Залив особого значения

ФЁДОР ЛУКЬЯНОВ

Главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» с момента его основания в 2002 году. Председатель Президиума Совета по внешней и оборонной политике России с 2012 года. Директор по научной работе Международного дискуссионного клуба «Валдай». Профессор-исследователь Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». 

Поездка российского президента в Саудовскую Аравию и Объединённые Арабские Эмираты, а сразу за ней – визит в Москву президента Ирана напомнили о значении, которое Персидский залив приобрёл и в международных делах, и особенно в отечественной внешней политике.

Не то чтобы на регион не обращали внимания прежде – причины внимательно за ним наблюдать находились всегда. Однако это были, в первую очередь, вопросы природных ресурсов и геополитической борьбы, с ними связанной.

Сейчас структура международной системы изменилась. Во-первых, так называемые средние державы, а все упомянутые относятся к этой категории, играют намного более заметную роль, чем десять-пятнадцать лет назад, и это влияние растёт за счёт крупных стран. Во-вторых, региональная политика всё чаще определяется региональными же силами, даже если речь о территории, где сходятся большие внешние интересы.

Общих тем с государствами Залива много, и практически все они имеют для России первоочередное значение.

Само собой разумеется, управление нефтяными рынками. ОПЕК+ оказался на удивление стойким к мировым военно-политическим потрясениям. Напряжение внутри клуба растёт, но пока удаётся находить компромисс. Важность этого для России трудно переоценить в экономическом (доходы) и политическом (влияние на процессы мирового масштаба) смысле. Денежный вопрос – это не только регулирование цен на нефть, но и в принципе взаимодействие с преуспевающими арабскими монархиями. Они с интересом смотрят на возможности, которые предоставляет освобождающийся от западного присутствия российский рынок, изучая пути обхода вводимых США и Европой ограничений. Естественно, никто не хочет подставляться под карательные меры Вашингтона, поскольку возможностей ущемить интересы давних арабских партнёров у Соединённых Штатов существует изрядно. Отсюда осторожность и крайняя осмотрительность.

Но на фоне мировых перемен государства, которые прежде неукоснительно соблюдали блоковую дисциплину, стали вести себя гораздо более независимо.

Натянутые отношения саудовского руководства и администрации США при Байдене хорошо известны. И дело не только в трагической истории журналиста Хашогги или пикировках на тему прав и демократии. Эр-Рияд чётко уловил мировые сдвиги и резко раздвинул рамки. Они не исчезли совсем, но, без сомнения, расширились. И Соединённым Штатам приходится с неудовольствием это принимать. Для стран, прежде находившихся в подчинённом положении, появилась отличная возможность изменить ситуацию и избавиться от опеки.

Совместная тема России и государств вокруг Залива – положение на Ближнем Востоке. Вообще, серьёзное возвращение Москвы в этот регион началось с операции в Сирии в 2015 г., когда российское вмешательство изменило ход событий. Тогда ведущие страны, в первую очередь Саудовская Аравия, впервые посмотрели на Россию как на по-настоящему значимый для них фактор. После чего началось полномасштабное взаимодействие.

Сегодня регион переживает очередной катаклизм в секторе Газа, исход которого может быть противоречив. С одной стороны, налицо демонстрация тупика, в который завёл всех палестинский вопрос. С другой – не исключено, что никаких принципиальных изменений вообще не случится. Задача, с которой согласны все, – необходима новая схема регионального устройства. Пожелания у всех разные, но готового рецепта нет вообще ни у кого. В этом смысле участие всех сторон, не только заинтересованных, но и тех, у кого есть ресурс какого-то влияния, – обязательно.

Наконец, приоритетная для России тема – украинский конфликт. Как ни странно, государства, расположенные вокруг Персидского залива, оказались с ним довольно тесно связаны. Военно-техническое сотрудничество с Ираном, тихая дипломатия Саудовской Аравии, ОАЭ и Катара для решения конкретных вопросов, общий независимый настрой субрегиона – всё это в сложившихся обстоятельствах играет большую роль, чем кто-то мог представить себе два года назад.

Российская политика и дипломатия переустраиваются на новый лад. После того как Запад выпал из отечественной внешнеполитической палитры (на этом направлении нет ничего, кроме конфронтации), образуются, иногда довольно спонтанно, её новые сегменты. Впрочем, применительно к Заливу стоит говорить даже об опоре – как видно даже из беглого описания повестки, она вполне всеобъемлющая. И эта опора важна не только потому, что она обильно обеспечена ресурсами.

Новый баланс российская международная деятельность ещё только должна обрести.

Понятно, что особняком стоит Китай – просто в силу своего масштаба и мировой роли. Но именно поэтому так важны любые эффективные способы его уравновесить. Есть другие державы в Восточной и Южной Азии, однако там присутствует элемент их соперничества с Пекином. А вот состоятельные и влиятельные государства Западной Азии, прежде всего монархии Залива, это противовес без противостояния.

Иран, Саудовскую Аравию и ОАЭ связывают друг с другом непростые отношения. Но все эти три страны со следующего месяца вступят в БРИКС+, и это характерное изменение. Перспективный тип международных организаций – это не клуб единомышленников, а собрание тех, кто способен по-разному влиять на важные процессы и договариваться о равнодействующей этого влияния. Нелегко, зато эффективно.

Источник:
Прокрутить вверх