В центре глобального Юга

Главная / Новости / В центре глобального Юга

Индия врывается в топ стран — российских торговых партнеров. Разворот на Восток для российского экспорта кажется вынужденным, однако он предопределен экономикой, демографией и географией наших стран.

Отношения России и Индии последние пару лет переживают ренессанс. В 2023 году Индия стала одним из наших ведущих торговых партнеров, за десять месяцев мы достигли товарооборота в 55 млрд долларов (в 2022-м он составил 35 млрд за весь год). Эта страна уже обошла Китай, став главным импортером российской нефти. Сложившийся энергетико-экономический союз — вынужденный: Индия самостоятельно обеспечивает только 30% своей потребности в нефти и газе и потому импортирует топливо в огромных объемах.

«Россия вошла в число основных торговых партнеров Индии. Мы удерживаем ведущие позиции в поставках углеводородного сырья, обеспечивая более трети индийского импорта минеральных удобрений, продукции агропромышленного и алмазно-бриллиантового комплекса», — отметил посол РФ в Индии Денис Алипов на пленарном заседании XIV Индийско-российского бизнес-диалога, ссылаясь на статистические данные Индии.

Сегодня до половины ВВП Индии создается сферой услуг, в частности, страна — флагман офшорного программирования. Однако, несмотря на очевидные успехи, сотни миллионов рабочих рук программированием не занять. Именно поэтому долгосрочную ставку индийское правительство делает на трудоемкую промышленность.

В историческом масштабе экономика страны только-только встала на путь индустриализации. За последние годы сделано многое, созданы целые отрасли промышленности: сталелитейная, автомобильная, химическая, зарождается железнодорожное машиностроение. Есть амбиции развивать авиастроение, электронику, космонавтику и множество других отраслей.

Конечно, до стран-конкурентов, в первую очередь Китая, Южной Кореи и Тайваня, Индии еще очень далеко; чтобы догнать их, потребуются десятилетия и триллионы инвестиций. Однако здесь самый крупный в мире подушевой рынок сбыта и огромные темпы роста экономики.

Старый друг

В прошлом году отмечалось знаковое событие: численность населения Индии превысила показатели Китая, достигнув 1,423 млрд человек. Но при сопоставимых сегодня размерах населения у этих стран есть существенное отличие: в Китае демографическая кривая уже пошла вниз, тогда как у индийцев рождаемость продолжает расти. По прогнозам, к 2050 году разрыв заметно увеличится: 1,34 и 1,7 млрд человек соответственно.

Несмотря на феноменальное увеличение номинального ВВП Индии в последние годы, ВВП на душу населения здесь все еще ниже среднемировых значений. По итогам 2022 года страна занимает 169-е место в мире по этому показателю — 2466 долларов на человека. Потенциал роста даже до китайских 12 800 долларов — гигантский.

Если верить долгосрочным прогнозам Goldman Sachs, то определяющим фактором для развития экономики является не наличие ресурсов или технологий, а демографическая ситуация. Экстраполируя сегодняшние тренды в общепринятых границах государств, аналитики утверждают, что в конце этого века из G7 (семь экономик планеты, считавшихся крупнейшими в 1990-х годах, за исключением Китая) в топ-7 останется лишь одна — США. Место выбывших займут азиаты, прежде всего Китай, Индия и Индонезия.

Старых российских экономических партнеров — Германию и Великобританию — по объемам ВВП обойдут Египет, Нигерия и Пакистан. Именно поэтому разворот отечественного сырьевого экспорта на Восток и Юг давно предопределен, но теперь вместе с ним разворачивается и наш логистический и политический фокус.

Партнерство с Югом

России такое изменение мирового баланса сил крайне выгодно: с двумя будущими экономическими центрами, Индией и Китаем (кстати, конфликтующими между собой), мы имеем отношения, близкие к союзническим. Армейское снаряжение обеих стран часто имеет гордый шильдик «Сделано в России».

Однако военно-техническим сотрудничеством отношения между нашими странами не ограничиваются. Так, российский «Росатом» строит крупнейшую в Индии АЭС «Куданкулам»: два энергоблока ВВЭР-1000 уже введены в эксплуатацию, еще два находятся в финальной стадии, а два оставшихся будут запущены до конца десятилетия.

Компания «Роснефть» владеет околоконтрольной долей в Nayara Energy Limited. Главный актив этой компании, помимо порта и сбытовой сети, — второй по мощности НПЗ в стране, способный перерабатывать 20 млн тонн нефти в год. Индекс сложности Нельсона — 11,8, завод входит в десятку лучших заводов мира. В индийские предприятия также инвестировали «Сибур», Трансмашхолдинг, МТС, НЛМК и другие крупнейшие российские компании.

