. Порт Шанхая – это важнейший логистический узел экономического региона дельты реки Янцзы, который обеспечивает логистику для провинций Анхой, Цзянсу, Чжэцзян и Хэнань. Фактически Шанхай является самым важным элементов во внешнеторговой политике Китая. Грузооборот порта – 43,3 млн TEU.
Источник: РАСПП