Опыт турецкого социально-экономического развития представляет собой довольно интересный и поучительный пример для других стран. XXI в. начался для Турции с серьезного финансового кризиса, но грамотная политика Партии Справедливости и Развития, пришедшей к власти в 2002 г., позволила добиться сокращения бюджетного дефицита и снижения инфляции, привлечь иностранных инвесторов и обеспечить устойчивый экономический рост.
За десятилетием успехов последовал период структурного замедления: за 2010-2020 гг. Турции не удалось вырваться из «ловушки среднего уровня развития», однако это не означает полного отсутствия прогресса по другим направлениям, что мы надеемся показать в настоящей статье.
Стартовав со «счастливой» отметки в $777 млрд, ВВП Турции за минувшее десятилетие описал дугу и к 2020 г. едва превысил $720 млрд. До середины 2010-х гг. турецкая экономика продолжала двигаться вверх «по инерции», приблизившись к триллиону долларов валового продукта. Последовавший за этим структурный экономический кризис, конфликт с Россией в 2015 г. и неудачная попытка государственного переворота в 2016 г. неизбежно привели к снижению притока средств из внешних источников, в результате чего произошло охлаждение потребительского рынка и упали темпы роста. Едва начав восстанавливаться после кризиса, экономика Турции подверглась «ковидной» атаке и завершила десятилетие на уровне даже ниже стартового.
Все это время курс лиры летел в пропасть. Мы привыкли ругать российский рубль, курс которого к доллару с 1998 года снизился в 12 раз, однако, курс лиры к доллару за то же время упал примерно в 30 раз. Только за 2010-2020 курс лиры к доллару США упал в 5 раз.
Изменения подушевого ВВП во многом определяются общей макроэкономической динамикой, поэтому по данному показателю также наблюдается снижение. За рассматриваемый период ВВП на душу населения сократился с $10,7 тыс. до $8,5 тыс., что, тем не менее, не помешало Турции сохранить позицию среди стран с подушевым доходом выше среднего по классификации Всемирного Банка.
При этом следует отметить высокую степень открытости турецкой экономики, о чем свидетельствует растущий товарооборот. К 2020 г. объем внешней торговли достиг $389,1 млрд., что сопоставимо с половиной турецкого ВВП. Главной экспортной отраслью является производство транспортных средств, спросом на мировом рынке пользуется также бытовая техника турецкого производства, одежда и обувь, а также свежие овощи и фрукты. Однако удельный вес высокотехнологичной продукции в экспорте в последние годы составляет около 2,5%, что ставит вопрос о необходимости структурной перестройки турецкой обрабатывающей промышленности. Для этого правительство активно применяет различные инструменты привлечения иностранных инвесторов, развивает специальные экономические зоны и технопарки.
Географическое положение и природно-климатические условия Турции благоприятны для развития почти всех видов альтернативной энергетики. Наибольшим потенциалом обладает гидроэнергетика, важное место занимают геотермальные, приливные, ветряные и солнечные электростанции. Благодаря этому, доля возобновляемой энергии в общей структуре производства многократно выросла (с 1,9% в 2010 г. до 17,6% на конец периода).
Турции за рассматриваемый период удалось на треть увеличить удельный вес расходов на НИОКР в ВВП. При этом частный сектор обеспечил большую половину расходов на перспективные разработки. В промышленном секторе проекты в основном направлены на разработку и внедрение инновационных практик и повышение конкурентоспособности предприятия. Тем не менее, текущего уровня расходов на НИОКР (1,03% ВВП) явно недостаточно для обеспечения структурной перестройки промышленности и увеличения производства средне- и высокотехнологичной продукции.
В качестве одного из приоритетов национальной стратегии развития Турции на второе десятилетие XXI в. была определена цифровизация экономики. Несмотря на нехватку технологий, что мешает стране идти «в ногу» с наиболее продвинутыми IT-решениями, Турции удалось довести долю цифровой экономики до 6,5% ВВП к 2020 г.
Нужно отметить, что за последние 20 лет Турция добилась одних из самых заметных в мировом масштабе успехов на пути искоренения нищеты. Сокращение числа бедных и малоимущих граждан, совершенствование системы социального обеспечения и поддержки было основным направлением социальной политики Партии Справедливости и Развития. Бедные слои населения получают помощь в виде продовольствия, топлива, а также субсидий на образование и здравоохранение. Уровень 2020 г. позволяет утверждать, что цель по искоренению крайней бедности во многом была успешно достигнута.
Тем не менее, проблема неравенства в распределении доходов по-прежнему сохраняет актуальность. Доказательством тому является увеличение числа долларовых миллионеров. За десять лет их стало в три раза больше: 114 тыс. в 2020 г. против 37 тыс. на начало рассматриваемого периода.
Подводя общие итоги, следует в первую очередь отметить, что сухие цифры ВВП не отражают качественных изменений, происходящих в социально-экономической сфере. Уже сейчас Турция является крупнейшим государством региона, а завершив переход к производству высокотехнологичной продукции, страна сможет осуществить стремительный рывок в развитии.