Впрочем, Индия в нашей стране также видит партнера. В частности, уже много лет обсуждается строительство газопровода (в 2021-м от этой идеи отказались, однако после событий 2022 года проект может вновь стать актуальным). Кроме того, ведется совместная работа над прокладкой нового транспортного коридора «Север — Юг» через Каспийское море.

Новый рынок

Переориентация российского экспорта на Восток — адекватный ответ на европейское эмбарго, наложенное на отечественные нефть и уголь. В мире не так много рынков сбыта, подходящих нам по размеру, и то, что индийцы создали огромный спрос, забрав все излишки подсанкционной нефти, — большая удача.

Впрочем, ситуацию лучше назвать созависимостью: доля России в структуре импорта нефти в Индию сегодня близка к 50%. Это цифра критическая: любой перерыв в поставках может спровоцировать топливный кризис в стране.

Но наш вроде бы вынужденный союз на самом деле предопределен географией, геологией, а главное, демографией и экономикой. Правительство Индии в текущем финансовом году (с 1 апреля по 31 марта) прогнозирует повышение ВВП на 7,3%. Это самая быстрорастущая экономика из крупных, по темпам развития заметно опережающая Китай, экономика которого замедлилась в последние годы до 5%.

Goldman Sachs считает, что ВВП Индии будет увеличиваться на 6–7% в год. Учитывая текущий размер экономики страны (третья в мире по ППС), это гигантские цифры. Чтобы обеспечить такой взлет, нужна энергия: нефть, газ, уголь, — а значит, российский экспорт здесь будет востребован как минимум еще несколько десятилетий. Другой вопрос — что Индия может предложить взамен.

Где работает индиец

Сейчас промышленность Индии считается третьей по размерам в мире, она уступает лишь Китаю и США, но уже в два (!) раза опережает Германию. Доля промышленного производства, включая строительство, в ВВП Индии составляет около 25%. Обрабатывающие отрасли при этом занимают долю примерно 16–17%, что существенно выше, чем в России (13,8%), но ниже, чем в КНР (27,5%). Крупнейшие сферы — производство железа и стали, минералов и драгоценных металлов; активно развивается химическая промышленность, автомобилестроение.

И это не предел. До сих пор две трети населения страны — сельские жители. Больше половины рабочих рук занято в сельском хозяйстве, которое создает лишь 20% ВВП республики. Да, это государство — сельскохозяйственный гигант, мировой лидер по выращиванию бананов. По производству пшеницы (более 107 млн тонн в год) и риса (120 млн тонн) оно опережает Россию, хотя и уступает Китаю. Индия — крупнейший в мире производитель хлопка и поставщик хлопчатобумажных тканей, которые производятся на 750 фабриках. Ткани составляют треть индийского экспорта.

Список можно продолжать долго. Однако сельское хозяйство в стране развивается преимущественно экстенсивно, и у индийской экономики, в отличие от Запада и Китая, есть огромный мобилизационный ресурс для промышленного рывка. С учетом половозрастной структуры населения к станку в ближайшие десятилетия потенциально может встать от 250 до 500 млн человек — это огромные резервы, способные серьезно повлиять на мировой экономический баланс.

Make in India

Десятилетие назад, в 2014 году, правительство страны запустило знаковую программу модернизации экономики — Make in India. Цель этой политико-экономической программы — привлечь капитал и технологии в обмен на дешевый труд. Инициатива нацелена на 25 секторов экономики для создания рабочих мест и повышения квалификации, ее миссия — превращение Индии в «глобальный центр экспорта, дизайна и производства».

Нельзя сказать, что все амбициозные цели программы выполнены, однако сама по себе она принесла много пользы, открыв страну для мировых компаний: вести бизнес здесь стало намного проще, были облегчены юридические, внешнеэкономические и фискальные процедуры. В результате промышленность Индии начала расти гигантскими темпами. В 2015 году республика обогнала Китай и США по объему привлеченных прямых иностранных инвестиций.

Еще одним результатом программы стало создание второй по размеру в мире сталелитейной отрасли с выплавкой 124 млн тонн в прошлом финансовом году. За десятилетие в отрасль было вложено более 17 млрд долларов. Сегодня в стране работает более 30 крупных и несколько сотен мелких сталелитейных заводов. Однако планы на ближайшую пятилетку еще более амбициозны: Индия собирается нарастить производство до 300 млн тонн стали в год. Для такого рывка требуется огромное количество сырья — железной руды и коксующегося угля. И если с железной рудой в Индии все в порядке (по ее добыче страна занимает четвертое место в мире после Китая, Бразилии и Австралии, покрывая большую часть потребности в сырье), то коксующегося угля явный дефицит.

Индия — четвертая по запасам и вторая по добыче угля в мире. Но по мере роста экономики спрос на уголь будет расти, особенно на металлургические сорта, которых в стране мало. Поэтому переориентация российского угольного экспорта с Европы на Индию тоже процесс закономерный.

Кому нужна сталь?

Одно из крупных направлений использования стали — автомобильная промышленность. В прошлом году авторынок Индии стал третьим в мире, здесь было продано более 4,2 млн автомобилей. Больше машин продается только в Китае (24 млн в год) и США (13,7 млн).

При этом рынок динамично растет. Согласно статистике, в Индии на 1000 человек всего 22 автомобиля, а своя машина есть лишь у 8% семей. Для сравнения: в России и Китае эта цифра намного больше — 300 авто на 1000 человек. То есть количество продаваемых и эксплуатируемых автомобилей в стране в ближайшие годы может кратно увеличиться.

Индийский авторынок сильно отличается от рынков других стран. Многие мировые компании разрабатывают десятки моделей специально для этой страны, а на рынке присутствуют как локальные предприятия, так и экспаты. В Индии работает более 40 заводов по производству или сборке машин; признанный лидер — Maruti Suzuki, подразделение японской Suzuki, которое продает каждый второй легковой автомобиль в стране.

В сегменте коммерческих машин первое место держит местный концерн Tata Motors. Помимо индийских аналогов «Газелей» предприятие производит тракторы, автобусы и грузовики. Mahindra Group — ведущее предприятие по выпуску тракторов и строительной техники. Вообще, этот сегмент в Индии очень развит: каждый третий трактор в мире производится и продается в этой стране.

Специфика местной экономики и климата создает еще одну крайне популярную у населения нишу — двухколесный транспорт. Здесь лидирует компания Hero MotoCorp, объемы продаж которой достигают 8–9 млн единиц техники в год.

Где авто — там бензин

Автопром тянет за собой другие сферы, в первую очередь химическую промышленность. Уже сегодня химпром Индии — важнейшая отрасль экономики, где трудится более 5 млн человек и создается до 5% ВВП.

Одних только нефтеперерабатывающих заводов в стране более 20, их совокупная мощность превышает 250 млн тонн год. А крупнейшим и сложнейшим НПЗ в мире считается Jamnagar мощностью более 68 млн тонн в год. Для понимания масштабов: самый большой российский НПЗ — Омский — способен перерабатывать всего 22 млн тонн нефти в год.

НПЗ Jamnagar построен «на вырост», с перспективой расширения внутреннего рынка. За последний год этот завод сыграл ключевую роль в перераспределении российских нефтяных потоков, и во многом благодаря ему нефтедефицитная Индия превратилась в мирового гиганта по продаже топлива. Экспорт дизельного топлива из Индии достиг беспрецедентного уровня, доходя до 0,6 млн баррелей в день. Очевидно, что по мере роста внутреннего потребления все эти объемы будут перенаправляться на внутренний рынок.

У нефтеперерабатывающей отрасли уже имеются огромные достижения, но ее перспективы еще лучше. По словам министра нефти Индии Хардипа Сингх Пури, энергопотребление страны растет втрое быстрее, чем среднемировое, поэтому через двадцать лет республика будет покупать каждую четвертую экспортную тонну нефти на мировом рынке.

Развиваются и другие сферы переработки. Так, по производству удобрений страна занимает второе место в Азии. Активно расширяется производство пластмасс, резины, растворителей.

Особо лелеемое властями направление — фармацевтика. Сегодня в Индии работает более 10,5 тыс. предприятий, соответствующих требованиям Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов. Этими промплощадками владеют более 3000 различных фармацевтических компаний. В результате фармацевтическая промышленность Индии в 2022 году заняла третье место в мире по объему предлагаемой продукции и четырнадцатое — по ее стоимости, став крупнейшим поставщиком непатентованных препаратов (20% мирового объема производства лекарств). Благодаря обилию сырья и дешевой рабочей силе стоимость изготовления препаратов в Индии на треть ниже, чем на предприятиях Европы и Америки.

Аналитик Goldman Sachs Сантану Сенгупта резюмирует: одним из ключевых факторов успеха Индии является демографическая ситуация. Эксперт считает, что в ближайшие 20 лет страна сможет использовать это преимущество для увеличения своего производственного потенциала, развития сектора услуг и инфраструктуры.

Источник:
Прокрутить вверх